ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Николай СЕРДЮК: «Любая власть не должна мешать жить людям»
14.10.2011 / Газета: Комсомольская правда / № 228/41(3928/25323) / Тираж: 9000

Мы попросили экс-губернатора Одесской области Николая СЕРДЮКА оценить работу нынешней команды и рассказать о своем видении социально-экономической ситуации в стране.

— Как вы восприняли поражение команды Виктора Ющенко?

— На мой взгляд, не совсем корректно говорить о чистой победе Партии регионов на прошлых президентских и парламентских выборах. Тут более уместно сказать, что команда Виктора Ющенко не сумела удержать то, что имела. По сути имело место предательство некоторых людей, которые решили образовать на оранжевом электоральном поле свои партии, для того чтобы почувствовать себя эдакими гетманами. Некогда мощный блок растащили изнутри. Регионалам, несмотря на достаточно серьезные внутренние противоречия и несколько внутрипартийных центров влияния, удалось консолидировать свои силы и их. Результат мы все видим.

— Скажите, в свете того, что уже произошло, действий нынешнего правительства для вас лично какой вариант был бы предпочтительней?

— Для меня смена либерального правления Ющенко на строгую вертикаль власти однозначно лучший вариант. Поясню. Уверен, что приход команды Тимошенко был бы в разы хуже в плане социально-экономического развития страны, уровня жизни ее населения, развития демократии наконец. В то время, когда я был у власти и был связан с командой Ющенко и командой госпожи Юлии Тимошенко, я многое успел повидать. Для меня она выдающийся политик, но, увы, она по своей натуре деструктивный человек. В какой бы команде она ни была, начиная с Назаренко, продолжая Кучмой и заканчивая Ющенко, я не видел в ее работе созидания, только разрушение. Именно потому и я не делаю из этого никакого секрета, на втором туре президентских выборов я голосовал за команду Виктора Януковича. И вот мне сегодня как человеку и гражданину больно из-за того, что в стране происходит совсем не то, что обещали. Но я рад, что не выиграла Тимошенко, поскольку результат был бы в разы хуже.

— Откуда антипатия к лидеру БЮТ, ведь вы немало времени проработали под ее началом, будучи губернатором?

— Если говорить ©времени, когда я был губернатором, то мне проще работалось при премьер-министре Януковиче. Одна лишь цифра: в 2008 году при приходе правительства Тимошенко Одесская область на социально-экономическое развитие не получила ни копейки. До этого мы на эту сферу ежегодно получали от 40 до 50 миллионов гривен из госбюджета. Во времена премьерствования Тимошенко мы были в пятерке по наполнению государственного бюджета, а по уровню дотаций (возврата) были на 20-25 месте, то есть получали в 5 раз меньше, чем отдавали. Здесь нужно понимать, что значит отдает Одесская область для Украины: наш регион это прежде всего таможня — за ее счет мы в основном формируем государственный бюджет. 70-75% всех поступлений приходится на нее. Еще 22-26% — это налоги, и оставшиеся 3-4% — это то, что наш регион производит. Потому, когда мы говорим о нашем регионе как одном из бюджетообразующих, мы должны четко представлять, что конкретно имеется в виду. По большому счету предприятия, такие как Одесский припортовый завод, который подчиняется напрямую Минпромполитики, на областной бюджет не работают. Средства от них поступают напрямую в государственную казну. Наполняемость регионального бюджета зависит от налога на землю и подоходного налога.

— А как вы оцениваете свою работу на посту губернатора Одесской области?

— Когда мы пришли, ситуация была очень непростая: большинство депутатов было из Партии регионов, и относились ко мне — «помаранчевому» губернатору, мягко говоря, скептически. Но при этом каждый из них, я в этом уверен, делал все, чтобы область была на хорошем счету, своевременно получала необходимые средства из госбюджета и следили за наполняемостью районных бюджетов. Я могу сказать, что с 2007 по 2009 год мы совместно с Партией регионов, в частности, с господином Николаем Скориком — председателем облсовета неплохо потрудились на почве социально-экономического развития региона. Судите сами: когда я пришел, Одесщина была на 17 месте по этому показателю. За полтора-два года мы сумели вывести ее на первое место. Для меня самое важное — жизнь человека, потому все то, что зарабатывал наш регион, мы в первую очередь направляли на социальную сферу и, конечно же, медицину. За это время смертность у нас сократилась на 28%, а рождаемость увеличилась на 10,8%. Еще тогда шутили: мол, это все из-за того, что у Сердюка и Скорика по два маленьких ребенка. Кто бы ни стоял у руководства государством, главная задача власти — не мешать людям жить. Я думаю, у нас в той команде, которую я возглавлял, эта задача выполнялась в полной мере. Где могли, мы помогали людям, где не должны были мешать — не мешали. Мы не вмешивались в работу органов местного самоуправления, не давили на бизнес, не забирали чужие деньги и чужие предприятия.

— Вы, будучи губернатором, продолжали стратегически важные для региона и Украины в целом программы, начатые вашими предшественниками.

— Я всегда говорил добрые слова в адрес Сергея Рафаиловича Гриневецкого. У него было много наработок, и я по мере своих сил старался их про-

жить, я думаю, у нас в той команде, которую я возглавлял, эта задача выполнялась в полной мере. Где могли, мы помогали людям, где не должны были мешать — не мешали. Мы не вмешивались в работу органов местного самоуправления, не давили на бизнес, не забирали чужие деньги и чужие предприятия.

— Вы, будучи губернатором, продолжали стратегически важные для региона и Украины в целом программы, начатые вашими предшественниками.

— Я всегда говорил добрые слова в адрес Сергея Рафаиловича Гриневецкого. У него было много наработок, и я по мере своих сил старался их продолжить. Например, то же освоение акватории Черного моря, остров Змеиный. Мы стремились к тому, чтобы придать ему статус острова, а не скалы, как того хотели наши румынские соседи. Мной много было сделано в этом направлении. За два года он превратился в обжитое место, куда можно было пригласить иностранцев и сказать: вот здесь мы будем добывать углеводород. Все мы знаем, что еще при Советском Союзе были проведены соответствующие изыскания и ученые пришли к выводу, что этот шельф заканчивается аж в Саудовской Аравии. При правильном научном подходе мы могли уже дано разрабатывать эти ресурсы. К сожалению, этого сделано не было, потому в последние годы мы всеми силами старались наверстать упущенное. Несмотря на то, что суд мы проиграли, территория Змеиного никуда не делась. Почему бы не инвестировать добычу на нем полезных ископаемых? Да, на это потребуется немало средств, но ведь потом все вложенное окупится и принесет огромную прибыль.

Вторая тема — это канал Дунай — Черное море. Программу его строительства заложил еще Сергей Гриневецкий, мы ее продолжили. До нас румыны активно зарабатывали деньги на судоходстве в этом районе, и это при том, что исторически только Советский Союз имел судовой ход по Дунаю. Это ведь транзит. Сегодня мы говорим, что уровень грузоперевозок через нашу страну упал на 80%. Если по нашему каналу будут проходить суда и платить за это деньги, если мы восстановим дунайские речные порты, то никакие внутренние потрясения, например, тот же неурожай, существенно не скажутся на стабильности государства. Вот над чем нужно работать.

— Как вы, человек, имевший опыт управления Одесским регионом, оцениваете работу нынешней команды?

— Я думаю, что сегодняшний губернатор управляет в силу своих возможностей, потому говорить о том, хорошо он руководит или плохо, по-моему, рано. Поживем-увидим. Надо человеку дать 2-3 года времени на работу, а потом лишь смотреть на ее результаты и делать какие-то выводы. Кроме того, я не имею, так сказать, морального права со своей колокольни давать какие-то оценки. Я считаю, что сравнивать должен не я, а представители малого и среднего бизнеса, простые граждане. В какое время им жилось лучше — когда не было никакой вертикали власти или сейчас, со стопроцентной управляемостью? Команда, которая пришла к власти, что-то им обещала, ведь так? Давайте еще подождем, должны же они хоть что-то из этого выполнить.

— Как вы относитесь к выбранному правительством курсу на системное реформирование отечественной социально-экономической сферы?

— Все здравомыслящие люди прекрасно понимают, что то, что в Киеве называют реформами, ими не являются. Та же пенсионная реформа — форменное издевательство над людьми. Возьмите налоговую реформу — это непосильное бремя для среднего и малого бизнеса. Вспомните недавние слова Николая Азарова: «Мы уберем 4-5 миллионов с рынков, и они встанут у станков». Я двумя руками «за»! Пусть люди работают во благо всего государства! Но станки эти есть? Кто-то о рабочих местах на предприятиях позаботился? Нет! Заводы как стояли, так и стоят. Посмотрите на статистику: только в нынешнем году по стране закрылось 500 тысяч предприятий малого бизнеса, помножим эту цифру на 5 — среднее количество работающих там сотрудников — и получим неутешительный результат. А ведь еще вчера они не стояли в очереди в центре занятости, они кормили свои семьи и, в общем-то, неплохо для среднестатистического украинца зарабатывали. Чем это было плохо? Если же хотите реформ, — то, прежде чем их начинать, подготовьте для них хоть какой-то базис: откройте новые рабочие места, сделайте упор на новые технологии, подумайте о конкурентоспособной зарплате. Если бы это было сделано, я вас уверяю, люди сами бы ушли с рынков и стихийных базаров. Думаете, в результате пенсионной реформы увеличится пенсионный фонд? — Он только опустеет! Мы собираемся увеличить пенсионный возраст на 5 лет, но при этом производственный стаж каждому из нас увеличивают на 10 лет. Как можно за 5 лет набрать десять лет производственного стажа? Кто это считал? Как можно говорить, что это делалось в интересах жителей Украины? Это уступка международному валютному фонду. Я понимаю, что на нас оказывается достаточно серьезное давление извне. Но прежде чем проводить подобные опыты на территории Украины, следует подумать вот над чем: у нас в стране средняя продолжительность жизни 60-65 лет. Как мы можем идти на увеличение пенсионного возраста, зная, что больше половины наших сограждан до него вообще не доживут? Это в Европе, на которую мы равняемся только тогда, когда это удобно, люди живут по 75-80 лет, потому и работать вполне до 65 могут, а потом еще 15-20 лет спокойно отдыхать на пенсии.

Или вот сельское хозяйство. Сейчас очень модно говорить, что нас спасет мировой дефицит продуктов питания. Дескать, нужно чуть-чуть поднатужиться, и мы завалим весь мир своими продуктами, а взамен получим колоссальные инвестиции, нефтедоллары и золото. Но при этом все сторонники этого пути развития, почему-то забывают, что прежде чем о чем-то серьезно говорить, в сельское хозяйство нужно вложить немалые средства. Во всем мире это дотационная сфера экономики и только у нас фермерам не помогают, а дерут с них три шкуры. Кредитная задолженность отечественного сельского хозяйства просто колоссальна. В той же Одесской области все, что находится у аграриев: комбайны, тракторы, недвижимость и даже земля — по три раза заложено и перезаложено. Почему в той же Франции на каждый гектар посевов и каждую голову рогатого скота полагается государственная помощь? Да потому что тамошние власти прекрасно понимают: что бы в мире и стране ни происходило, продукты питания должны быть доступны для населения. Если этого не будет, начинают работать рыночные механизмы: у всех в этом году горох не уродил, а у меня его навалом, что я делаю? Поднимаю на него цены в три раза. Этого не должно быть. Хлеб, мясо, вино, простое, конечно же, должно быть доступно всем. А мы что слышим? В этом году ввели квоты на зерно, потом их отменили, но к тому времени это зерно уже и даром никому не нужно было. Или та же кукуруза. Что недавно министр АП К Николай Присяжнюк говорил? Дескать, мировое сообщество увидело, что у нас много кукурузы уродилось и решило нам назло цены на нее снизить на 60 долларов за тонну. Ну как так можно говорить? Да на Украину приходится тысячная доля всего мирового оборота кукурузы, нас вообще на этом рынке никто не замечает.

Главное — не мешать людям жить. Дайте им заработать — пусть обновят свой парк, пусть закупят качественное зерно и хорошие удобрения. Оно же потом сторицей вернется. Судите сами: у нас урожай 30-40 центнеров с гектара считается о-го-го, а в Италии, Франции собирают по 120 центнеров. Как мы за ними угонимся?

— Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития отечественного политикума?

— У меня когда-то была мечта. Я ее в 2005-м даже озвучивал. Собрать блок из представителей «Нашей Украины» и Партии регионов. Новое образование назвать «Наши Регионы» и сплотить под его знаменами лучшие умы из двух названных политических сил. Президентом в таком раскладе должен был остаться Виктор Ющенко, а премьерский пост занял бы Виктор Янукович. Используя метод политического противовеса, так как это делается во всем мире, можно было бы двигаться вперед. Но не сложилось. В итоге образовались две крайности — слишком либеральная и мягкая «оранжевая» власть и жесткая, авторитарная «бело-голубая». Я считаю, что нынешней власти нужно искать здоровые, разумные силы. Есть очень мощные политики, настоящие профи в «Нашей Украине», в БЮТ, других партиях. Отбор должен идти не по принципу партийного билета, а по профессионализму и желанию что-то делать. Я был в Советском Союзе, видел тамошнюю однопартийную систему, которая держалась на мощных сырьевых запасах огромной империи и все равно не выстояла. Более-менее стабильная ресурсная база осталась только у России, потому они сейчас могут себе позволить в рамках правящей партии менять царя на царя, у нас же такого нет. Потому мы себе за основу должны ставить Европейские ценности и идти к ним. Другое дело, что западная демократия строилась столетиями, а у нас всего лишь 20 лет опыта. Мы сами должны к этому прийти, и чем раньше мы это поймем, тем будет лучше для всей страны. Нельзя войти в европейское пространство с мыслью: вот здесь мы схитрим, а тут обманем, а вот тем что-то дадим, и нас примут в ЕС. Глупости это все, все то, что нам кажется хитрым ходом, там видят насквозь.

— Грядут очередные парламентские выборы. Скажите, собираетесь ли вы баллотироваться в народные депутаты?

— Я вам вот что скажу. Если будет принята обсуждаемая сейчас политическая реформа, то никакого смысла в своем выдвижении в депутаты я не вижу. Более того, я бы предложил всем оппозиционным силам отказаться от участия в выборах, ибо это будут выборы без выбора, вас и людей, которые за вас пойдут голосовать, в очередной раз втопчут в грязь и сделают все, как будет удобно правящей партии. Уж лучше совсем не участвовать, чем быть в Верховной Раде для массовки без возможности хоть как-то повлиять на то или иное решение.

Автор: Александр Жуков


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту