![]() |
|
![]() |
![]() |
В прошлую субботу состоялся ХIII съезд правящей в Украине Партии регионов. В «Кратком курсе истории ПР», если такой труд будет когда-то написан, это событие могут назвать съездом победителей по аналогии с ХVII съездом партии большевиков. В том смысле, что становой хребет мелких собственников сломан, а на реальном политическом поле остался один воин.
БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Правда, Виктору Федоровичу до Иосифа Виссарионовича, как пешком до Луны, а роль теоретиков при нем выполняют нанятые американцы. Так что «Краткий курс» они вряд ли напишут, до убийства Кирова может и не дойти, не дойдет до массовых репрессий и тем более до ускоренной модернизации, которая, при всех варварских методах проведения, спасла бывшую страну от разгрома в войне. Нынешние победители, очевидно, создавали партийный монолит не для этого. Но тогда возникает вопрос: для чего?
По результатам работы почетного Лидера регионалов на посту президента Украины, по результатам работы его правительства и его парламента за два года можно составить некоторое представление о том, к чему приведет победа сформированной однопартийной власти. Даже в том случае, если на Украину никто в обозримом будущем не нападет и цена на российский газ окажется в два раза дешевле.
Отсутствие конкуренции в политике неизбежно приводит к отсутствию альтернативы в принятии решений. Причем решений в любой области и на любом уровне. Никто не мог помешать Кучме «подарить» криворожский металлургический комбинат зятю. Никто не мог помешать Януковичу «подарить» базу в Севастополе и объекты в Крыму ради призрачной дружбы Медведеву.
И при однопартийной системе власти с ее исполнительной вертикалью так обстоит дело на всех этажах — от Азарова до начальника ЖЭКа. Налоговый кодекс, бюджет государства, принимаемые без обсуждения и поправок оппозиции, волевое разрешение на установку гаража или ларька на придомовой территории — явления одного и того же порядка. Вертикаль их продавливает не умом, а силой.
При этом нельзя оценить вред или пользу от принятых таким образом решений. Один из крупных хозяйственников хрущевской эпохи однажды сказал, что главный изъян однопартийной системы не в культе личности, а в том, что даже министры не знают, провален пятилетний план или нет. А если знают, сказать об этом не могут.
Реформы в такой обстановке вообще трудно представить. Мало того, в обстановке без-альтернативных решений трудно представить управление страной вообще. Поэтому в рядах самой сплоченной правящей партии возникают фракции, расколы и группировки. Эти фракции можно холить и лелеять, как делают в демократических странах. Или уничтожать, как поступали коммунисты в СССР.
ЛЕГЧЕ ВСЕГО ПЕРЕСТАВИТЬ КРОВАТИ
Считается, что в Партии регионов фракционные группировки имеются. Хотя есть подозрение, что все альтернативы «старых донецких», «семьи» и «газовых олигархов» состоят в различных подходах к ограблению государства и доведению граждан до нищеты. А Лидер является не столько вождем, сколько авторитетом в криминальном смысле.
Вождь, например, мог вынести на партийный съезд (не для обсуждения, а хотя бы для показного одобрения) программу своих действий на конкретный срок. У авторитета вся программа состоит из масштабной разводки сторонников. И он вынужден ограничиваться лицемерными декларациями. Речь Януковича на ХIII съезде Партии регионов — классический пример такой декларации и разводки.
Все присутствовавшие на съезде понимали, что сам ход заявленных реформ не подлежит обсуждению, что со стороны Януковича и Азарова любая критика медленного их проведения — фикция. Поскольку инициативы поступают сверху, сверху контролируются, и «доводятся до ума» тоже сверху.
То есть обличать с трибуны провалы реформ в образовании или несовершенство судебной системы все равно, что прицельно плевать в самого себя. Несколько кадровых решений в области образования, назначения судей или смещения генерального прокурора изменили бы обстановку в стране до неузнаваемости. Но, как в классическом анекдоте, в борделе труднее сменить кадры, чем переставить кровати. И глава СБУ становится первым вице-премьером, первый вице-премьер отправляется командовать Советом национальной безопасности и обороны, а секретарь СНБО возглавляет гуманитарную политику правительства.
Потом упомянутые лица садятся в первом ряду съезда, демонстрируют единство Партии регионов и всматриваются в глаза Лидера с выражением: «Куда партия направит, там и буду работать». А он может направить. Еще как может. Хотя может и приголубить. Как Сергея Леонидовича Тигипко вместе с проектом «Сильная Украина».
СЛИЯНИЕ ПАРТИЙ И ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ
Проект Тигипко был создан перед президентскими выборами для того, чтобы гражданам, представляющим «средний класс», гражданам, уставшим от борьбы запада с востоком дать своего кандидата. Кандидат отличался от настоящего политика так же, как крабовые палочки от настоящего краба, и многие помнили, что Тигипко в 2004 году возглавлял штаб Януковича. Но так хотелось поверить. Поверили на 13% в первом туре. Во втором эти 13% проголосовали за Виктора Федоровича.
А деятельность Тигипко и его «оппозиционной» партии оказалась полезной. Вроде бы не регионалы, но поддерживают регионалов, в местном самоуправлении часто голосуют вместе с ПР, а за Виктора Федоровича готовы в огонь и в воду. Самого Тигипко за преданность отблагодарили постом в правительстве, но и остальных надо было куда-то пристроить.
Два года ждали, пока придумали. Пристроили весь проект в Партию регионов, а отдельных активистов по мелочам — кого замом губернатора, кого главой государственной службы. Чтобы общей цели служили, а не приведи Господь, не стали заниматься парламентскими выборами отдельно. От таких занятий и до оппозиции недалеко.
Предстоящим парламентским выборам, кстати, в своей съездовской речи Виктор Федорович уделил целый абзац. Этот абзац заслуживает обширной цитаты, поскольку лучшего примера демагогии не найти даже у классиков этого жанра. «Как глава государства и гарант соблюдения Конституции я требую — выборы должны пройти в честной борьбе согласно букве и духу избирательного законодательства. С соблюдением принципов демократии и равенства участия в избирательном процессе», — заявил Президент Украины.
Требование, конечно, законное. Тем более что «оранжевая» власть обеспечила избрание Януковича именно таким образом. Но что после этого сделала Партия регионов и как принципы демократии защитил избранный гарант Конституции? Может быть, это марсиане, попирая все демократические процедуры, меняли регламент Верховной Рады, скупали оптом и в розницу «тушки» и смещали правительство Тимошенко?
А когда Конституционный суд, коллективно нарушая данную присягу, мимо действующего парламента вернул в Украину старую Конституцию, ее гарант находился в декретном отпуске? Может быть, подписывая указ о переводе судьи Киреева в Печерский районный суд, президент действовал в интересах демократии и равенства всех участников в избирательном процессе? Словом, по части соблюдения принципов Виктор Федорович мог и промолчать. Но не промолчал, а добавил, что выборы — «это всегда борьба, но мы помним, чем заканчивается борьба, как говорят, без правил».
Мы тоже помним, Виктор Федорович. И не хотим, как говорят, чтобы такая борьба повторилась. Чтобы политических оппонентов называли «казлами, которые мешают нам жить», чтобы во время выборов им советовали надевать памперсы. Мы не хотим, чтобы нас, как быдло, покупали за нищенскую прибавку к пенсии, нам вообще не нравится многое. Вы согласны выслушать каждого? Каждый на выборах свое слово скажет.
Разумеется, если вы и монолитная партия не отнимете такую возможность.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |