ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Вячеслав Соколов: « ЧЕТВЕРТЬ ПОСЕВОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ СТАВРОПОЛЬЯ — СОРТА ОДЕССКОЙ СЕЛЕКЦИИ»
30.05.2012 / Газета: Деловая Одесса / № 18(460) / Тираж: 16000

Нынешний год для старейшего аграрного научного учреждения Украины — Селекционно-генетического института — Национального центра семеноводства и сортоизучения — является знаковым. Коллектив СГИ отмечает круглую дату — 100-летний юбилей. Празднества, как это принято у аграриев, отложены на осень, а пока институт живет привычной научной и производственной жизнью.

Вот что рассказал в интервью «Деловой» директор Селекционно-генетического института — Национального центра семеноводства и сортоизучения, член-корреспондент УААН, заслуженный работник сельского хозяйства Украины Вячеслав СОКОЛОВ.

- Мы решили не привязываться к конкретной дате и ограничиваться каким-то однодневным мероприятием, а подумали, что лучше перенести празднование на октябрь 2012 года и после уборочной страды организовать цикл мероприятий, посвященных юбилею института — конференций, «круглых столов», тематических выставок и т.п., — говорит Вячеслав Михайлович.

- Недавно вы побывали Ставропольском крае. Поделитесь своими впечатлениями о поездке в регион, который считается житницей России...

- У наших коллег и партнеров из Ставропольского научно-исследовательского института сельского хозяйства (СНИИСХ), с которым мы уже более десяти лет сотрудничаем в рамках совместной программы, недавно тоже был 100-летний юбилей. И директор института — Валерий Владимирович Кулинцев, ранее, кстати, работавший министром сельского хозяйства Ставрополья, пригласил нас на празднование, предоставив возможность познакомиться с краем и посетить его обширные просторы — от Минеральных вод до Буденновска.

- Расскажите, пожалуйста, о программе сотрудничества с россиянами.

- Ставропольцы взяли на себя обязательства по внедрению на полях края сортов и гибридов нашего института. Сорта одесской селекции получили широкое распространение в Ставропольском крае и хорошо привились — у нас там уже зарегистрировано более двадцати сортов озимой пшеницы, ячменя, нута и других культур, с которыми работает СГИ. И нам очень приятно, что сорта Селекционно-генетического института занимают уже четверть посевных площадей Ставрополья — это высокий показатель, притом, что в непосредственной близости от Ставропольского края расположены Донской селекционный центр научно-производственного объединения «Дон» (Ростовская область, г. Зерноград), Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П.Лукьяненко и другие крупные аграрные учреждения юга России.

- Чем ставропольцев привлекают сорта одесской селекции?

- Они имеют преимущество над другими сортами по трем основным показателям — засухоустойчивость, морозостойкость и качество зернового продукта. Мы очень довольны своим сотрудничеством со ставропольцами — с каждым годом оно набирает обороты. Еще 5-6 лет назад, при прежнем руководстве СНИИСХ, мы и думать не могли о таких масштабах — сейчас решается даже такой важный для нас вопрос, как роялти — оплата за интеллектуальную собственность и пользование нашими сортами.

В Ставрополье — большие территории под посевами зерновых, там собирают по восемь миллионов тонн, это почти в три раза больше, чем у нас, в Одесской области.

Приятно было видеть на полях Ставрополья наши родные одесские сорта «Зустрич», «Виктория», «Куяльник», «Вакула». Отзывы о них — самые благоприятные, и думаю, что в ближайшее время мы получим от россиян заказ на отправку очередной партии семян высоких репродукций.

Что же касается дальнейших перспектив нашего сотрудничества с россиянами, то, учтя их пожелания и скорректировав селекционные требования с учетом условий выращивания одесских зерновых на полях Северного Кавказа, мы еще более укрепим и расширим наши связи.

- Вячеслав Михайлович, кстати, у Селекционно-генетического института ведь в свое время был статус Всесоюзного...

- Совершенно верно. И институт соответствовал ему по всем параметрам — уровню культур, работе на больших пространствах и т.д. Селекция — это наука, которая не имеет границ, и мы сегодня гордимся тем, что сорта СГИ зарегистрированы не только в России, но и в Турции, Узбекистане, Молдове, Армении и других регионах.

- В последнее время в СМИ был ряд публикаций по проблемам селекции кукурузы. Один из авторов, перечисляя все культивируемые заморские гибриды кукурузы, констатирует: об отечественных гибридах после времен академика Хаджинова у нас перестали вспоминать. Согласны ли вы с таким утверждением?

- Нет, конечно. У нас, в Украине, этой культуре всегда уделялось серьезное внимание. Всем известны достижения Института зернового хозяйства УААН (Днепропетровск), который является лидером в селекции гибридов кукурузы интенсивного типа — там в свое время работал академик Борис Павлович Соколов, а сейчас его дело продолжает академик Борис Владимирович Дзюбецкий. Вторым по вкладу в селекцию кукурузы является наш институт, где тоже осуществляется мощная селекционная программа. А третьим считается Институт растениеводства имения В.Я. Юрьева НААН (Харьков).

Но в последнее время ряд мелких фирм, которые отпочковались от крупных учреждений, перехватили какой-то селекционный материал, пытаются позиционировать себя как большие авторитеты, но это выступления в расчете на людей несведущих, поэтому всерьез их воспринимать не стоит.

Конечно, в мире достигнуты немалые успехи в селекции кукурузы, а гибриды «Пионер», «Мансарда» заняли свою нишу на рынке, но я не вижу в этом для нас ничего положительного, потому что приобретая гибриды зарубежной селекции, мы поддерживаем иностранного производителя. Но это вопросы, больше связанные с конкуренцией и политикой, и мне бы не хотелось предметно обсуждать данную тему.

- В этом году аграриям приходится работать в сложных погодных условиях. Погода по Украине неоднородная и не очень благоприятна для зерновых, особенно ранних колосовых. Учитывая это, какие рекомендации вы можете дать производителям зерновых?

- О том, что нас ждут сложные погодные условия, мы говорили еще в сентябре прошлого года. На каждом из этапов роста и развития озимых складывались крайне неблагоприятных условия, но к январю ситуация выправилась и мы были настроены оптимистично.

Однако морозы в феврале, и особенно — холодная, поздняя, сухая весна и резкое наступление жары, отсутствие осадков и прочее, привели к гибели, изреживанию посевов в Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской, частично -Днепропетровской, Донецкой областях и Крыму. По нашим оценкам, уже сейчас потери составляют порядка 15-20 %. Ситуация пока не улучшается, несмотря на то, что в последние дни прошли небольшие дожди. Наши специалисты ведут постоянный

мониторинг и контролируют ситуацию, ведь в растениях, которые 30-40 дней живут без влаги, начинаются необратимые процессы.

Что же касается рекомендаций — сохранять гибнущие растения или нет, перекультивировать их либо посеять другую сельскохозяйственную культуру, то это надо решать самим хозяйственникам. Тут общие для всех хозяйств рекомендации дать нельзя — все определяется индивидуально, на конкретном поле, в конкретном хозяйстве.

- Сейчас на рынке — большой спрос на сою, которая широко используется в пищевой промышленности. Посевы под сою из года в год растут....

- Думаю, что пик спроса на сою уже постепенно проходит. Лично я отношусь к этой культуре как к продукту для животноводства. Вряд ли украинцы будут ее в натуральном виде употреблять в пищу, поскольку блюда из сои не являются традиционными для нашего народа, как это исторически сложилось в Китае, Японии, Корее и других странах.

В Украине соя в основном используется с целью получения растительного белка как источника для производства мяса.

В заключение хотел бы, учитывая юбилейный для нас год, выразить благодарность всему коллективу института. Мы уважаем и ценим наших признанных лидеров — академиков и профессоров, но не меньший вклад в достижения внесли и рядовые сотрудники (у нас же работает свыше четырехсот человек), которые большую часть своего времени проводят на поле — от их труда зависит очень многое. Мы признательны им за то, что в эти трудные времена они не ушли в торговлю, шопинг, не оставили институт и, преодолевая трудности, продолжают приносить огромную пользу.

**

Одним из таких беззаветно преданных науке и институту специалистов, несомненно является ученый с мировым именем, главный научный сотрудник отдела генетики, доктор биологических наук, профессор, академик Национальной академии аграрных наук Украины Адольф Фомич СТЕЛЬМАХ, который на днях Указом Президента Украины удостоен высокой награды — почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники Украины»...

А.Ф.Стельмах, отметивший в прошлом году свое 70-летие, — личность действительно легендарная и, безусловно, неординарная. В 15 лет Адольф Фомич окончил среднюю школу, в 20 — Белорусский государственный университет, в 24 — стал кандидатом биологических наук и начал преподавательскую деятельность в Белорусском госуниверситете. В 44 года — доктор биологических наук, причем докторскую защищал в Московском институте общей генетики АН СССР. Далее — в 53 года, он — член-корреспондент, а в 57 — академик, действительный член Украинской академии аграрных наук.

- Как вы оказались в Одессе, в СГИ — задаю вопрос патриарху отечественной генетики?

- Дело в том, — вспоминает Адольф Стельмах, — что мой руководитель — академик Николай Васильевич Турбин в 1967 году был избран академиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им.Ленина (ВАСХНИЛ) и стал академиком- секретарем отделения растениеводства. В то время в аграрной науке еще господствовала «лысенковщина». Были приняты партийные и правительственные постановления об отставании биологической науки, институт должен был перестроить программу своих исследований и с «лысенковских» позиций перейти на принципы классической генетики. Академик Турбин рекомендовал меня как одного из своих учеников на должность заведующего отделом генетики во Всесоюзный селекционно-генетический институт — так в октябре 1968 года, будучи 27 летним кандидатом наук, я приехал в Одессу, где первые три года посвятил обучению местных кадров классической генетике.

Следует отметить, что при разработке научной программы отдела генетики СГИ мне была предоставлена полная свобода и я решил изучать, как генетически контролируется яровость и озимость культур и стал родоначальником направления генетики, изучающего типы и темпы развития пшеницы. Научная школа, которую мне удалось создать, не имела аналогов в СССР и в мире — мне довелось быть консультантом в научных учреждениях Голландии, Англии, Мексики.

Еще одно направление, которому я положил начало в институте — культура клеток и тканей, биотехнология, являющаяся сегодня отдельным подразделением.

- Насколько мне известно, среди ваших учеников немало авторитетных ученых...

- Все мои ученики заведуют основными отделами СГИ, в их числе — и директор института Вячеслав Михайлович Соколов. У меня в аспирантуре обучались заведующий отделом генетических основ селекции СГИ, доктор биологических наук Александр Ильич Рыбалко, доктор биологических наук, проректор Одесского государственного аграрного университета Владимир Филиппович Герасименко, директор Белгородского НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии Александр Николаевич Воронин, заведующий отделом Академии наук Республики Беларусь, доктор биологических наук, член-корреспондент АН РБ Олег Григорьевич Давыденко. Мною подготовлено 13 кандидатов и 6 докторов биологических наук — все они занимают высокие должности в научных учреждениях Украины, Беларуси, России, Узбекистана и других стран.

С 1971 года я был основным участником разработки программы генетических основ селекции СССР. Работал в координационном центре научного сотрудничества стран СЭВ и руководил там тремя темами, а в независимой Украине — национальной программой «Генетика сельскохозяйственных растений». До 2001 года был заведующим отделом, потом завлабораторией, 13 лет работал замдиректора СГИ по науке. Сейчас, кстати, эту должность занимает опять же мой аспирант, доктор биологических наук Виктор Иванович Файт.

Сегодня продолжаю работать по теме «Генетика сельскохозяйственных растений», занимаясь генетикой темпов развития озимой пшеницы и ячменя.

- Как вы оцениваете свое новое высокое звание?

- Считаю, что это заслуга не столько моя, сколько тех, кто помог мне в жизни — матери и деда, неграмотных крестьян с белорусского хутора, которые научили меня добиваться в жизни своей цели. И, конечно же, — академика Турбина, других преподавателей БГУ, которые в трудные годы «лысенковщины» обучили меня классической генетике, а также -руководителей нашего Селекционно-генетического института.

Автор: Таквор ОГАНЕСЯН


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту