![]() |
|
![]() |
![]() |
Каждая власть совершает действия, последствия которых сложно оценить сразу и в полной мере. Однако они кардинально меняют ход дальнейших событий. 5 августа 2011 года станет для Виктора Януковича тем самым поворотным днем. В этом сегодня мало кто сомневается, пишет Виктория Сюмар в «Украинской правде».
ВЫЗОВЫ ДЛЯ ВЛАСТИ
Что побудило президента и его окружение принять решение об аресте Тимошенко — уже не суть важно. На Банковой, конечно, ожидали критической реакции Запада, но точно не ждали такого внимания к событиям в Украине, такого шквала и такого тона заявлений. Даром, что на дворе отпускной август, а мировая экономика стремительно погружается в финансовый кризис.
Суть прозвучавших заявлений сводится к тому, что если Тимошенко не окажется на свободе и дело не будет закрыто, украинская власть попадает в разряд «авторитарных режимов», общаться с которыми не принято ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе.
Для Запада «дело Тимошенко» — это изначально «дело, шитое белыми нитками». Ведь в их понимании подписание соглашений (в данном случае газовых) является политическим деянием, ответственность за которое может быть только политической — неизбрание на выборах, что и случилось с Тимошенко. Таким образом, наказание за свои действия, согласно логике Запада, она уже понесла. Уголовная ответственность в данном случае — это преследование политического оппонента. И никак иначе. И так считают во всех главных столицах мира.
Там не понимают, какие другие причины могли побудить суд бросить за решетку главную оппозиционерку страны, которая исправно является на допросы и в зал суда. Мелкие театральные нюансы поведения экс-премьера вряд ли можно считать основанием для ее помещения в СИЗО.
Иногда складывается впечатление, что этих простых вещей на Банковой попросту не понимают. Равно как не понимают ценности таких понятий, как репутация, имидж.
Многие нынешние власть имущие живут в своем мире и уверены, что заявления про демократию и правовое государство — это такая дипломатическая игра, не имеющая ничего общего с реальностью.
Между тем на Западе больше доверяют функционирующим институтам правового государства и гражданского общества, нежели тем понятиям, по которым привыкли жить представители нынешней украинской власти.
Многие из тех, кто еще вчера был готов договариваться с украинской властной верхушкой, уже устали от такого специфического уровня понимания глобальных процессов и мировой политики. И потому в заявлениях впервые мелькнуло неприятное слово «санкции».
Безусловно, речь не идет пока о каких-то громких решениях относительно целой страны, но некоторые представители власти вполне могут столкнуться с визовыми проблемами, как это уже случилось с Юрием Иванющенко. Не исключено, что и господин Киреев (судья в «деле Тимошенко». — Ред.) уже обречен отдыхать в солнечной Анталии. И никогда в Европе.
Второй вызов — соглашение об ассоциации с ЕС. Если кто в команде президента искренне хотел серьезно навредить подписанию соглашения и добиться отказа от западного вектора, то он, должно быть, очень ратовал за арест Тимошенко. Отказ от создания зоны свободной торговли с Евросоюзом автоматически означает единение с Таможенным союзом.
Кстати, тем, как украинская власть обращается с Тимошенко, очень не довольна и Москва. Там, скорее всего, обидятся, устроят проблемы с газовыми соглашениями, пожурят, а потом все же милостиво согласятся принять Киев в Таможенный союз. Но на своих условиях.
Таким образом, власть останется практически без возможности маневра. И это в то время, когда мировые рынки лихорадит, а экономика США находится в одном шаге от дефолта. Что будет с мировой экономикой, трудно даже представить. А нестабильные экономики, зависимые от иностранных кредитов и инвестиций, пострадают в первую очередь. Так что с экономическими прорывами и экономической эффективностью реформ придется подождать.
На практике это означает дальнейшее ухудшение благосостояния большинства украинцев, рост протестных настроений и, как следствие, падение рейтингов власти.
Еще недавно у недовольных и разочарованных политиками как «оранжевого», так и «сине-белого» лагерей не было альтернативы. Но сейчас эту альтернативу упрямо создает власть. Народ любит обиженных. Обижают — значит боятся. Боятся — значит есть сила. Есть сила — значит есть способность и воля к сопротивлению.
Сделав 5 августа один непродуманный шаг, власть сама себя загнала в тупик: выпустить Юлю — это значит выглядеть слабыми и непоследовательными, к тому же получить сразу серьезнейшего противника на выборах следующего года. Оставить ее за решеткой — значит закрыть для себя границу, по крайней мере, западную.
ВЫЗОВЫ ДЛЯ ОППОЗИЦИИ
Арест Тимошенко — это безусловный шанс для активизации оппозиции. И вряд ли найдутся те, кто не захочет воспользоваться этим шансом в преддверии парламентских выборов. Резкие заявления Яценюка, Гриценко и решение Кличко прервать подготовку к следующему бою, дабы вернуться на «бои Родины», демонстрируют уровень накала в среде оппозиционных сил. Но есть вещи, которые эти политики осознают и помимо хорошей темы для выборов. В случае окончательной расправы над Тимошенко понятие «оппозиция» вообще исчезнет как явление. О какой-либо самостоятельной политической игре придется забыть надолго. Авторитарные режимы не особо лояльны к тем, кто стремится стать им альтернативой.
Украинские демократы объединяются перед расстрелом? Похоже, в понимании многих это время наступило.
Но тут оппозиционеров ждет столкновение с некоторыми сложными вызовами. Во-первых, вступая в борьбу за свободу Тимошенко, они автоматически признают ее лидером объединенной оппозиции и работают на повышение, прежде всего, ее рейтинга. Это многим не нравится. И не только потому, что эти люди не способны к объединению. Просто все понимают, что объединяться с Тимошенко невозможно. Можно только быть ею поглощенным.
Юлия Владимировна всей своей политической деятельностью продемонстрировала — она может быть только номером один и только она может принимать решения. Вряд ли такой подход можно считать партнерским.
К тому же многие ее подходы и видения разделяют далеко не все те, кто мог бы стать потенциально сильным партнером Тимошенко в этой ситуации. Слишком много было историй, когда «в бой» шли одни, а реальные дивиденды получали совсем другие люди, нынче уже неплохо чувствующие себя в рядах регионалов. Да и дивиденды эти были далеки от нормального понимания политического процесса. Методы, подходы и результаты походов Тимошенко во власть еще слишком свежи в памяти многих.
Но главный вызов даже не в этом. Смысл объединения оппозиции состоит в том, чтобы быть альтернативой власти. То есть быть способными на новые подходы к политике. Это значит, как минимум, отказ от использования власти как доступа к ресурсу. Это значит иметь четкую и понятную программу действий и людей, способных эту программу воплотить в жизнь.
Пока всего этого у оппозиции нет. Как не было у Януковича, когда он пришел к власти на волне недовольства «оранжевыми». Что из этого вышло — наблюдаем сегодня.
Но ходить вот так по кругу — между политиков с разными цветами флагов — у страны просто больше нет времени и сил.
Нельзя бесконечно обесценивать жизненно важные слова и понятия — «демократия», «реформы» и так далее. Нужно начинать наполнять эти слова реальным смыслом.
Многие это понимают. Но мало кто поверит, что так произойдет, даже если Тимошенко выпустят и она вновь примет управление страной на себя. Скорее, ее освобождение и приход к власти обернутся очередным витком жесточайшего противостояния тем, кто сегодня чувствует себя триумфатором.
Как и в нынешнем случае, это вряд ли закончится становлением правового государства, а значит, дальнейшее развитие страны окажется невозможным.
Ныне проистекает очень важный этап, когда оппозиция должна понять и принять эти тезисы и приобрести новое качество. Или же ее следующий приход к власти будет обречен стать очередным разочарованием миллионов.
ВЫЗОВЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Надежды некоторых оппозиционеров не оправдались — арест Тимошенко не спровоцировал массовые народные волнения. Правы оказались те, кто верил, что огород и отдых в Анталии для народа важнее судьбы главной оппозиционерки.
Люди устали. Они стараются выжить. И как показывает опыт, в этом занятии все же стоит больше полагаться на себя, чем на много обещающих политиков.
Многие прямо говорят: это не НАША, это ИХ война. И указывают на труднопреодолимый водораздел между политической элитой и народом.
Но не будет ли поздно, когда власть решит начать войну с нами? Ведь аппетит приходит во время еды. Убрав Тимошенко, власть не приблизится к решению реальных проблем. И ей нужны будут новые виновные. Если их сложно будет найти, они будут назначены. Так уже было в нашей истории.
Сегодня ведь речь идет не о том, заслужила ли Тимошенко такую участь. Речь о том, работает ли в стране система правосудия, существует ли система сдерживания и противовесов, предсказуема ли власть в своих действиях и поступках?
Главный вызов для общества — способно ли оно к активной позиции, гражданскому консенсусу? Не во имя политических лидеров определенных цветов. А к консенсусу во имя понятных и прозрачных правил, именуемых правовым государством.
Сможем ли требовать этого от всех наших политиков? Сможем ли игнорировать популистские сказки и обещания сладкой жизни?
Положительные ответы на эти вопросы могут стать началом реального преобразования страны, которое не всегда начинается сверху, которое можно начать снизу. Такой консенсус лежит в основе любой политической нации.
Сегодняшние события — тест на способность этой нацией стать. Примечательно, что они происходят в преддверии двадцатой годовщины независимости. Двадцатилетие — хороший срок для того, чтобы научиться думать, действовать и нести ответственность. Это касается и власти, и оппозиции, а главное — всех живующих на территории Украины.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |