ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Базар по-армейски
17.08.2011 / Газета: Деловая Одесса / № 32(423) / Тираж: 16000

Конфликты и вооруженное насилие сопровождают человечество на протяжении всей истории его развития. Только после Второй мировой войны в мире было развязано около 200 локальных войн и военных конфликтов. А каждая война — это многочисленные человеческие жертвы, значительные материальные потери и трудновосполнимые экологические издержки. По статистике ООН, человечество тратит на оружие 800 миллиардов долларов в год. Это около 3% валового внутреннего продукта всего мира. Ныне экспорт вооружений и военной техники является органической частью внешней политики многих государств. Не отстает в этом плане и Украина...

Чем торгуем, почем торгуем

Сегодня на мировом рынке оружия сложилась любопытная ситуация. Дело в том, что многие государства не могут позволить себе использовать новейшие технологии и технику для создания собственного вооружения. А потому они будут вынуждены импортировать новые средства вооруженной борьбы из стран их производящих.

Вот почему на мировом рынке оружия нет передышек — здесь идет постоянная конкурентная война за рынки сбыта, ведь это источник колоссальных доходов. Сегодня ведущими экспортерами оружия являются США, Россия, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Китай и ряд других стран. До недавнего времени Украина уверенно входила в первую десятку, но за последние два-три года утратила свои позиции, опустившись на 13-е место.

Хорошо известно, что после развала Советского Союза Украине перепало вооружений и военной техники примерно на 90-100 миллиардов долларов. Огромное количество артиллерийских систем, танков и бронемашин, боевых самолетов и вертолетов, десятки тысяч единиц стрелкового оружия оказалось ненужным для собственной армии, тем более, что эта армия из года в год существенно сокращалась. Естественно, встал вопрос, что со всем этим добром делать?

В первые годы своей независимости Украина напоминала гигантскую пороховую бочку, начиненную смертоносным содержимым. Время от времени бочка давала «течь» — направо и налево уходили танки, истребители, ракеты, снаряды. Уходили под прикрытием «сверху», при попустительстве и безнаказанности тех, кто по долгу службы обязан был этому препятствовать. Сколько валюты потеряло государство в результате этих сделок, наверное, никто никогда не узнает.

Чтобы хоть как-то приостановить вал нелегальных поставок и контрабанды оружия, в 1996 году Кабинет министров Украины создал компанию «Укрспец-экспорт», которой передал монопольные права на торговлю украинским оружием. Эта мера позволила несколько нормализовать ситуацию с поставками оружия, хотя скандалы в этом направлении продолжаются до сих пор.

Только за семь лет — с 2000 по 2007 гг. — Украина заработала на продаже оружия 5,5 миллиардов долларов. Активнее всего мы торговали этим товаром во время второго президентского срока Леонида Кучмы — на 2000-2003 гг. приходится 65% отечественного военного экспорта в XXI веке. В последующие годы подобная тенденция сохранялась — в среднем за год Украина зарабатывала на экспорте оружия от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов.

Госслужба экспортного контроля в июле этого года обнародовала итоги работы ГК «Укрспецэкспорт» в 2010 году. Согласно этим данным, объем экспорта украинского вооружения в минувшем году составил 956,7 миллиона долларов по сравнению с 799,5 миллиона долларов в 2009 году.

Правда, при этом несколько изменилась география экспорта оружия. Из обнародованных данных следует, что главными покупателями украинского оружия стали страны Африки, среди которых по объемам закупок лидируют Судан и Демократическая Республика Конго (ДРК). Всего в Африку было поставлено 250 единиц танков и бронетехники. Из них 100 танков Т-72 и 30 Т-55 получила ДРК, а 60 танков Т-72М и 55 танков Т-55 — Судан. В ДРК также поставили по 12 артиллерийских установок БМ-21 «Град», 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и 152-мм САУ 2СЗ «Акация», 36 гаубиц Д-30 и три 82-мм миномета. Кроме того, ДРК в прошлом году купила в Украине 3 тысячи винтовок, 10 тысяч автоматов Калашникова, 500 легких и 100 тяжелых пулеметов, а также 1780 гранатометов всех типов.

Помимо этого, 26 штук 82-мм минометов закупила Кения, туда же было поставлено около 2,5 тысяч единиц легкого и тяжелого автоматического оружия. Небольшая по сравнению со своими соседями Уганда получила около 40 тысяч автоматов и сотни тяжелых пулеметов и станковых пулеметов.

Следует отметить, что самыми большими потребителями стрелкового оружия, по данным Госслужбы экспортного контроля, помимо упомянутой Уганды, являются США и Германия, закупившие в Украине соответственно 95,4 тыс. и 32,97 тыс. винтовок и карабинов. Кроме того, они приобрели 4 тыс. и 11,63 тыс. револьверов и пистолетов соответственно.

По условиям ещё одного контракта, который был обнародован в июне сего года, украинская государственная компания «Укрспецэкспорт» взялась поставить Эфиопии в течение двух лет 200 танков Т-72Е1 стоимостью более 100 миллионов долларов. До этой поставки предыдущим лидирующим по цене украинским контрактом в регионе была поставка Египту 200 БТР и 200 танков Т-62 на сумму более 100 миллионов долларов.

В течение 2009-2010 гг. были подписаны солидные военные контракты с Индией, Ираком, Китаем, Таиландом и целым рядом других стран. Казалось бы, все идет хорошо — торговля оружием дает стране так необходимую валюту, поддерживает на плаву оборонные предприятия, число которых за годы независимости сократилось в 5 раз. Но не все так гладко, как это выглядит на первый взгляд.

Дорога в никуда

Ни для кого не секрет, что Украина в основном продает оружие и запасные части советского образца, нового оружия в общей массе экспорта немного. Да, ещё на десяток лет советского оружия хватит, тем более что украинскую армию и дальше намерены сокращать. Открытый для публичного ознакомления «Проект стратегического оборонного бюллетеня Украины на период до 2025 года» предусматривает такие количественные параметры наших ВС: количество танков будет снижено с 774 до 660, боевых бронемашин — с 2332 до 1900, орудий и минометов с 944 до 800, самолетов — с 212 до 20Р и т.д. Продадим и это, а дальше что?

Логика подсказывает, что, избавляясь от старого, свою армию надо перевооружать современным и высокотехнологичным оружием. Но это действует только в том случае, когда желания совпадают с возможностями. К сожалению, последние 20 лет вопросам модернизации украинской армии придавалось очень мало внимания. Судите сами. В течение последних лет на перевооружение никогда не тратилось больше, 100 миллионов долларов в год. А этого слишком мало, чтобы обеспечить современный уровень и высококлассную боевую способность наших Вооруженных сил.

За годы независимости Украина не закупила ни одного самолета или вертолета, не построила ни одного военного корабля. А сегодняшняя ставка на точечные виды оружейного производства для своих Вооруженных сил — 10 танков «Оплот», корвет, военно-транспортный самолет Ан-70, многофункциональный ракетный комплекс «Сапсан» — погоды не делают и ситуацию кардинально не меняют. По оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет мы можем рассчитывать на обновление не более 10% наших военно-технических арсеналов. Вся проблема — в финансировании. Опять парадокс: деньги от продажи оружия получаем, но на нужды армии перечисляется не более 100 миллионов долларов в год. Да и те тратятся не на перевооружение, а на компенсацию недостаточного финансирования из госбюджета.

Дальше будет хуже. Промышленно-техническая база нашего ОПК стремительно деградирует по причине безденежья и отсутствия государственных заказов. Есть опасения, прогнозируют эксперты, что и существующая программа разработок новых вооружений и техники не будет профинансирована. Инженерный состав в «оборонке» достиг 60-70 лет, подавляющее большинство рабочих старше 45 лет.

Чтобы удержаться на рынке, надо совершенствовать базовые технологии производства, повышать качество узлов, агрегатов, вести активное замещение импорта — для некоторых видов ВВТ зависимость от зарубежных комплектующих у нас выросла до 70-80%.

Без финансового прорыва — инвестирования в сферу ВВТ — Украине пытаться и далее быть конкурентоспособной на рынке оружия — полнейшая блажь. Если этого не понять сегодня, то завтра мы превратимся из экспортера оружия в его импортера. Или ещё хуже — собственную армию будем вооружать копьями и бумерангами.

Головная боль страны

После распада СССР, по самым скромным подсчетам, на территории Одесской области базировались: две дивизии (аэромобильная и механизированная), артиллерийская бригада, бригада РХБЗ, две бригады связи, понтонно-мостовая бригада, десятки отдельных батальонов, несколько военных аэродромов с боевыми авиационными частями, базы хранения и склады.

Сегодня благодаря «мудрой» оборонной политике всех без исключения постсоветских украинских вождей юг страны оказался обезоружен в прямом смысле этого слова. На всем протяжении украинско-румынской и украинско-молдавской границы в Одесской области не осталось ни одной боевой части, способной в случае необходимости защитить свою территорию.

Зато осталось огромное количество пустых военных городков, которые на протяжении многих лет являются головной болью местных властей.

Впрочем, это проблема всей страны. По состоянию на конец 2010 года на балансе Министерства обороны Украины находилось всего 1875 военных жилых объектов и городков, которые располагаются на площади 531,3 тысячи гектаров. Военные городки, пребывающие в запустении, Министерство обороны планирует продать. Таких объектов набралось 412. По предварительным подсчетам, это мероприятие должно принести прибыль в размере 4,5 миллиарда гривен. Но это только в том случае, если продавать объекты не только жилые, но и нежилые, а также земельные участки, на которых расположены эти объекты. На сегодняшний день украинское законодательство запрещает на продажу военного имущества вместе с землей. Вот и стоят сотни брошенных военных городков без присмотра. А просто передать их на баланс местных властей — военных «жаба давит».

Те, кому довелось недавно побывать в Болграде и посетить бывшие военные городки, говорят, что даже враги не смогли бы сотворить то, что сделали местные жители. От некогда вполне функциональных зданий остались одни руины.

Попытка руководства страны как-то исправить положение, спланировав разместить в Болграде 12-ю механизированную бригаду, опять столкнулась с финансовой проблемой. С октября прошлого года возвращение войск профинансировано Кабинетом министров всего на 2 млн. гривен вместо обещанных 10 млн. И это при том, что в свое время на ликвидацию прежней воинской части в Болграде ушло 60 млн. гривен. За все время смогли починить всего 2 крыши и вставить несколько пластиковых окон. А передай в свое время эти военные городки на баланс местных властей, ситуация могла быть совсем иной.

Долгие годы власти Беляевки бьются за то, чтобы имущественный комплекс военного городка, расположенного в центре города, был передан в коммунальную собственность территориальной громады. В то время, когда растущий и развивающийся райцентр задыхается от нехватки площадей и домов, в военном городке разрушаются здания, которые можно было бы переоборудовать под жилые дома, детский сад, складские помещения и овощехранилища. И появилась бы, наконец, центральная площадь для проведения общегородских мероприятий, которые сейчас часто проходят в Беляевке на перекрестке, для чего приходится перекрывать движение автотранспорта.

12 октября 2010 года настойчивость городских властей увенчалась первым серьезным успехом. Указом Министерства экономики Украины (№1302 от 11.10.2010 г.) была создана межведомственная рабочая группа по обработке вопросов эффективного управления и дальнейшего использования имущества военных городков, которые передаются из государственной собственности в собственность территориальной громады города Беляевка. Но окончательного решения этого вопроса нет. А между тем здания военного городка продолжают приходить в упадок.

Едва выживают сегодня и аборигены некогда образцового военного городка, расположенного в Рауховке. Из 2500 жителей этого населенного пункта 70% — военные пенсионеры и их семьи, ведь в свое время там было размещено 12 воинских частей. К концу 1990-х годов все эти части были расформированы, а весь комплекс зданий, военного городка, варварски разграблен. Сама Рауховка образца 2011 года сильно напоминает Югославию после бомбежек 1999-го, а люди брошены на произвол судьбы. Работы здесь нет, приходится на заработки ездить в Одессу. Люди выживают, как могут.

С подобными проблемами сталкиваются жители военных городков и местные власти и в других населенных пунктах Одесской области, ведь воинские части располагались практически в каждом районном центре. Да что там далеко ходить. О бесхозяйственности Министерства обороны Украины ярко свидетельствуют руины бывшего учебного центра Одесского института Сухопутных войск в Чабанке, многие административные здания в самом военном городке этого поселка. Да и в самой Одессе ряд территорий, на которых прежде располагались воинские части, до сих пор не могут обрести новых хозяев.

А сколько военных городков по всей стране были незаконно отчуждены и вышли из владений Министерства обороны Украины! Совсем не случайно ряд бывших чиновников военного ведомства привлечен к уголовной ответственности именно за эти деяния.

Но головная боль остается, и от нынешней власти зависит решение этой проблемы. В противном случае остальные военные городки тоже превратятся в исторические руины.

Автор: Александр МЕЛЬНИК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту