![]() |
|
![]() |
![]() |
Большая часть территории Татарбунарского района покрыта водным зеркалом морских лиманов. И это определяет характер хозяйственной деятельности местного населения. Среди традиционных видов природопользования — рыболовство и тростниковый бизнес. Эти виды деятельности достаточно трудоемкие, соответственно, дают рабочие места и, конечно же, пополняют местную казну. Вернее, должны «давать» и «пополнять». Но к сожалению, официально зарегистрированные рабочие места в этих отраслях, как и отчисления в бюджет, — вопросы чрезвычайно болезненные и для предпринимателей, и для власти. Первопричина — бездумное налоговое законодательство и коррупция…
Возьмем, к примеру, наш многострадальный Сасык, превращенный из морского лимана в водохранилище более тридцати лет назад. Его вода не пригодна ни для орошения, ни для промышленного рыборазведения из-за содержания в ней солей тяжелых металлов, токсинов, высокого бактериологического и паразитарного загрязнения. Соответственно, сасыкская рыба, накапливая весь этот яд, не может быть продуктом питания. Тем не менее рыбный промысел на Сасыке ведется, причем весьма интенсивно. Людям элементарно надо выживать, поэтому они готовы выполнять любую работу, чтобы поддержать свои семьи. Это касается рыбаков, заложников запутанной и запущенной проблемы, ведь фактически их существование рабское, ибо работают они на «хозяина», имея крохи с «барского стола». А на районном бюджете их деятельность и вовсе никоим образом не отражается, поскольку ООО «Шаганы», которое монополизировало водоем, зарегистрировано в Одессе.
ООО «Шаганы» — фирма, созданная в 2010 году, получив квоту на вылов рыбы и согласовав режим специального товарного рыбного хозяйства (СТРХ) в рекордно короткий срок (семь дней!), по сути, монополизировала водоем. А хозяйственную деятельность продолжают осуществлять все те же рыбаки, которые до 2010 года входили в ассоциацию «Сасык». И в настоящее время фактически вылавливают ту рыбу, которой в предыдущие годы зарыбляли водоем. Для рыбаков, по большому счету, ничего не изменилось, разве что с хозяином нужно больше делиться. Чтобы не перегружать читателя датами и цифрами, скажем одно: произошел типичный рейдерский захват, и даже судебное решение, вынесенное в пользу ассоциации, не принято во внимание!
Что же это за фирмочка такая с названием местного лимана Шаганы? Фамилия директора нам мало что скажет, ведь такие фирмы обычно оформляют на подставных лиц, а главные действующие лица сидят в госструктурах, к примеру, в Госкомитете рыбного хозяйства и Западно-Черноморском бассейновом госуправлении охраны, использования и возрождения живых водных ресурсов и регулирования рыболовства. Злые языки судачат о причастности бывшего начальника управления, а ныне депутата Одесского городского совета от Партии регионов…
Но вернемся к рыбному промыслу на водохранилище Сасык. Какого качества рыбу там вылавливают? Две независимые экспертизы и одна государственная лично нас убедили в том, что употреблять в пищу данный продукт могут только люди с суицидальными наклонностями. «А как же сертификаты качества?» — спросите вы. Отвечаем: все имеет свою цену.
Немаловажный вопрос: что из себя представляет видовой состав и количество вылавливаемой в водохранилище рыбы? Улов представлен на девяносто процентов малоценным карасем — рыбой, обитающей в водоемах с разной минерализацией, на десять процентов — другими видами. Сасык является своеобразной ловушкой — по каналу сюда заходит пресноводная рыба из Дуная (судак, толстолоб, карп), а с моря, через прорву на Джантшейском лимане — морская (пеленгас, кефаль). Тот факт, что в Сасыке вылавливают морскую рыбу, свидетельствует о качестве воды в нем — природный процесс необратим, — он был и остается соленым лиманом.
Мы провели небольшой анонимный опрос рыбаков и получили вот такие интересные сведения: согласно разработанному режиму специального товарного рыбного хозяйства в Сасыке можно вылавливать тысячу двести — тысячу двести восемьдесят тонн рыбы в год, а фактически ежегодный вылов составляет более трех тысяч тонн; ежедневно на воду выходят шестьдесят—семьдесят лодок, из них около двадцати работают неводами, остальные ловят рыбу сетями; еженедельно с каждой лодки с сетями через приемщика выдается хозяину две тысячи гривень «на документы», то есть восемь тысяч гривень в месяц; еженедельно за каждый невод плата доходит до «штуки баксов».
Получается, выгодное это дело — ловить рыбу в мутной сасыкской воде. Только вот кому выгодно? Элементарные подсчеты свидетельствуют о том, что «хозяин» за свой «титанический» труд получает семьсот тысяч гривень в месяц на «оформление документов». Приличная сумма — нам и не снилась. А сколько же денег получает местный бюджет от такого прибыльного бизнеса? Рыбаки говорят, что налоги не платят, а ООО «Шаганы», как уже говорилось, зарегистрировано в Одессе, соответственно и платит по месту регистрации. И этот печальный факт подтверждает глава Татарбунарской райгосадминистрации Н.Г. Кожухаренко.
Нельзя не упомянуть еще об одной стороне этого бизнеса — зарыблении. Ежегодно водохранилище должно зарыбляться мальком объемом свыше тридцати тонн. Согласно подписанным актам, так оно и происходит. Кстати, акты подписывают представители районных органов власти. Но есть одно странное обстоятельство: ни один из опрошенных рыбаков не подтвердил факт зарыбления ни в 2010 году, ни в 2011-м! Акты подписали и деньги немалые на зарыбление списали, а вылавливают рыбу, которая заходит из Дуная и Черного моря, подрывая таким образом природные биоресурсы.
И еще один немаловажный факт. Когда рассматривают вопрос о восстановлении морского лимана Сасык путем раздамбования, больше всех кричат именно рыбаки. Не потому, что против восстановления лимана, нет! Ведь они люди разумные и знают истинную цену морской и сасыкской рыбе. Кричат потому, что требуют огромную компенсацию от государства за «потраченные средства» на… зарыбление. Но ведь государство от этого прибыльного бизнеса, как мы понимаем, ничего не имеет. Предприятие должно застраховать свою деятельность, как это происходит в цивилизованном мире, вследствие чего вопрос компенсации ущерба в данном случае сам собой отпадет.
Так за что же платят рыбаки «хозяину», а вместе с ними платим и мы все, ведь цена на рыбу немалая? За право работать на своей земле и на своем водоеме!
Ирина ВЫХРИСТЮК, председатель Татарбунарской районной общественной экологической организации «Возрождение».
Василий ГЛУШКО, и.о. главы Татарбунарской районной организации политической партии «Фронт змін».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |