![]() |
|
![]() |
![]() |
«Ко мне, как к народному депутату продолжают обращаться обитатели ведомственных жилых домов и общежитий с просьбами о содействии в передаче указанных категорий жилья в общую собственность территориальных громад. Жители таких домов часто бедствуют от того, что предприятия и организации — собственники жилья — не в состоянии содержать его в надлежащем виде, а права самих обитателей такого жилья достаточно неопределенны. Граждане справедливо считают, что это дискриминирует их права на жилье, предусмотренное Статьей 47 Конституции Украины».
Сергей Гриневецкий (из депутатского запроса к премьеру Николаю Азарову)
Мы продолжаем заниматься проблемой жильцов ведомственных домов и общежитий, которую поднял народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий в своем депутатском запросе к Премьеру Николаю Азарову, текст которого мы опубликовали 16 марта этого года в выпуске нашей газеты №12(567).
Не остаются за пределами нашего внимания проблемы, накопившиеся у жильцов общежития по ул. Радостная, 7, в Одессе, где желание людей приватизировать свои обиталища обернулось огромным перечнем трудностей, которые мы описывали в статье «Конституционные права людей нарушены. И есть виновные!..», опубликованной в № 18 (573) от 29 апреля 2012 года.
Чтобы объективно оценить ситуацию, мы встретились с руководством КП ЖКС «Черемушки», где подтвердили уникальность этой ситуации, а также рассказали о других проблемах в жилищном секторе.
Немного вернусь в предысторию. Нерадостный дом на Радостной ранее обслуживался предприятием ООО «Мрия», арендовавшем этот дом, но в середине прошлого года «Мрия» передала на баланс города общежитие. Нетрудно предположить, что руководство «Мрии», по-видимому, напоследок решило «подзаработать», провернув занятную операцию. Бывшие арендаторы за немалую сумму «помогли» жильцам прописаться в своих комнатах и выдали на руки «ордера на жилье». Отмечу, такими полномочиями предприятие с ограниченной ответственностью не наделено. О незаконности действий «Мрии» говорят и в ЖКС.
— У всех жильцов есть «ордера», — рассказывает исполняющая обязанности директора КП ЖКС «Черемушки» Оксана Анатольевна Билюченко. — На основании неких непонятных «приказов» жильцы присоединили к себе дополнительно по комнате, сделали незаконные перепланировки, захватив при этом места общего пользования. Как следствие есть и комнаты, где прописаны совершенно посторонние люди. Есть иные случаи — когда на одну и ту же квартиру выдано сразу по три ордера, причем в каждом размер площади по ордеру отличается один от другого. А последний «липовый» ордер, выданный в декабре прошлого года, представляет собой изумительный образец абсурда: общежитие уже находится на балансе ЖЭКа, а «Мрия» (которая несколько месяцев назад прекратила аренду), продолжает выдавать «документы». Причем, в ЖКС об этом никто ничего не знает. А в общежитии в это время идет какая-то «техническая» работа, совершенно открыто и публично, что и подкупает людей. В общем, махинаторы сделали ставку на доверчивость обитателей общежития, и не прогадали — те не заподозрили подвоха, и никаких сигналов к нам о незаконных операциях с имуществом не поступало.
Потом стало все проясняться. Образовалась полная неясность с тарифами и оплатой за услуги — как следствие той путаницы, которую и создала «Мрия». Сейчас со всем этим мы разобрались. В здании общежития проведена инвентаризация, проверены все комнаты, учтены все постояльцы (как по факту, так и по документам). Ну, и не забыли мы, конечно, обратиться в суд. Наше коммунальное предприятие подало несколько исков, но на быстрое разрешение вопроса рассчитывать не приходится — это дело не одного дня. Теперь наша задача — привести документацию здания в порядок. Без этого мы не сможем обеспечить жильцам реализацию их прав на приватизацию.
Отдельно мы затронули и тему обслуживания общежития. Напомню, что жильцы дома были возмущены тем, что жилищно-эксплуатационный участок ЖКС не выделяет сантехников и электриков, а уборщицу на этажах приходится нанимать за дополнительную плату из семейного бюджета от каждой квартиры (или комнаты).
В ЖКС эту информацию опровергают — дескать, персонал и ЖКС, и его участков обслуживает каждый дом без исключений, а вызов, к примеру, сантехника, осуществляется по заявке жильцов. Но жильцы-то как раз и заявляют, что вызвать специалиста у них не получается. Может быть, стоит проверить эти сведения и обратить внимание соответствующих служб на качество работы по заявкам людей? Мы же не можем исключить, что кто-то из работников службы просто игнорирует вызов…
Исключить этого действительно нельзя, и руководство «Черемушек» проверит эту информацию.
В целом, обстановка на Радостной, 7 действительно сложная. Но она не является неразрешимой. Из-за того беспорядка, который «Мрия» учинила с документами, и возникли все проблемы. Просто для их решения нужно куда больше времени, чем это требуется в обычной, стандартной ситуации. Вот — показательный пример: общежитие трамвайно-троллейбусного управления на ул. Радостная, 19. Там исходные документы были в полном порядке. И приватизация жилья прошла быстро, «без сучка и задоринки», и с тарифами никакой неразберихи нет, как, кстати, и с оплатой коммунальных услуг, и с обслуживанием дома специалистами участков ЖКС.
* * *
На «Черемушках», как отметила Оксана Анатолиевна, есть и другие серьезные вопросы, от решения которых зависит благополучие жителей района. И об этом у нас тоже состоялся конкретный разговор.
Дело в том, что большая часть зданий района — «хрущевки», срок эксплуатации которых составляет 25 лет. Понятное дело, что этот срок истек уже дважды, или почти дважды. Ряд домов эксплуатируются уже свыше 50 – ти лет, и там — масса проблемных моментов. Прежде всего, это касается кровель и подвалов.
— Самая больная тема, — продолжает руководитель ЖКС, — это крыши. Из общего числа зданий, 70 процентов нуждаются в замене кровель. А финансируются ЖКС как? Главным образом, за счет оплаты населением наших услуг. Должна сразу сказать, что на жильцов мы не жалуемся. Уровень оплаты у нас составляет более 95 процентов. То есть, практически все люди платят своевременно, и сполна. Но их средства не позволяют решать текущие проблемы в коммунальном хозяйстве, касающиеся, в том числе, капитального ремонта крыш. Мы не можем осуществлять текущий ремонт, так как он предусматривает до 15 процентов конструктива. Поясню, что я имею в виду. Если общая площадь крыши составляет одну тысячу квадратных метров, то по текущему ремонту нами может быть отремонтировано лишь 150 квадратных метров, а это, как вы понимаете, необходимого результата не даст. Поэтому частично ремонт выполняется за счет дополнительных средств населения. С подвалами же все немного проще: здесь есть возможность частичной замены коммуникаций.
Замечу, что на «Черемушках» как таковых проблем с подземными коммуникациями нет. ЖКС обслуживает только коммуникации в подвальных помещениях, а подземные сети находятся на балансе других обслуживающих служб. Ранее существовала более серьезная проблема с коммуникациями, когда сети были бесхозными (дом передали на баланс города, а сети нет — и они остались без обслуживания). Сейчас же готовится соответствующее решение горсовета, согласно которому тепловые сети, горканализация, водопроводы будут переданы ООО «Инфоксводоканал».
— Есть в зоне действия нашего ЖКС и проблемные участки, — признается Оксана Анатолиевна, — Буквально недавно была авария с колодцем, которую нам удалось в достаточно оперативном режиме решить. Построили новый колодец, функционирует он нормально. А такие аварии сегодня в городе не редкость. Причина простая: нет документации о состоянии сетей, не все их планы есть, а те, что имеются, не всегда соответствуют действительности. Так сложилось исторически. И самые проблемные в этом плане микрорайоны — это Молдаванка и дома на Фонтанской дороге, где люди строили индивидуальное жилье.
Продолжая тему финансирования жилищно-коммунального хозяйства, необходимо упомянуть и о помощи со стороны государства. Наверное, не нужно говорить, что она мизерная (если не сказать смехотворная). Дотаций из госбюджета, а также начислений на аварийный ветхий фонд (для «Черемушек» эта сумма небольшая), вместе с оплатой населения за услуги оказывается недостаточно для качественного обслуживания людей. Это — тема вечная, и «сколько ни кричи «халва!» во рту сладко не станет. Увы, но государство еще не обернулось лицом к этой проблеме, и винить здесь в чем-то ЖКС глупо. Несмотря на это, руководство ЖКС держит на контроле самые проблемные дома, в частности, ветхое жилье, чтобы предотвратить аварийные ситуации.
— Обещают, что в этом году за счет средств городской казны мы сможем выполнять капитальные ремонты, — продолжает Оксана Анатолиевна. — О точной сумме сказать не могу, потому что последние четыре года деньги на решение проблемы капитального ремонта зданий не выделялись. Да и здесь — не самая плачевная ситуация с ветхими зданиями. В городе есть более проблемные районы — тот же центр…
* * *
Из состоявшегося разговора я сделал определенный вывод, что в районе на сегодняшний день отсутствует конкретная и четкая программа поэтапного развития жилищно-коммунального хозяйства, куда был бы включен тот же капитальный ремонт зданий, или полный ремонт крыш. Понятно, что все упирается в деньги, и понятно, что денег никогда нет. Но если говорить, например, о ветхом жилфонде или ремонте крыш, то, наверное, будет дешевле вовремя провести ремонты, чем потом тратить на порядок больше средств на расселение жильцов (если дом рухнет) или на капремонт здания (если протекающая крыша вызовет аварийное состояние верхних этажей, или, того хуже, ослабление несущих конструкций).
После общения как с жильцами общежитий, так и руководством ЖКС, на первый взгляд, не обретает смысла проект перехода старых домов от коммунальных служб к ОСМД. Намного проще, как отмечают и первые, и вторые, когда создают такое общество на основе нового, только что сданного в эксплуатацию жилого дома, когда конструкция здания и его коммуникации находятся в абсолютном порядке, и есть значительный ресурс времени на то, чтобы предусмотреть решение проблем, которые могут возникнуть очень нескоро. Тем не менее, ввиду реальной обстановки, складывающей в действующем коммунальном хозяйстве, многие из работников ЖКС все же видят будущее только в ОСМД, и на мой взгляд, это оправдано.
— Каждую неделю нами проводятся встречи с жильцами по всем восьми участкам ЖКС, на которых агитируем и призываем создавать ОСМД, — говорит в заключение О. А. Билюченко. — Но люди слабо на это реагируют. В принципе, их можно понять, потому что в рамках ОСМД многие проблемы придется решать уже им самим, совместно с ОСМД. Разве не проще прийти с этими проблемами в ЖЭК, да еще и поскандалить! Разве не так? Думаю, вы сами такую картину не раз наблюдали. А что у работника ЖКС есть, кроме его, так сказать «шанцевого инструмента»? Ровно ничего.
Но разве только поэтому они агитируют за ОСМД? Давайте разберемся. Те немногочисленные ОСМД, которые у нас появились, действительно продемонстрировали жизнеспособность. Но не только потому, что брали в управление исключительно новые дома (брали и старые!), а совсем по другой причине. ЖКС, в том виде, в каком они действуют сегодня (как коммунальные предприятия) связаны по рукам и ногам множеством директивных указаний, инструкций и прочих документов, исходящих от исполнительной власти и органов местного управления, иногда, «пачками». Бюрократия и бумагомарание здесь основательно тормозят работу, не говоря уже о том, что нормативно-правовая база, касающаяся жилищно-коммунального хозяйства, у нас до сих пор не приведена в какой-то удобоваримый и внятный документ, где не было бы противоречий — чтобы тому же работнику ЖКС не приходилось (как в том анекдоте) «копать от столба и до обеда». Инструкции, указания и другие документы, которые «спускаются сверху» в ЖКС, слишком часто и слишком настойчиво противоречат один другому. И конца края этому просто не видно.
У системы ОСМД всего этого нет. Эта система работает не по инструкциям, а по факту того, что требуют жильцы, с осознанием того обстоятельства, что их требования обоснованы, поэтому и стратегия деятельности ОСМД определяется самим ОМСД в интересах жильцов. Точка…
Возникает вопрос: если основная проблема в этом (а основная проблема как раз и заключается в этом), если ОСМД «со скрипом» и пока еще «туго» входят в жизнь, почему нам на уровне государства этот процесс не ускорить? Причем для этого совсем не обязательно «рубить с плеча», и скопом ликвидировать все ЖЭКи, ЖЭУ, ЖКС, ДЭЗы и другие структуры по обслуживанию коммунального сектора. Что мешает предоставить этим структурам те же права, которые сегодня есть у ОСМД?
На мой взгляд, не мешает ничего, а вот если кто-то мешает, то это — уже вопрос следующей «разборки полетов». И мне думается, к этой теме мы еще вернемся…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |