ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Резолюция ЕС по Украине: лицемерие и вмешательство во внутренние дела
09.06.2012 / Газета: Час пик / № 23(578) / Тираж: 5000

Европарламент по итогам дебатов «Ситуация в Украине, дело Юлии Тимошенко» 24 мая принял соответствующую резолюцию. Этот документ дает негативную оценку действиям украинской власти в области правосудия, соблюдения прав человека, прозрачности политической борьбы. Он повторяет известные тезисы о политической мотивированности преследований Тимошенко и ее окружения, а также требует от украинской стороны принятия конкретных решений, направленных на быстрейшее освобождение заключенных.

По существу, данная резолюция является продолжением ультимативного стиля общения официальных органов ЕС с украинским руководством, а также примером лицемерия и двойных стандартов, которые были обозначены в предыдущих резолюциях по Украине. В резолюции ЕС умело использует тот рычаг давления на украинскую власть, который та сама и дала в руки европейских «партнеров-оппонентов»: заинтересованность в программе Восточного партнерства и стремление заключить соглашение об ассоциации с ЕС. «ЕС считает эти принципы (т. е. верховенство права, справедливые, беспристрастные и независимые судебные процессы — прим. автора) особенно важными для страны, которая стремится вступить в более глубокие договорные отношения, основанные на политической ассоциации».

Отсюда следует прямое требование: «Подписание и ратификация Соглашения об ассоциации и ее эффективное внедрение требует улучшения ситуации с правами человека, в том числе декриминализации политических решений в реформированном уголовном кодексе, в условиях верховенства права и глубокой демократии, прекращения притеснений политической оппозиции и со свободными, честными и прозрачными выборами».

Евросоюз, играя на заинтересованности украинского руководства в «европерспективах», пытается добиться необходимых для себя целей, в частности развернуть внутриполитическую ситуацию на Украине так, чтобы обеспечить оппозиционным силам гарантированную победу на парламентских выборах и создать надежный задел для победы их представителя на следующих президентских выборах. Поэтому симптоматичен текст Резолюции, непосредственно обращенный к украинской власти, в котором содержится не просто призыв освободить Тимошенко и ее бывших министров, но выдвигается фактически требование, и указываются сроки такого освобождения: «решить ситуацию с узниками, заключенными по политическим мотивам, до начала избирательной кампании». Расчет делается на активное участие выпущенных на свободу политиков в осенних парламентских выборах и в конечном итоге изменение с их помощью социально-политической ситуации в стране.

Сегодня не без оснований можно говорить о зримых признаках подготовки Западом необходимого инструментария для проведения «цветного переворота» на Украине, и данная резолюция Европарламента вполне вписывается в логику такой подготовки безотносительно к сути самого «дела Тимошенко».

Реализация данной цели, на этот раз в виде психологического давления на украинские власти, приводит к забавным противоречиям и нестыковкам в тексте резолюции, которые выдают реальные намерения руководства ЕС.

Так, настойчивые призывы «к безоговорочному немедленному освобождению всех заключенных, осужденных по политическим мотивам, в том числе лидеров оппозиции» соседствуют с заявлениями о том, что «государства ЕС продолжают делать акцент на необходимости уважать верховенство права, в том числе справедливые, беспристрастные и независимые судебные процессы, тем самым, избегая опасности спровоцировать впечатление о выборочном применении судебных мероприятий».

Совершенно очевидно, что просто «безоговорочно освободить всех заключенных, осужденных по политическим мотивам» в принципе невозможно, если исходить из необходимости «уважать верховенство права, в том числе справедливые, беспристрастные и независимые судебные процессы». Но ЕС своей резолюцией как раз циничным и бесцеремонным образом вмешивается в судебные слушания по делам бывших министров правительства Тимошенко и толкает украинскую власть на «выборочное применение судебных мероприятий».

Тимошенко была осуждена по определенной, установленной законом, процедуре. Следовательно, по соответствующей законной процедуре должно быть принято и решение о ее освобождении, а такой путь принципиально исключает всякую возможность «безоговорочного освобождения». К тому же против нее возбуждены новые уголовные дела. Также никак не согласуются со стандартами непредвзятого судебного расследования временные требования «к решению ситуации с узниками» — «до осени». Поэтому максимум чего ЕС может ожидать от Украины (именно ожидать, а не требовать), это непредвзятого и с соблюдением всех процедурных норм рассмотрения кассации по этим делам и ведения судебного разбирательства по возбужденным делам.

Резолюция заранее объявляет возможные новые уголовные дела политическим преследованием. Примечательно следующее место из текста документа: ЕС «настаивает, что все судебные процессы против бывших и действующих высокопоставленных чиновников правительства должны происходить в соответствии с европейскими стандартами справедливости, беспристрастности, прозрачности и независимости; осуждает тот факт, что украинская власть возбудила новые политически-мотивированные дела против Тимошенко и других, что противоречит принципам верховенства права».

По каким признакам определена политическая мотивированность этих новых дел, если предметом их рассмотрения являются подозрения в уголовных преступлениях, например в убийстве Щербаня, или экономических — в деле ЕЭСУ, непонятно. В данном случае очевидно, что сама резолюция Европарламента с оценками уголовных дел по действиям Тимошенко является сугубо политическим документом, причем таким, который, вмешиваясь во внутриукраинские дела, открыто призывает украинскую власть нарушить закон.

Но основной вопрос заключается не в путях решения «дела Тимошенко». Он касается необходимости радикального пересмотра приоритетного направления внешнеполитической ориентации. Вопрос этот звучит шире: «Насколько необходима Украине ассоциация с ЕС и тем более зона свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом, чтобы украинская власть позволяла Евросоюзу превратить такую сомнительную необходимость в рычаг давления на себя же? Насколько необходима Украине такая ассоциация ценой репутационных потерь, унижения, шантажа и бесцеремонного вмешательства во внутренние дела?»

Очевидно, что сближение с ЕС препятствует украинским властям по наведению порядка во взаимодействии ветвей власти, стабилизации политической системы и решению вопроса о новом, более устойчивом балансе интересов разных политико-деловых групп, что возможно лишь без фактора Тимошенко. Тем более что ЗСТ Украины с ЕС, где украинская экономика намного слабее по сравнению с ЕС, а, следовательно, неконкурентоспособна, не может быть выгодна Украине ни с какой точки зрения в принципе.

Все более очевидно, что курс на сближение с ЕС в условиях незавершенности формирования на Украине устойчивого баланса интересов между политико-деловыми центрами, в ситуации выстраивания новой системы сдержек и противовесов, что сопряжено с неминуемыми издержками, которые расцениваются в ЕС как несоответствие евростандартам в области политической конкуренции и народовластия, вредит самой власти и ее попыткам улучшить управляемость государством.

Резолюция несколько завуалировано определила значение Украины для самого ЕС, которое определяет цели Евросоюза на украинском направлении: «Украина — это страна, которая имеет стратегическое значение для ЕС; поскольку размеры, население и географическое положение Украины делают ее ключевым региональным игроком, который значительно влияет на безопасность, стабильность и благосостояние всего континента, и, как следствие, должна брать на себя соответствующую долю политической ответственности; подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в том числе соглашения по ЗСТ, имеет важное значение для европейской перспективы; для ЕС также очень важно иметь на своей восточной границе, значительную часть которого формирует граница с Украиной, зону верховенства права и благосостояния».

Но при всех своих недостатках нынешняя власть навела порядок в управлении государством и в отношениях между ветвями власти, что официально ЕС признавал еще в 2010 году. А безопасность на восточных границах ЕС, видимо, понимается в Резолюции в виде отсутствия непосредственного соседства с Украиной как сильным во всех смыслах и надежным союзником России. Разумеется, что ключевой региональной игрок с такими характеристиками не должен, по мнению руководства ЕС, быть в одном интеграционном проекте с Россией.

Держать Украину в серой зоне, блокируя ее сближение с Россией и всякое участие в проектах евразийской интеграции, не дать постсоветским странам стать полноценными конкурентами на европейском и мировом рынках — это и есть, скорее всего, конечная цель и смысл политики ЕС на украинском направлении.

Автор: Виктор Пироженко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту