![]() |
|
![]() |
![]() |
В ночь на «Чистый четверг» свыше 30 тысяч населения недалеко от Одессы осталось без воды. Из-за изношенности канализационного коллектора, в прямом смысле рассыпавшегося под землей, город Южный оказался на грани техногенной катастрофы…
Почти двое суток без сна в поисках решения проблемы стали незаменимым опытом для населенного пункта и живым примером как в современной Украине необходимо справляться с ситуациями аналогичного масштаба и формата, какие ошибки при ликвидации последствий аварии не следует допускать, и какие моменты требуется учитывать. Ведь с каждым днем эта тема становится все более актуальной и важной, поскольку для коммунального хозяйства в нашей державе наступил тот этап развития, когда катастрофы подобного рода плавно переходят… в норму.
День первый: «неожиданный» прорыв
К такому положению вещей привела, в первую очередь, безграмотная отраслевая политика, изобилующая, с одной стороны, наплевательским отношением к соблюдениям законов, с другой — нарушением существующих стандартов и технических нормативов. Плюс — нехватка (а, порой, и полное отсутствие) высококвалифицированных специалистов.
Давайте оценим только свежие факты. Идентичные ЧП произошли на главных канализационных коллекторах крупных городов по одним и тем же причинам: сразу две трубы системы разрушились в г. Чернигов (15 и 20 марта), одна — в г. Мариуполь Донецкой области (30 марта), далее — упомянутый коллектор в г. Южный Одесской области (11 апреля), затем — г. Антрацит Луганской области (18 апреля), Житомир (19 апреля) и Черкассы (20 апреля). Этим перечнем список не ограничивается...
Предлагаю на примере одной из наиболее сложных аварий, разобраться, почему же вся Украина, извините, «трещит по швам»…
После 35 лет эксплуатации железобетонная труба одного из главных канализационных самотечных коллекторов Южного рассыпалась. В результате этого канализационная система засорилась, что произвело к прорыву трубы и провалу грунта. Бригада ремонтников выехала на место аварии около 20.00, в четверг 11 апреля. Но определить место прорыва сразу не удалось — мешали гаражи кооператива, построенные на коммуникациях. Поэтому, чтобы добраться до места прорыва, потребовался демонтаж строений.
Вы, наверное, спросите: каким образом гаражи оказались на канализационном коллекторе? Ведь в соответствии с нынешними нормами и требованиями законов, расположение каких-либо зданий и сооружений на коммуникациях запрещено, да и любому понятно, что такой «симбиоз» нежелателен. Но факт есть факт: уже более 30 лет здесь находится гаражный кооператив, о проблеме которого знает каждый житель города.
«Автостоянка №40» — именно под таким названием зарегистрирован кооператив — включает несколько сотен гаражей. Организована эта автостоянка благодаря акту землепользования, выданного еще Сычавским сельским советом, то есть, непосредственно городской совет Южного никогда решения о расположении гаражного массива на коллекторе не выносил.
Стоит отметить, что документ выдавался в то время, когда действующих ныне норм закона не существовало (а закон обратной силы не имеет!). Таким образом, зная указанную проблему, урегулировать этот вопрос, убрав владения автолюбителей с территории, где проходят подземные коммуникации, местная власть юридически не могла!
Однако следует отметить, что в 2009 году, в ходе изучения деятельности кооператива и использования земельного участка АС №40, было установлено, что треть гаражей являются «нахалстроем», незаконно занимая территорию, под которой проходит канализационная труба. Именно тогда вслух и заговорили о возможной аварии.
С тех пор прошло почти два три года, и теперь на месте все-таки случившегося прорыва работают специалисты КП «Водоканал и канализация». Первоочередной задачей коммунальщиков было прочистить канализационную трубу и как можно скорее возобновить подачу воды в город. Но после осмотра оценка экспертов оказалась не утешительной: коммуникации ремонту не подлежат — необходима полная замена старой трубы на новую.
По предварительной оценке требуемая сумма составляет не менее 2 млн. гривень, а такими средствами городской бюджет не располагает…
День второй, очень напоминающий кадры из голливудских кинофильмов
12 апреля около 2 ночи на место аварии в помощь коммунальной службе прибыли специалисты Одесского Припортового завода во главе с заместителем директора предприятия Валерием Севастьяновым и начальником цеха водообработки Владимиром Левшиным. Работы по ликвидации последствий аварии контролирует лично мэр Южного Владимир Новацкий.
Оценив ситуацию, было принято решение перенести мешающие работам гаражи, демонтажем которых занялись еще ночью. Специально для этого была привлечена тяжелая специализированная техника, а с утра подтянули дополнительный транспорт ведущих предприятий города. Работы по демонтажу строений и спасению имущества автолюбителей шли в тяжелых условиях. Во время проведения работ есть вероятность обвалов — из гаражей автомобили выезжают крайне аккуратно, работы ведутся с полной ответственностью. К тому же все зависит не только от мастерства и оперативности специалистов, но и воли случая: только выкатили автомобиль из гаража, как тот через 15 минут провалился под землю. Усложняют работы также и забетонированные гаражи.
Несмотря на трудности, работы по ликвидации последствий прорыва не прекращаются ни на минуту: ремонтные бригады работают и весь следующий день. Для ремонтников организована горячая пища и надежное освещение мест аварии.
В самом же городе «Чистый четверг» напоминает кадры из голливудских кинофильмов. В городе введен режим чрезвычайной ситуации: детские сады и школы закрыты, медицинские учреждения и предприятия, расположенные на территории населенного пункта, работают в специальном режиме, в городской больнице отменены хирургические операции, некоторых пациентов отпустили домой. В целях безопасности населения принято решение на период действия чрезвычайной ситуации закрыть учреждения общепита и некоторые отделы рынка, включая мясомолочный корпус, а в продуктовых магазинах ограничить ассортимент продовольственной продукции.
На улицах города работники МЧС организовывают оперативную доставку воды. Как техническую, так и питьевую воду по микрорайонам поставляли водовозы южненских МЧС, Одесского Припортового завода и порта «Южный». Вода развозится регулярно, на протяжении всего дня. На эти цели задействованы 6 пожарных машин, одна машина МЧС находится в резерве на случай пожара в городе. По дворам производят обход работники МЧС, и в рупор объявляют, где можно пополнить запасы воды. В свою очередь, люди выстраиваются в длинные очереди; некоторые приходят на места раздачи воды с емкостями по 20 и более литров. Начинают рождаться слухи, что из-за аварии город останется без водоснабжения на все пасхальные выходные, что вызывает некоторый ажиотаж: за утро южненцы «выпили» более 35 тонн воды. Чтобы снять этот беспричинный ажиотаж, местное телевидение оповещает население о последних событиях с места аварии, регулярно передаются данные о месте нахождения водовозов. В эфире телеканала помимо новостей также освещаются рекомендации, касающиеся использования подвозимой воды, профилактики и предупреждения вспышек различных заболеваний.
Тем временем, в связи с аварийной ситуацией, на экстренное совещание в Южный съехались представители областной власти. Первым на место событий прибыл начальник управления ГУ МЧС в Одесской области Владимир Боделан. Он заверил в оперативном решении вопроса, что позволит в скором времени возобновить водоснабжение в городе.
Утром же на место аварии прибыли представители облсовета и ОГА. Обсуждаются мероприятия, которые необходимо осуществить безотлагательно. В оперативном режиме под открытым небом принимается ряд решений, касающихся дальнейшего плана действий. Однако еще не оценены все масштабы происшествия, так как нет доступа к месту прорывов. Представители коммунальных служб города совместно со специалистами ОПЗ для того, чтобы приблизиться к местам прорывов, начали земляные работы уже днем. Работы ведутся на трех точках — работает восемь единиц техники. К этому времени на месте, где были демонтированы гаражи, работы по прочистке трубы уже закончены, еще в двух местах специалисты ведут прочистку.
О судьбе ликвидированных гаражей
О судьбе ликвидированных гаражей стоит сказать отдельно. Она была предрешена в 2009 году. Тогда заседала комиссия, и слушался вопрос по факту размещения собственности автолюбителей на канализационном коллекторе. На заседании работниками КП «Водоканал и канализация» при участии начальника АС №40 В. О. Горелова был составлен соответствующий акт. Выяснилось, что, согласно Государственному акту, АС №40 имеет право постоянного использования только 4,8 га занимаемой территории, из занимаемых 7,2 га. И если с гаражами, расположенными на участке постоянного пользования, можно в дальнейшем узаконить взаимоотношения, то с остальной частью кооператива ситуации иная.
Обратимся к тексту Протокола заседания комиссии по определению деятельности и использованию земельного участка АС №40. Этот протокол содержал требование рекомендовать руководству общественной организации АС в месячный термин предоставить КП «ВиК» гарантийное обязательство, что в случае возникновения аварийной ситуации и для проведения аварийных работ канализационного коллектора руководство кооператива освободит место от гаражей за счет их владельцев. Таким образом, владельцы гаражей были проинформированы о положении дел и о том, что обязаны выполнить решение заседания комиссии, а также были предупреждены, что в случае его невыполнения все документы будут переданы в прокуратуру.
Но вернемся в уходящий день. К вечеру четверга вырисовывается общая картина ситуации: четыре прорыва по длине коллектора не восстановить — полная замена неизбежна. В 17:00 на экстренном совещании решается вопрос по выделению из областного бюджета средств на ликвидацию аварии. На строительство нового канализационного коллектора из резервного фонда Одесская ОГА обещает выделить около 2 млн. грн. Губернатор области Эдуард Матвийчук уверяет, что новые коммуникации будут проложены как минимум в течение двух недель.
В это время, для того чтобы южненцы могли пополнить запасы воды, руководством города было принято решение с 18:00 до 19:00 временно возобновить подачу воды в квартиры. Час возобновления водоснабжения некоторые рассматривают, как единственную возможность помочь людям надолго запастись водой.
Только временное восстановление водоснабжения порадовало не всех. Больше половины населения Южного — жители верхних этажей и IV микрорайона — так и не увидели воды в своих кранах. Остальные же с трудом пополнили запасы воды. К тому же такое (как оказалось, ошибочное) решение свело на нет всю работу ремонтников и только усложнило ситуацию: сточные воды затопили подготовленные для дальнейшей работы котлованы, обрушили стены траншей, и неочищенные стоки из города вышли за границы резервуаров, направившись в Сычавский пруд, сообщающийся с морем.
День третий, пятница-тринадцатое…
Весь вечер в канун Страстной пятницы 13 апреля сотни жителей стоят в очередях за водой. Работники МЧС делают перерыв всего на несколько часов — с 00:30 до 06:00. Но с утра пятницы очереди за водой у пожарных машин были не меньше, чем днями ранее. Магазины Южного получили от Управления экономики требования увеличить заказы бутилированной воды. Продавцы отмечают, что спрос воды на данный период увеличился в несколько раз.
На месте аварии вторые сутки без сна и отдыха ремонтники ОПЗ, порта «Южный» и работники КП «Водоснабжение и канализация» пытаются одолеть последствия уже вторичной аварии. Инженеры отмечают, что непродуманное до конца решение подать воду в город всего на час привело к результату, прямо противоположному ожидаемому. Хотели как лучше, получилось как всегда. Дело в том, что прием стоков из города осуществляется на КНС-2 в Приморском парке. Оттуда, если не будет производиться откачка стоков, они попадут в море. Поэтому после того, как была подана вода, ее пришлось откачать с канализационно-насосной станции. Тем самым это существенно снизило результативность проведенных накануне мероприятий: все, что было очищено днем ранее и готовилось к аварийным работам, было залито нечистотами и обрушилось.
Таким образом, наступившее утро перед руководством города ставит новые задачи. Во время экстренного оперативного совещания была предложена идея проложить временное сооружение, в обход гаражного кооператива и аварийного коллектора. Однако сложность вопроса заключалась в отсутствии труб требуемой протяженности. Тогда дирекция строительной компании «Акваспецстрой» совместно с руководством Одесского Припортового завода предложили использовать материалы из своих резервов. Правда, трубы оказались разного диаметра (200 и 250 мм). Опасения чиновников развеяли проектировщики, заверив, что для временного сооружения они сгодятся.
На месте аварии под открытым небом проходит внеочередное заседание исполнительного комитета. На прокладку наземной канализационной трубы длиной 970 м из резервного фонда города исполком выделил 100 тыс. гривень, был составлен график работы и распределены обязанности между чиновниками для скорой ликвидации последствий. Главная задача — за сутки подать в квартиры воду.
Уже около 10 утра началась подготовка места для временного коллектора. Дорога, вдоль которой пройдет сооружение, на время работ была перекрыта. В 11 часов на место прибыл автотранспорт с необходимыми материалами. На монтаж трубопровода привлечены восемь рабочих бригад главных предприятий города и строительных организаций Одессы. Одновременно свыше сотни людей без перерывов на протяжении последующих суток ведут строительство километровой трубы. На ее прокладку брошены все технические средства. Соединил временный коллектор с городской системой канализационный колодец, из которого два насоса мощностью 250 куб. м/ч перекачивают стоки.
В сложившихся условиях руководство города приняло решение, что новая капитальная система стоковых вод также пойдет в обход гаражного кооператива — гаражи трогать не будут, и, как только временный коллектор смонтируют, ямы на территории автостоянки могут быть зарыты.
«Мы уже не будем выяснять, как случилось, что 30 лет назад гаражи строились на коллекторе — это факт свершившийся. Мы уже повлиять на это не можем. Сейчас мы делаем так, чтобы коллектор ушел в обход гаражей», — объяснил Владимир Новацкий в интервью телеканалу ЮТВ.
Новый полиэтиленовый трубопровод, на который из резервного фонда области было выделено 2 млн. грн., будет проложен между КНС-1 и КНС-2 по новой трассе. Планируется, что на протяжении месяца будет полностью проложено 1,7 километров канализационного трубопровода, сроком эксплуатации минимум 50 лет.
Примерно в полдень на место аварии прибыли экологи из областной службы по чрезвычайным ситуациям и заместитель главы Одесской ОГА Валерий Матковский, которые оценили масштабы техногенной катастрофы и ее последствия.
В субботу утром монтаж временного обходного коллектора был завершен. Однако после его запуска оказалось, что одной ветви трубопровода не хватает, чтобы стоки подать на насосную станцию — вода пошла через верх.
Могло ли быть иначе?
Менее чем за двое суток совместными усилиями и оперативной работой руководство и специалисты региона сумели сделать все, чтобы возобновилась подачу воды в город. Во всех квартирах Южного водоснабжение было возобновлено в субботу уже утром.
Но работы на месте аварии не прекратились. Запуск временного коллектора указал на просчеты проектировщиков: трубы, предоставленные предприятиями, не в состоянии при помощи имеющихся насосов подавать сточные воды на КНС-1. Оперативно были вырыты рядом с временным коллектором земляные котлованы с той целью, чтобы избыток сточных вод впитывался в землю.
Руководство города приняло решение проложить вторую ветвь коммуникаций. На дополнительно выделенные 140 тыс. грн. было приобретено необходимое количество материалов, и уже в 16:00 трубы для второй километровой ветви временного сооружения были на месте. В ночь на Пасху, примерно к полночи монтаж новой ветви трубопровода был завершен, и после 2 часов ночи полноценно начали функционировать две ветви временного канализационного коллектора. Таким образом, руководству города все-таки удалось сделать все, чтобы светлый праздник Пасхи южненцы встретили с водой в своих квартирах.
Подводя итоги на аппаратном совещании во вторник 17 апреля, городской голова В. Н. Новацкий отметил, что из резервного фонда города на ликвидацию техногенной аварии в течение этого периода было выделено 254 тыс. грн., и Южный ожидает поступления средств из областного бюджета для строительства нового капитального коллектора между городскими КНС. В городе решили не затягивать со строительством капитального сооружения и поступили следующим образом. Сегодня для реализации подобных проектов законодательство Украины требует провести тендер. Однако для того, чтобы объявить тендер, необходимо дождаться поступления выделенных областью 2 млн. грн. В Южном решили не дожидаться, пока вся эта процедура закончится, и депутаты своим решением на сессии горсовета дополнительно выделили еще 100 тыс. грн. Теперь вместе с ожидаемой помощью из области, составили общую смету, на сумму которой уже 19 апреля был объявлен тендер.
Подготовительные работы по прокладке новой капитальной канализационной трубы начались уже в понедельник 23 апреля. Как показала практика и с учетом расширения города, новый 1,7 – килиметровый трубопровод в диаметре составит 600 мм. Его строительство планируется завершить в ближайшее время.
Также стоит сказать, что параллельно с решением вышеуказанного вопроса, есть и более сложные задачи в жилищно-коммунальном хозяйстве. В Южном требует капитальной замены вся канализационная сеть. Самый проблемный участок, где в любую минуту могут обрушиться бетонные стены канализационной трубы, проходит от КНС-1 до очистных сооружений Одесского Припортового завода (протяженность — 9,5 километров). Глава Одесской ОГА Эдуард Матвийчук уже направил письмо в Кабинет Министров о необходимой помощи и выделении средств на замену южненских коммуникаций. Подсчитано, что требуемая сумма составляет 24,273 млн. гривень.
В завершение задамся вопросом: а могло ли быть иначе? Почему, зная серьезность проблемы, не удалось избежать техногенной катастрофы? В мэрии Южного ответили на этот вопрос так: «Об этой ситуации мы знали давно, и предупредительным знаком был обвал вблизи гаражного кооператива в феврале текущего года. Понимали, что рано или поздно где-то да произойдет авария. Но уже несколько лет в более ужасном состоянии канализационная труба от КНС-1 до очистных сооружений ОПЗ. В прошлом году был разработан соответствующий проект по замене этого коллектора. Из «экологических» средств в городской бюджет 2012 года было заложено 3 млн. грн. на поэтапную замену изношенных коммуникаций. Мы предусматривали эту ситуацию, но мы не можем в одночасье выделить необходимые 24 млн. грн. — бюджет развития города всего 12 млн.»
Программа развития города сегодня также предусматривает полную замену и обновление очистных систем, теплотрасс, водоводов и прочих устаревших коммуникаций, которые поэтапно будут заменяться в течение ближайших пяти лет. Но, как показала практика, подобных аварий даже в таком благополучном, обеспеченном и хорошо зарабатывающем городе, как Южный, не смогли избежать.
Если быть более точным, не успели. И возникает вопрос: почему? Дело в том, что львиную долю денег, которые зарабатывает город, отчисляют в государственный бюджет (практически 50%). Руководство города не раз акцентировало внимание: если бы эти суммы оставалась в городском бюджете, то не только канализация не пришла бы в негодность. Ведь не сегодня-завтра возникнут проблемы с электросетями, проблемы в системе водоснабжения города и прочие. Другими словами, чтобы сегодня усовершенствовать городское хозяйство и предотвратить новые техногенные аварии, у местной громады должны быть средства. Модернизация хозяйства без этого невозможна.
Бюджеты украинских городов зажаты в рамки «формульной методики», которая оставляет в городской казне средства только на зарплаты бюджетникам и немного на «бедность». На остальное государство средств не предусматривает — и это главная проблема неосуществимости реального развития городов.
И напоследок…
На этом «канализационные» проблемы в Южном не заканчиваются. Аналогично аварии на коллекторе под гаражами, с легкостью может произойти и под кафе-баром «Капучино», владельцы которого возвели самострой сразу на двух канализационных городских коллекторах. Громкая дискотечная музыка и динамическая нагрузка от танцпола в любой момент может провести к обрушению изношенной железобетонной трубы. Владельцам этого заведения уже не раз направлялись письма-предупреждения с требованием убрать «нахалстрой» с коммуникаций, а в случае аварии капитальный ремонт и замена коммуникаций будут проводиться за счет заведения.
В июле 2010 года владельцам «Капучино» было направлено письмо, где было указано, что кафе не соблюдает технических условий. На что они ответили, что в случае аварии на коллекторах, проходящих под кафе-баром, заведение не будут предъявлять претензий к КП «Водоснабжение и канализация», если их собственность от этого пострадает. Более того, дирекция кафе обязывалась провести обводную ветвь коллектора. Обязывалась, но не провела.
Не так давно состоялось заседание комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, где были четко поставлены задачи по устранению угрозы аварии. Ныне КП «ВиК» проводит обследование ветви, идущей вдоль улицы Строителей, а в мэрии приняли решение переложить проблемный участок коллектора в обход кафе.
Кстати, о возможной аварии. По худшему сценарию аналогичная авария здесь может грозить куда более тяжелыми последствиями. Уклон территории в этом районе такой, что, в случае прорыва, сточные воды потекут прямо в море, и тогда катастрофы не миновать. Какой? Сошлюсь на результат попадания плохо очищенных канализационных стоков в левый приток Днестра — реку Серет в Тернопольской области. Здесь техногенная катастрофа произошла буквально в прошлые выходные, и привела к гибели рыбы на участке реки протяженностью примерно в 80 км. Как уже отмечают экологи, на восстановление природной среды и рыбного хозяйства теперь понадобится не менее 5 лет.
Какие выводы сегодня мы можем сделать на «опыте» тех событий, которые произошли в Южном и других городах? Об изношенности систем, построенных еще в советские годы, сегодня не говорит только ленивый. Надо еще сказать спасибо Советской власти за тот запас прочности, который она оставила при строительстве этих систем. И этот запас прочности еще бы мог достаточно долго работать, если бы не изменился характер тех же сточных вод.
Нынешние технологические процессы, связанные с использованием воды и ее сбросом, новые химические вещества, используемые людьми в быту, совсем иные, чем 30 – 50 лет назад, когда строились коллекторы и водоводы. Эта агрессивная среда разрушает даже армированный бетон, но этого обстоятельства, как минимум, в жилищно-коммунальном секторе страны не учитывают. И виноваты в этом не коммунальщики, а государство, которое обязано взять на себя обузу строительства новых систем по всем городам и весям. Перекладывать это на плечи громад бессмысленно, потому что нужны усилия всего государства и огромные государственные средства. Громады просто «не потянут» ни такого объема работ, ни таких средств.
И если такие ситуации складываются в самых благополучных городах Украины (как Южный), где оперативности руководства и ремонтников можно позавидовать, то какие последствия может иметь подобная ситуация в менее благополучных населенных пунктах? Сумеют ли там ликвидировать катастрофу аналогичного масштаба?
Вопрос риторический…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |