ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
НПФ Украины: бег на месте?
22.04.2012 / Газета: Час пик / № 14(525) / Тираж: 5000

«Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха…». (Владимир Маяковский). Честно говоря, мои два сына на «крох» не очень похожи — ни по росту, ни по возрасту. Старшему — 39 лет, младшему — 31. Но, глядя на наши с женой пенсии, (особенно, на нищенскую — мамину), они, естественно, задались вопросом и обратились с ним ко мне: а не повторится ли и с ними, спустя несколько десятков лет, нечто подобное?

Чтобы ответить им аргументированно, попробовать дать дельный совет на будущее, мне, далеко не финансисту и не специалисту по начислению пенсий, пришлось попытаться разобраться в перспективах пенсионного обеспечения наших граждан.

Общеизвестно, что с 1 октября в Украине стартовала пенсионная реформа. Как уже неоднократно замечалось в СМИ, после ее завершения (вот только неизвестно, когда это произойдет) в Украине будет действовать трехуровневая система пенсионных накоплений. А именно:

— солидарная составляющая (когда все пенсионеры получают пенсию из «общего котла»);

— индивидуальная составляющая — на этом уровне будет создана система обязательного накопительного пенсионного страхования (планируется, что она заработает тогда, когда бюджет ПФУ станет бездефицитным — предположительно, с 2013 года); согласно второй системе, каждый гражданин обязуется регулярно делать взносы в накопительные фонды, чтобы по выходе на пенсию получать от них деньги;

— поступления из негосударственных пенсионных фондов, в которых граждане будут принимать участие добровольно.

Совершенно очевидно, что для реализации второго и третьего уровней пенсионных накоплений, необходима активная работа негосударственных пенсионных фондов, так называемых НПФ. Тем более что, по словам вице-премьера, министра социальной политики Сергея Тигипко, основная ставка будет сделана именно на них.

На сегодняшний день они действуют в большинстве стран. Крупнейшие 300 пенсионных фондов мира в совокупности владеют активами на $6 трлн. Morgan Stanley оценивает стоимость активов, принадлежащих всем негосударственным пенсионным фондам, в $20 трлн., что делает их крупнейшими инвесторами по сравнению с взаимными фондами, страховыми компаниями, золотовалютными резервами, суверенными фондами, хеджфондами и частными инвестфондами.

В Украине подобная практика пока редкость, как и сами негосударственные пенсионные фонды. По идее, НПФ — это стабильные финансовые структуры. Люди инвестируют в них на десятилетия вперед и, стало быть, должны быть уверены в том, что, несмотря ни на какие кризисы, НПФ не разорятся. В Украине фондов с «длинной историей» нет — рынок услуг НПФ начал развиваться с 2005 года после вступления в силу Закона «О негосударственном пенсионном обеспечении». А кризисы, уносящие в могилу новоиспеченные НПФ, увы, есть.

Украинские «карлики»

Для начала попытаемся разобраться, сколько же в Украине негосударственных пенсионных фондов. Следует отметить, что первоначально их количество у нас в стране росло, как на дрожжах. Подумать только, на конец 2010 года был зарегистрирован 101 НПФ, из них 83 — открытые фонды, то есть те, где может принять участие любой, а не ограниченное число людей, как в корпоративных, закрытых и частных.

Но вот незадача: http://investfunds.ua/ (информационный портал, освещающий финансовый рынок Украины, России, мира и все возможные инструменты частных инвестиций) на своем сайте в нынешнем году показывает всего 81 украинский НПФ, имеющий лицензию. А национальная ассоциация НПФ Украины, публикуя ренкинг (нечто вроде «табели о рангах», — авт.) фондов по итогам 2010 года, отмечает, что из сотни подал информацию о себе только 61 НПФ, а из 39 оставшихся десять не имеют пенсионных активов, и не совершают операции с ними. В ренкинге за 2011‑й год не приняли участие уже 28 фондов, из них 7 не имеют пенсионных активов, и не совершают операции с ними.

Так сколько же в Украине действующих лицензированных НПФ? Вопрос далеко не праздный. Ведь, речь идет о финансовых структурах, на которые будут возложены функции обеспечения пенсионных поступлений граждан от второго и третьего уровней. Не сомневаюсь, что во вновь созданной Указом Президента Украины от 23 ноября 2011 года (№1070/2011) Национальной Комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, есть точный и профессиональный ответ на этот вопрос. Вот только, почему он не известен широкому кругу будущих клиентов?

Интересен опыт в этом вопросе, например, Швеции, где НПФ заработали не так давно (в полную силу — лет пятнадцать назад), а их число увеличилось за это время с 4 до 700! Так вот, там, кроме прочих информационных составляющих, существуют три вида брошюр для потенциальных вкладчиков, рассчитанных на различный уровень восприятия: простые, средней сложности и сложные, в которых скандинавы (недоверчивостью их тоже Бог не обидел) могут узнать о негосударственных пенсионных фондах, практически, все. Это тем более для нас поучительно, потому что именно «шведская модель» является основой нашей пенсионной реформы.

А пока я склонен верить промелькнувшей на одном из сайтов информации о том, что в течении прошлого года состоялись банкротства (конечно же, условные, об этом позже, — авт.) и уход с рынка 14 украинских негосударственных пенсионных фондов.

Теперь о финансовой мощности украинских НПФ. Так, их накопления сегодня составляют, по некоторым данным, 1110 млн. грн. Самый крупный из них — НПФ Национального Банка Украины. Его активы в начале апреля 2011 года достигли 544 млн. грн., а это почти 45% активов всех НПФ в Украине. Активы остальных фондов гораздо меньше: 58,2 млн. грн. аккумулировано в НПФ «Укрэксимбанка» (4,7%); в НПФ «ВСЕ» — чуть более 30 млн. грн.; в НПФ «Социальный стандарт» — 22 млн. грн.; в «ОТП Пенсия» — 12,247 млн. грн.; «Европейский выбор» — 6,8 млн. грн.; 5,4 млн. грн. — в НПФ Черноморнефтегаза (0,44%); 3,2 млн. грн. — в НПФ Торгово-промышленной палаты Украины (0,26%).

Разумеется, на фоне зарубежных НПФ мощности наших аналогичных структур выглядят просто карликовыми. К сожалению, подтверждают этот вывод и данные о количественном составе вкладчиков украинских НПФ. Так, по данным Госфинуслуг на 1 января 2011 года, количество участников НПФ составляло 569,2 тыс. человек. За прошедший год эта цифра существенно не изменилась. При этом, если по итогам 2005 года участниками стали 88,4 тыс. человек, то настоящий всплеск произошел перед самым кризисом. Только по итогам 2008 года количество вкладчиков НПФ выросло на 203,8 тыс. человек, до 482,5 тыс. А потом, увы, все «замерзло».

Стоит отметить: если до кризиса число украинцев, возлагающих надежды на негосударственную пенсию, ежегодно удваивалось, то сейчас интерес к НПФ со стороны населения снижается. По словам Татьяны Шевкун, директора Национальной ассоциации администраторов пенсионных фондов, в 2009 году участниками НПФ стали всего 14,6 тыс. граждан, а все НПФ вместе заключили не более чем 500 новых контрактов с юридическими и физическими лицами. Ситуация не улучшилась и в последующие годы.

Впрочем, более полумиллиона участников негосударственного пенсионного страхования — вроде неплохой результат в украинских реалиях. Но если посмотреть на сумму вкладов, то картина ставится более ясной. 95,6% накоплений НПФ — это взносы от юридических лиц. То есть, граждане Украины самостоятельно почти не участвуют в таких фондах. По данным национальной ассоциация НПФ Украины только 23 фонда «имеют на своем счету» больше ста физических лиц. И только… 10 числят от почти тысячи до 14725 («Первый национальный открытый пенсионный фонд» — рекордсмен) «вольных пенсионных стрелков».

Но, все познается в сравнении. На сегодняшний день 72% американцев предпочитают иметь дело с негосударственными пенсионными фондами. В Швеции эта цифра составляет 65%. В Австралии и вовсе все пенсионное обеспечение возложено на НПФ.

Да, господь с ними, с «дальними» иностранцами! Посмотрим на РФ. По итогам 2011 года негосударственные пенсионные фонды привлекли рекордное число россиян — 4,5 миллиона человек. В настоящее время в НПФ сосредоточены накопления 15,44 миллионов человек, что составляет около 20,7 процента от всех граждан, делающих пенсионные отчисления. А по отношению ко всему населению России это составляет более 18%, в то время как у нас в Украине эта цифра едва превышает 1%!

Почему украинцы воздерживаются?

Возникает вопрос, почему НПФ Украины после принятия соответствующего закона, не смогли обеспечить себе мощный старт? Ведь, специалисты пророчили, что к 2010 году они смогут аккумулировать на своих счетах 10 миллиардов гривень! На начало же нынешнего года эта сумма почти в 10 раз меньше, что позволяет усомниться в достижении намеченных результатов в ближайшем будущем.

Во-первых, в этом сегменте уже давно действуют страховые компании. Учитывая многолетний опыт решения различных проблем, практически, во всех странах мира, они, естественно, рассчитывали на доминирование и в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. Также огромный опыт банков с их консервативной системой вызывает у людей больше доверия, чем недавно появившиеся негосударственные пенсионные фонды. Эти естественные конкуренты оттягивают на себя часть потенциальных инвесторов НПФ.

Во-вторых, без сомнения, сказывается психологический барьер в менталитете украинского гражданина, воспитанный десятилетиями вольных или невольных обманов со стороны государства и афер со стороны финансовых мошенников. К сожалению, жизнь убеждает, что слишком долгосрочные отношения сегодня на Украине иметь нельзя ни с кем. Никто не знает, что будет после очередной смены правительства, да и наличие рейдерского движения со счетов сбрасывать нельзя. Даже если государство будет гарантировать сохранность вкладов в частных ПФ, толку от этого, как с козла молока. Возврат вкладов в бывшем Сбербанке СССР нам уже «гарантировали»…

В-третьих, помимо низкой информированности населения, в числе причин эксперты называют отсутствие разветвленной системы мотивации вкладчиков к участию в НПФ. По их мнению, это должна быть система, включающая в себя не только налоговые стимулы, но и ориентированная на физических лиц — целевую аудиторию фондов. К примеру, в Чехии, при условии, что человек делает взнос в НПФ в определенной сумме, государство ему на индивидуальный пенсионный счет переводит дополнительные средства. В той же России на каждую тысячу рублей, выплаченную вкладчиком в НПФ, государство в течении 10 лет доплачивает на его персональный пенсионный счет такую же сумму, при условии, что на счет фонда гражданин внес за год не менее 2 тысяч рублей.

И созданием такой системы стимулирования должно заниматься, прежде всего, государство, четко отдавая себе отчет в социальной значимости для страны негосударственного пенсионного обеспечения.

В-четвертых, каждый гражданин, добровольно вкладывающий свои средства в НПФ, естественно, хотел бы иметь от государства определенные гарантии их сохранности к моменту наступления момента выплаты ему пенсии. Есть, так сказать, классическая формула дохода, к которому стремятся НПФ. Это превышение уровня официальной инфляции в стране на несколько процентов. Поэтому в цивилизованных странах не ставится вопрос, как много заработает НПФ. Вкладчики фондов задаются вопросом: какой фонд лучше сохранит вложенные средства? Отличная доходность для НПФ в Европе — 7‑8%, в США — 5‑6. Для Украины же нормальная доходность НПФ должна быть раза в два раза выше.

Закон не предусматривает банкротство НПФ. Ну, а если банк — хранитель активов фонда обанкротился? Пока НПФ могут вернуть свои средства только в седьмой очереди, куда входят все кредиторы—юридические лица. Однако, нахождение в этой очереди чревато неполучением замороженных в банке активов. «Если возвращают, то только по «чайной ложке». Например, одному из фондов, у которого в «Укрпромбанке» «зависли» 38 тысяч гривень, выплатили… 250 гривень»,— сказал директор департамента НПФ Astrum Investment Management Александр Ткач. Полностью вернуть средства из «Укрпромбанка» сумел только пенсионный фонд Нацбанка (кто бы сомневался! — авт.), учредитель которого назначал временного администратора банка (см. «Ъ» ).

Но, вот в конце марта Верховная Рада приняла в первом чтении за основу законопроект № 9687 от 12 января 2012 г. о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения пенсионных активов. Законопроект направлен на страхование пенсионных активов, находящихся на хранении в банковской сети, в случае возбуждения дела о банкротстве хранителя, принятия решения о его ликвидации или назначении временной администрации. Законопроект предусматривает, что в случае ликвидации банка, удовлетворения требований Пенсионного Фонда относительно его обязательств перед накопительным пенсионным фондом и требований негосударственных пенсионных фондов относятся к третьей очереди. Без сомнения, это положительный шаг государства в сторону обеспечения сохранности вкладов граждан в НПФ, хотя и этот шаг все равно недостаточный — очередь должна быть первой, и пенсионерам государство просто обязано гарантировать стопроцентное удовлетворение требований.

А теперь следующий вопрос: когда же последуют остальные шаги, направленные на прекращение «бега на месте», которым уже в течение ряда лет занимаются отечественные НПФ?

Проанализировав ренкинги по многим параметрам всех украинских НПФ, я составил сыновьям список из пяти, как мне кажется, наиболее безопасных (конечно, относительно) отечественных негосударственных пенсионных фондов, куда можно попробовать инвестировать средства в надежде на прибавление пенсии. Но при этом я сделал главную оговорку — «можно попробовать».

Я не оглашаю этот список, потому что сам по себе он будет рекламой. А в рекламу я не верю. Точно так же, как не могу верить даже в тот список, который я же и составил. «Попробовать» — означает не столько доверие, сколько сомнение. Так что «железных» оснований для доверия у меня все равно нет! И это — главный вывод, которым я и поделился с детьми.

Выходит, все возвращается на круги своя. Убедительных ответов на самые важные вопросы нет. И не предвидится…

Автор: Виталий Славин


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту