ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Культурний аспект
«Золотые скрипки Одессы». Эпоха возрождения скрипичной легенды
11:53 / 31.10.2018

Не хочу даже говорить такие напыщенные и высокопарные слова, как, дескать, отгремел Четвёртый Международный Фестиваль «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида». Разве можно с таким откровенно-кричащим пафосом ставить затем рядом со словами о самом фестивале, такие тонкие и хрупкие музыкальные термины, как Cappricciozo, Dolce, Pianissimo, Staccato, Picciccatto и многими другими обозначениями музыкальной палитры? Пафосная речь, даже сказанная про себя, по-моему, может грубо «ухнуть» здесь мало желанным Fortissimo по ушам, как скрежет ржававого железа в ночной тишине. Четвёртый Международный фестиваль «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида» состоялся, но не прошёл, как рядовое праздничное событие. Флёр его задумки — возродить интерес в городской среде к скрипичной музыке, её лучшим мировым классическим образцам, к умению каждого, как в былые времена, маленького одессита или одесситки, играть на скрипке-восьмушке, к желанию их родителей непременно отдать ребёнка учиться в музыкальную школу и купить этот дивный инструмент, скрипку, более других способный подражать человеческому голосу, будет долго будоражить умы и души всех, кто приехал-уехал-выступил и всех, кто остался и ждёт следующего, Пятого. Это возрождение стремления к массовому, но и одновременно, элитарному искусству задумал и подарил одесситам заслуженный журналист Украины, музыкант, в прошлом — заведующий отделом струнных инструментов в школе им. П.Столярского, создатель и бессменный руководитель ТРК «Новая Одесса», «Медиа-Информ» Игорь Николаевич Покровский.

Корр.:Сам фестиваль показал, сколько красоты музыкальной, интеллектуальной, если хотите, исторической, связано с музыкой и не только скрипичной. Когда Вы решили создать этот фестиваль о чём думалось, мечталось, что виделось?

Когда я ещё работал в Специализированной музыкальной школе им. П.Столярского, уже в то время начался экономический спад, связанный с перестройкой, полуперестройкой. Увы, стало ощущаться и падение интереса к музыке. Кризис вскоре неминул дать о себе знать. Вот , когда я там учился, то каждый класс мог претендовать на выпуск одного-двух скрипачей, которые смело могли выходить на любую зарубежную сцену, в качестве концертирующего солиста. Многие затем уезжали в Москву. Но вот Давид Ойстрах всегда особо симпатизировал родному городу и даже содействовал поступлению молодых талантов в вузы. Были даже некие квоты «на принятие» одного из Украины, одного абитуриента из , к примеру, Азербайджана и т.д. Одесситы всегда превышали любые квоты на поступления в Московскую консерваторию или аспирантуру. Так «зазвучали» имена Александра Винницкого, Михаила Ваймана, Доры Шварцбрах, Полины Козляцкой и других. Но в 2000-х из школы им. Столярского уже выходили единицы, а «не пачками» , как раньше. Для меня это было грустно. Я понимал, что скрипка — это инструмент, который в Одессе имеет особое значение, некую генетическую привязанность и подоплёку. Одесса, уж не знаю с чем это связано, толи с воздухом, толи с солнцем, всегда рождала людей, которые приспособлены к скрипке. Вот рождался ребёнок в обычной семье, в 5-6 лет брал скрипочку в ручёнки, первое время скрипел, пищал, мучал уши соседей и души родителей. а затем вдруг начинал играть. И все вокруг понимали, что это музыка. а ребёнок талантлив. И ребёнок начинал очень быстро развиваться... К сожалению, в момент смены строя, власти, кризиса поле для таких талантов исчезло. Уехали или ушли в иной мир педагоги, исчез тотальный интерес, я бы сказал, социальная платформа. Скрипка ведь инструмент, который даёт специальность. Если в детстве — «это пошло», то жизненный путь определён и продуктивен. Примеров тому масса. Вот на Четвёртый фестиваль приехал Алик Трегер, из города Бендеры, воспитанник моего соученика Семёна Абрамовича, который сейчас уже ушёл на пенсию, но многие годы играл в Великобритании в Королевском симфоническом оркестре, а когда уже эмигрировал в Израиль, то сразу получил там место, стал сразу обеспеченным человеком. Т.Е., специальность давала возможность не просто жить, а жить благополучно. А между тем, в Одессе, где рождались и я уверен, продолжают рождаться таланты, пропал интерес к такой перспективной специальности на начальном этапе этого трудоёмкого, согласен, и затратного пути. И вот я решил возродить этот интерес. Четыре года назад состоялся первый фестиваль. В следующем году будет уже Пятый, маленький юбилей. Чтобы прошёл первый форум я ходил по разным кабинетам и начальникам, мэрам. Мне не отказывали, говорили ДА и на этом всё завершалось. Я прекрасно понимал, что разговарию с людьми, которых это совершенно не волнует. И, пожалуй, первый человек, который этим неожиданно заинтересовался, оказался Павел Вугельман, вице-мэр Одессы. Не знаю с чем это связано. Может быть он сам когда-то играл на скрипке или кто-то из его родных или он просто музыку любит. Но благодаря его содействию фестиваль нашёл поддержку. В конце концов, все говорят о том, как мы стремимся в Европу. Но ведь наши скрипачи уже давно «бесчинствуют» и на европейских сценах, и за океаном, и на Ближнем Востоке, и в странах Персидского Залива. Они и гастролируют, и создают собственные скрипичные школы, и устраивают фестивали. А это одесситы! Так что участие мэрии в организации и проведении «Золотых скрипок Одессы», как нельзя более логично и перманентно актуально. После обращения к Павлу Вугельману, как говорится, понеслось: каждый фестиваль имел свою идею — концепцию, своё название.

(Справка:Первый фестиваль имел название «Золотые скрипки Одессы. Отцы и дети» , Второй- «Золотые скрипки Одессы. Начало», — Третий- «Золотые скрики Одессы. Призрак скрипки в Опере», Четвёртый — «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида»).

Тематика была определённая и идея существовала. Чтобы заинтриговать именно одесскими площадками и духом города и его значением в мировой скрипичной элите. А это единственный город, который может похвастаться «производством» скрипачей. Такого второго города нет в мире. И я считаю, что за это время мне удалось сдвинуть этот «поезд, стоящий на запасных путях» с мёртвой точки. И появился фестиваль, который стал международным и престижным. Ибо, когда я позвонил тому же Алику Трегеру и Олегу Крысе с предложением приехать и выступить и, если они согласны, уже обсудить программу, я ни от них, ни, практически, ещё от кого не услышал вопрос А сколько?» Такого вопроса просто нет. Более того они и сами со смехом говорят: Ясно, мы ничего не получим.... Но каждому было престижно играть в Оперном, с симфоническим оркестром в Филармонии с мыслью о том, что этот город — родина великих скрипачей. Это всегда было престижно, но не было так сконцентрировано и организовано. Всё было больше на бумаге — мы праздновали юбилеи Ойстраха и Лизы Гилельс и остальных, кого можно перечислять до утра. Но не более того. Теперь предметно создано то поле, на котором они росли, это тот город, в котором они родились и, где впервые зазвучали их скрипки.

Корр.: Игорь Николаевич, по сути Вы создали уникальный культурный простор и площадку для инвестиций в культуру?

И.П. Нет, я бы это уникальным не назвал. В последнее время почти все международные музыкальные фестивали стали отличным средством коммуникации: коммуникации между бизнесои и.....бизнесом, политиками, дипломатами, людьми из искусства, между городами, областями, странами и целыми егионами на различных континентах....

Корр.: Но, в любом случаи есть то, в данном контексте музыка, что никто не может затронуть, обойти, проигнорировать, даже, если б было сильное желание...

И.П. Да , в этом смысле музыкальные фестивали — не преувеличим — «Острова Свободы и Надежды». В Европе и Америке самые престижные фестивали проходят в небольших городах. Ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне, ни в Париже. Конечно, во-первых, небольшой город может позволить себе принять локально большое количество людей, если у него есть своя инфраструктура. Это привлекает, во-вторых, туристов. Ну кто бы знал этот Давос, хотя он и в Швейцарских Альпах, где всего 3 тыс. жителей, если бы не экономический форум с верхушки политического истеблишмента? А Одессу сам Бог создал для того, чтобы проводить такие мероприятия. Их не должно быть много, т.к. они очень объёмные и люди должны иметь возможность посетить все мероприятия, запланированные тем или иным фестивалем. Как говорится, нет проблем, если это фетивали еды и хенд-мейда. Но культурные — совсем другое дело.

На Четвёртый Международный Фестиваль «Золотые скрипки Одессы. Дети царя Давида» приехало очень много гостей из зарубежа. Гостиницы были заняты туристами из Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, США, Канады и т.д. Это были не музыканты, но повидавшие немало таких культурных событий. Они были в восхищении и от организации, и от участников, и от музыки. Вспомните только open air в Горсаду, когда сидело, стояло только у ротонды более 2 тыс. человек, все кафе были заполнены...

Корр.:Посетители кафе и ресторанов сидели очень тихо и, по-моему, слушали. Не было слышно даже разговоров. ни то, чтобы чоканья бокалов, а ведь народ южный, темпераментный...

И.П. Событие стало привлекать множество туристов, которые приезжают сюда на 5-6- дней. Я далёк от мысли, что Одесса при этом сразу экономически расцвела. Но при этом всём, — это средство коммуникации, а затем «цыганская почта», сарафанное радио, как хотите, так и называйте безотказно делают своё дело. Я надеюсь, что этот фестиваль будет развиваться. Не хочу устраивать какие- то конкурсы, их и так много. Вот в рамках фестиваля — с удовольствием. Я бы устроил тут конкурс скрипичных мастеров, их очень сейчас много. Сейчас такой скрипичный бум в мире, можно сказать, дух Страдивари, великого создателя скрипок, бродит по миру. Следующий фестиваль я так и назову «Золотые скрипки Одессы. Скрипичный бум». И Одесса оказалась, если ни в центре, то, точно не скраю и стала одной из таких точек в мире. И раз уж мы получили статус Международного фестиваля, когда приезжают сюда лучшие скрипачи мира, я хочу, чтобы это было площадкой и для молодых скрипачей, для появления новых имён. Я также очень надеюсь, что здесь появятся и первые скрипачи мира. Многие из них уже люди пожилые, поэтому дай Бог им здоровья! В следующем году будет 100-летие Елизаветы Гилельс. В рамках «Золотых скрипок.... будет концерт её памяти и, конечно же, гала-концерт. Я сейчас не буду называть имён всех тех, кого хочу пригласить на Пятый фестиваль, но, поверьте, они на слуху в музыкальном мире.

Корр.: У Вас есть возможность на протяжении всего года показывать по ТВ-каналу «Медиа-Информ» все выступления участников фестиваля. По себе могу сказать, когда слышишь этот «плач или смех скрипки», а музыканты творят чудеса с инструментом, замираешь, присаживаешься и хочешь слушать бесконечно. Вы не думаете создать собственный телеканал культура? Одесса ведь уникальна своей культурной средой и такой канал уж точно не станет исключительно региональным?

И.П. Мне прислали договор с российского ТВ-канала «Культура» для размещения там трансляции «Золотых скрипок.... Я отказался и думаю, что всем понятно почему. К сожалению, тот канал «Культура», который существует в Украине даже не интересовался нашим фестивалем. А меня, в свою очередь, не слишком интересовал этот канал, потому что к культуре, в лучшем понимании этого значения, он не имеет отношения. Местный телеканал такой направленности — не реален. Это слишком затратно, он может быть только дотационным от начала и до конца. И так полно дотационных кнаналов, но они работают в определённом ключе и под конкретную ситуацию. Возможно, более осуществимо создание телеканала классической музыки. Но он нужен был бы не только Одессе, но и всей Украине. Сегодня, какой бы канал мы бы ни включили видим сплошной негатив, ужасающие новости. Если где-то в Перу упал автобус с местными жителями, — мы здесь уже об этом узнаем через 5 минут, а новостях по всем каналам это идёт в течение всего дня. Если у нас, какие-либо зловещие события в рубрике «Бытовуха», скажем, сидели — ели — пили- поножовщина, — конечно, трагично, но явно не топ-тема. А это делают искусственно, чуть ли ни главным событием информационных программ, нисколько не заботясь о последствиях массового психологического воздействия. А политика? У нас нет ни одного человека, который бы отказался сам от своей должности, хотя бы в силу порядочности. А человек обязан ведь обладать таким уровнем культуры, чтобы остаться самим собой и заниматься тем, что умеет, и что у него получается, по-настоящему. У нас в итоге, такой горе-руководитель в лучшем случаи идёт на больничный, а затем бежит, а в худшем случаи должен сидеть......

Корр.: Так что музыкальные фестивали, вообще и Ваш, в частности, это стремление, хотя бы косвенно исправить это мир?

И.П. Люди, которые приехали на Четвёртый фестиваль, уже не те, которые приезжали на Первый, так сказать, посмотреть, вспомнить и понастольгировать. Сейчас приехали те, кто воспринимает Одессу, как музыкальную скрипичную Мекку. Вот это очень приятно, это главное и я понял это из общения с ними. А для меня самым важным является то, чтобы фестиваль «Золотые скрипки Одессы» существовал и развивался, как можно дольше и лучше, много, много лет...

Беседовала Ольга Шубина.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту