![]() |
|
![]() |
![]() |
Почти два года назад, в августе 2010-го, в преддверии Дня города в Одессе при полных аншлагах проходили большие гастроли московского театра «Школа современной пьесы», порадовавшие зрителей и подарившие любителям сценического искусства много ярких впечатлений. И вот — новая встреча с театром, которым руководит наш земляк Иосиф Райхельгауз.
На этот раз масштабные гастроли под девизом «Шесть премьер в Одессе» пройдут с двадцать пятого мая по первое июня. Из шести постановок две появились в московской афише театра в нынешнем году.
Итак, что же на этот раз посмотрят одесские зрители? Сатирическую комедию Дмитрия Быкова «Медведь», пьесу Антона Чехова «Чайка», лирическую пьесу «Ночь с незнакомцем» в постановке болгарского режиссера Пламена Панева, автор пьесы лауреат всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица 2011 года» Наталья Савицкая, авторские спектакли «Москва. Психо» режиссера Андрея Жолдака, «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» Евгения Гришковца и Иосифа Райхельгауза и «Вредные советы» по книге Григория Остера.
В спектаклях заняты народные артисты России Альберт Филозов, Ирина Алферова, Юрий Чернов, Елена Санаева, Владимир Качан, Татьяна Веденеева, Владимир Шульга, Иосиф Райхельгауз, заслуженные артисты Елена Коренева, Анжелика Волчкова, Ольга Гусилетова, Александр Гордон, Максим Евсеев, Алексей Гнилицкий. Билеты уже в продаже.
Но если в предыдущий свой приезд московский театр гастролировал на привычной для приезжих творческих коллективов площадке — сцене Одесского академического театра музыкальной комедии вместимостью в тысячу триста мест, то в этот свой приезд Иосиф Райхельгауз совершенно неожиданно остановил свой выбор на… сцене Одесского ТЮЗа, зрительный зал которого рассчитан всего на триста шестьдесят зрителей. А если учесть нынешнее состояние театра, находящегося уже более десяти лет в ожидании капитального ремонта, то выбор этот и вовсе ошеломителен.
Впрочем, тому есть несколько объяснений. Во-первых, в Одесском театре юного зрителя Иосиф Леонидович некогда начинал свою творческую карьеру. Но главное: у худрука «Школы современной пьесы» и профессора Российской академии театрального искусства имеются на этот театр далеко идущие планы — трансформировать ТЮЗ в современнейший «Одесский театр». Эта идея возникла после того, как Иосиф Леонидович посетовал, что в Одессе нет достойного драматического театра и выразил готовность возглавить один из наших театров, а областное руководство предложило ему стать худруком ТЮЗа.
Понятно, что произойти это может только после капитальной реконструкции здания театра и превращения его в современный театральный центр. Но уже сейчас, организуя именно здесь гастроли своего театра, Райхельгауз подтверждает: его намерения — не пустые слова, за ними стоят серьезные планы.
Кстати, гастроли и показ шести московских спектаклей — это не единственный сюрприз, который приготовил одесситам Иосиф Райхельгауз. В ближайшее время из печати выйдет его «Одесская книжка». В марте прошлого года Райхельгауз, будучи в Одессе, рассказывал, что работает над ней. Издать «Одесскую книжку» в нашем городе взялась компания «Пласке», известная своими культурологическими и меценатскими проектами. В новый сборник, кстати, уже не первый, вошли и самые ранние рассказы автора, напечатанные впервые в одесской газете «Комсомольская искра», и более поздние произведения, и совсем свежие очерки, специально написанные для этой книги, в том числе размышления об одесской литературе и одесских театрах.
А что думают о предстоящих гастролях московского театра сами тюзовцы? Этот вопрос я задала Евгению Буберу, который уже два года руководит театром:
— Мы с огромной радостью откликнулись на предложение московского театра. В этих стенах, к сожалению, давно не было гастролей других театров ввиду состояния зрительного зала и ТЮЗа в целом. И то, что Иосиф Леонидович Райхельгауз выбрал наш театр, я считаю замечательной миссионерской задачей, это здорово, честь ему и хвала. По большому счету, эти гастроли — больше пропагандистская деятельность.
Конечно, одесский зритель нас знает, к нам ходят, дети и школьники — это наш целевой контингент. Но люди постарше только начинают узнавать, что в репертуаре Театра юного зрителя есть спектакли и для взрослых, и очень удивляются, когда, попадая на ту или иную постановку, видят приличный уровень мастерства. Форма — это замечательно. Но мы пока можем похвастать только содержанием. Ну нет у нас возможности себя рекламировать. Но если человек любит театр, если нацелен встретиться с настоящим искусством, то здесь он может его встретить. И гастроли московского театра «Школа современной пьесы» в наших стенах в этом смысле очень позитивны. Признаемся, у нас проблема с санузлами, с отоплением. Балкон в зрительном зале в аварийном состоянии и давно закрыт.
Но если театр такого уровня не чурается работать в этих условиях, то и одесский взрослый зритель станет ходить сюда более активно.
В гастрольный период Одесский ТЮЗ подвергнется некоторой трансформации. Московский театр «Школа современной пьесы» везет спектакли, рассчитанные на нестандартное сцениче-ское пространство. Поэтому определенную часть кресел в зрительном зале демонтируют и перенесут на сцену. А действие спектаклей будет происходить не только на сцене, но и в центре зала. Театры-трансформеры сегодня очень актуальны. В них сцена для воплощения режиссерских фантазий может переноситься в любое пространство зала, что довольно интересно и для зрителей, и для артистов.
Модернизацией зала в Одессе займутся сразу две бригады монтировочного цеха, наша и московская. Для этих целей будет выровнен пол, закуплено новое техническое оснащение, приобретены новые кресла для сцены. На это пойдут деньги, полученные театром за аренду зала. По завершении гастролей зрительские места будут восстановлены.
Нужно сказать, не все в коллективе положительно восприняли эту трансформацию.
— ТЮЗ столько лет был обездолен, что некоторые члены коллектива каждое новшество воспринимают с определенным недоверием, — говорит Евгений Бубер. — И нужно сделать все, чтобы это недоверие было сведено к нулю. В том, чтобы после окончания гастролей театр продолжал успешно работать, я заинтересован больше других. Мы провели художественный совет, на котором детально обсуждался этот вопрос. Все, что будет закуплено и сделано к гастролям — стулья, крепления, оборудование, — останется театру. Осветительное оборудование московский театр привезет с собой. А нам сделают проводку для светового пульта, которая в будущем, надеюсь, уже недалеком, нам пригодится. Останется театру и новая конструкция, на которую будет крепиться гастрольный баннер.
Между тем для самих гастролеров этот проект будет не только некоммерческим, но и изначально убыточным. По понятным причинам. И одессит Райхельгауз намеренно идет на это, полагая, что не все в жизни измеряется деньгами и прибылью. Благо, нашлись меценаты с одесскими корнями, не оставшиеся равнодушными к хорошей идее.
Сам худрук московской «Школы современной пьесы» пояснил:
— Мы не едем сюда в гости, как в другие города. В Одессу мы всегда возвращаемся. Для театра гастроли — то же, что для человека брак: можно по расчету, а можно — по любви. Наши гастроли в Одессе — исключительно по любви.
Гастроли московского театра внесли некий приятный переполох в жизнь ТЮЗа, но не нарушили в целом творческий график. Сдаются и ставятся новые спектакли, отмечаются призами удачные работы.
Так, в прошлом году на Открытом фестивале театров для детей и юношества, который раз в два года проходит в Макеевке, Одесский ТЮЗ за спектакль «Принцесса Пирлипат» по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» получил первое место специального детского жюри, а актеры Ирина Охотниченко и Сергей Фролов — специальные дипломы за исполнение главных ролей. На внеконкурсный показ была представлена «Ночь святого Валентина» по пьесе одесского драматурга Александра Марданя. Обе постановки были с успехом приняты зрителями, о чем теперь напоминает большой игрушечный ТЮЗик, символ фестиваля.
В конце марта выпущен новый музыкальный спектакль для семейного просмотра «У ковчега в восемь» по пьесе немецкого драматурга Ульриха Хуба. А к новому году ТЮЗ порадует очередной премьерой «Карлсон, который живет на крыше» по повести Астрид Линдгрен.
– Нет, ТЮЗ не забыт, к нам очень большое внимание. Областные власти полностью поддерживают идею создания «Одесского театра», готовы помогать. Но пока не будет сдан после реконструкции Кукольный театр, говорить об изменениях в ТЮЗе преждевременно. Главное — идти вперед, не ныть, не жаловаться, поднимать планку, улучшать качество наших спектаклей. И верить, — считает Евгений Бубер.
Что касается капитального ремонта здания театра, то в этом году Одесский облсовет выделил средства — четыреста тысяч гривень — на проведение подготовительных работ. Чтобы определить объем и стоимость комплексного проекта реставрации, будет обследовано состояние здания и разработана научно-проектная документация по его реставрации. Затем должен быть объявлен тендер на лучший проект. Между тем по инициативе И.Райхельгауза эту работу уже ведет группа московских специалистов во главе с известным европейским архитектором Мануэлем Нуньесом.
Директор Одесского ТЮЗа Евгений Бубер уверен, что гастроли станут хорошим началом для формирования будущего «Одесского театра». Пока же на сцене ТЮЗа ожидается показ разовых спектаклей и премьер театральных коллективов Москвы, да и у самого Одесского ТЮЗа теперь появятся гастрольные перспективы.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |