![]() |
|
![]() |
![]() |
«Дом этот ломать нельзя!» — так выразился наш великий актер Анатолий Папанов в фильме «Отцы и деды», вышедшем без малого 30 лет назад на экраны СССР. Фраза-символ. Для Алексея Лукова (Анатолий Папанов) дом, который собирается разрушить молодой бульдозерист, — память о войне, о боевых товарищах и не только в рамках сценария фильма. Анатолий Дмитриевич с первых дней войны был на фронте. В 1942 году старший сержант Папанов, командир взвода зенитной артиллерии был тяжело ранен в ногу, участвуя в Харьковской операции, и в 21 год стал инвалидом третьей группы…
Мы знаем, чем закончилась Харьковская операция для Красной Армии. В результате поражения крупных сил Красной Армии под Харьковом, оказалась ослабленной оборона советских войск в полосе Южного и Юго-Западного фронтов, чем незамедлительно воспользовались немецкие генералы. Германское командование получило возможность начать заранее намеченное стратегическое наступление по двум направлениям — на Кавказ и на Волгу.
Об этой катастрофе я вспомнил тоже не случайно. Ведь к ней привела недооценка стратегической ситуации и, в какой-то мере, амбиции политического и военного руководства армии. Достаточно вспомнить, что командующим Юго-Западным направлением был маршал Тимошенко, который, в случае удачного исхода, мог реабилитировать себя за неудачные действия в первые месяцы войны. Членом Военного Совета Юго-Западного направления был Н. С. Хрущев, на котором, в числе других военачальников и политработников, лежит ответственность за поражение под Киевом осенью 1941 года. Таким образом, выходит, что Хрущеву также была выгодна операция под Харьковом.
12 мая, несмотря на предостережения Ставки, наступление началось, а чем оно окончилось, мы уже знаем.
Амбиции, стремление оправдать себя ценой десятков, сотен тысяч жизней солдат и офицеров, — ради чего все это было? Этот вопрос относится к нашему историческому прошлому, но нечто подобное этому вопросу возникает и сейчас, когда мы слышим информацию о том, что принято решение перевести управление Южного Оперативного командования (ЮОК) из Одессы в Днепропетровск.
«Непростое решение было. Мы не можем прислушиваться к тому, что кому-то что-то хочется, или не хочется. Есть стратегические замыслы, в соответствии с которыми следует создавать пункты управления там, где они должны быть», — заявил на заседании Верховной Рады начальник Генерального Штаба ВСУ Владимир Замана.
Обращая внимание на словосочетание «стратегические замыслы», хочется задать вопрос, о каких замыслах идет речь? Если брать в расчет геополитическое положение Одессы и военного обеспечения нашего региона, то штаб ЮОК переносить нельзя. Исторический опыт говорит о том, что, в отличие от городов столичных, города командные должны располагаться близко к границе, будь то западная или иная.
Что же мы видим? Даже, если предположить, что «враг» находится на Востоке, то штаб никак не может располагаться в Днепропетровске, отстоящем от границы дальше, чем, к примеру, Луганск или Полтава. Далековато хотят «спрятать» Управление ЮОК.
Кто может угрожать с Востока? Россия? Но она не может угрожать — ей это не надо. Если мы повернем взгляды на 180 градусов от России, то увидим, что в некоторых сопредельных с Украиной державах спят и видят, как бы оттяпать, прошу прощения за не очень литературное выражение, кусочки Бессарабии. Некоторым, наверняка, не дает приказавшая долго жить в 1944 году «Транснистрия» а-ля Антонеску. На сегодняшний день остается неспокойной обстановка на Ближнем Востоке. Не все спокойно на территории бывшей Югославии. Кроме того, нельзя забывать политическую и экономическую нестабильность в Западной Европе и, наконец, то, что обе мировые войны пришли к нам именно с Запада. Так что Одесса остается единственным, оптимальным местом для дислокации Штаба ЮОК, хотя бы потому, что прежде это был Краснознаменный Одесский военный округ со 150 – летней историей, а государству, в котором он потом оказался, едва исполнилось 20!
Нужно вспомнить, что военный округ на Юге современной Украины с центром в Одессе был создан не случайно. Прежде всего, было учтено стратегическое положение Одессы, ее нахождение в заливе Черного моря. Здесь же сказалось то, что Одесса закладывалась как город-крепость (это потом она стала крупным портом).
Проектированием Одессы занимались военные инженеры, первыми его управляющими были военные. В течение всего XIX века Одесса была на перекрестке боевых действий, в прямом и переносном смыслах. Оставаясь всего лишь уездным городом, Одесса задержала ценой огромных жертв чуму 1812 и холеру 1829 годов. Артиллеристы прапорщика Щеголева не пропустили англо-французскую эскадру в Одессу в апреле 1854 года. В то время Одесса уже была исключительно мирным городом. Тем не менее, одна батарея, пусть и мужественно оборонявшая город, не смогла повлиять на общий ход боевых действий Крымской войны. Чем она закончилась, известно.
В марте 1856 года граф Алексей Федорович Орлов принял в Париже из рук противников России «терновый венец» побежденного, подписав кабальный для России договор. Но тогда же были сделаны верные выводы, которые выразились в открытии именно в Одессе (а не в Николаеве, или губернском Херсоне) Пехотного юнкерского училища, Императорского университета, и была проложена первая на Юге ветка железной дороги от Одессы до Балты.
В 1862 году на Юге империи был образован военный округ, в который вошли территории Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Бессарабской губерний. Парадокс, но штаб округа разместился в Одессе, а не, например, в том же Херсоне. На территории современной Украины тогда же был основан еще один округ — Киевский.
Чтобы убедиться в том, что власти придавали особое значение Одессе как важному стратегическому узлу, я обращусь к изданию «Адрес-календарь Херсонской губернии» за 1866 год. В особый раздел этого календаря сведена информация об Одесском военном округе. Начну с того, что первым его командующим стал генерал от инфантерии Павел Евстафьевич Коцебу, участник многих походов русской армии на Кавказ, участник Крымской войны.
После Октября 1917 года округ просуществовал до 1919 года, так как руководство Красной Армии допустило ряд стратегических ошибок, в результате которых Россия утратила ряд территорий, что обусловило нецелесообразность существования Одесского военного округа. Он был упразднен 5 августа 1919 года, а все его учреждения и части вошли в состав 12 – й Армии.
Второе рождение Одесского округа относится к созданию в составе Киевского военного округа Одесской армейской группы, начатое 26 июля 1938 года. Ее управление формировалось на базе управления 6 – го стрелкового корпуса, расквартированного в Одессе, а ее части и соединения дислоцировались на территории Одесской и Николаевской областей, а позднее — и Молдавии.
В 1939 году в состав СССР входит большое количество земель в Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии, утраченных после Гражданской войны. Возвращение этих территорий, а также вторжение Германии в Польшу 1 сентября 1939 года, потребовали пересмотра границ округов. В этой связи 17 сентября 1939 года был образован Украинский фронт, куда вошла Одесская армейская группа, переименованная вскоре в 13 – ю армию.
Указанные мною преобразования происходили в тот период, когда Советскому Союзу ничего, казалось бы, не угрожало. Однако итоги войны в Испании, конфликты на Хасане и Халхин-Голе, захват Германией Польши (а потом и большей части Европы) подталкивали руководство страны на принятие неотложных мер к усовершенствованию управления войсками.
Оптимизируя управление войсками, военное руководство страны пришло к решению о создании на Юго-западе Украины отдельного округа. 11 октября 1939 года Приказом Народного комиссариата обороны № 0157 в результате выделения из Киевского и Харьковского военного округов территорий Одесской, Днепропетровской, Николаевской, Запорожской, Кировоградской областей, Молдавской Автономной республики был воссоздан Одесский военный округ. В дополнение скажу, что сюда же вошла и Крымская АССР, которая являлась субъектом РСФСР!
Обращая внимание на территорию, где образовался округ, мы можем сделать вывод, что оптимальным выбором его центра стала Одесса. При это не надо забывать, что в те времена не было интернета, что средства связи были просто никакими (по сравнению с сегодняшними), и основной «удельный вес» в них занимала проводная связь.
Первым командующим Одесского округа второго формирования стал генерал Иван Васильевич Болдин, за плечами которого были битвы в Первой мировой и Гражданской войнах. Командование округа и его частей было укомплектовано командными кадрами высшего класса, которые сначала смогли дать достойный отпор врагу, сломить его и загнать обратно в его логово. Только простое упоминание имен этих людей подтверждает мою мысль: Р. Я. Малиновский (командир 48 – го стрелкового корпуса), М. В. Захаров (начальник штаба округа), Н. И. Крылов (начальник штаба Дунайского укрепрайона), Н. Е. Чибисов (командующий войсками ОдВО с января 1941 года), Ф. Г. Мичугин (командующий ВВС округа) и многие другие.
В условиях надвигающейся войны создание отдельного военного округа со штабом в Одессе было оправданным и обоснованным. Дальнейшие события подтвердили это. В этом контексте интересно обратить внимание на такой документ:
«Записка по плану действий войск Одесского Военного Округа по прикрытию госграницы согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941 г.». В ней частям ОдВО предписывалось, в частности: «Не допустить вторжения как наземного, так и воздушного противника на территорию округа; упорной обороной укреплений по линии госграницы прочно прикрыть отмобилизование, сосредоточение и развертывание войск округа; не допустить сбрасывания и высадки на территории округа воздушных десантов и диверсионных групп противника; во взаимодействии с Черноморским Флотом не допустить высадки морских десантов противника на Черноморском побережье ОдВО».
Обращает на себя внимание последний пункт приведенной записки, который предусматривает совместные действия войск, подчиненных тогда разным министерствам, но находящимся на одном театре военных действий. В дальнейшем такая раздвоенность сыграла не на руку нашим войскам при обороне Одессы. Но это — отдельная тема, а я вернусь к значению Одессы и ее округа в военной истории страны.
Несмотря на то, что и ОдВО и ЧФ отвечали за один и тот же регион, наладить между ними взаимодействие оказалось делом непростым. И это при том, что управление округом было в Одессе там же, где и Одесская военно-морская база. А теперь предположим, что управление округом находилось бы в Днепропетровске, где уже 25 августа 1941 года хозяйничали немецкие оккупанты, которые 22 июня 1941 года вторглись в пределы СССР по всей линии государственной границы, несмотря на Пакт о ненападении.
С началом Великой Отечественной войны на базе управления и войск ОдВО были сформированы 9 – я Отдельная армия и 51 – я армия (в Крыму). 22 июня 1941 года Одесский военный округ был переподчинен Военному Совету Южного фронта. Часть сил округа была направлена на создание Приморской группы войск Южного фронта, которая потом стала отдельной Приморской армией и сдерживала в течение 73 дней натиск превосходящего противника.
Пока на территории СССР шли боевые действия, управление округа переезжало сначала в город Павлоград Днепропетровской области (19 августа 1941 года), а, когда советские войска освободили Правобережную Украину, то — в город Кировоград. Но то были меры вынужденные и временные.
Следующей датой в истории Одесского Военного Округа стало 23 марта 1944 года, когда округ был восстановлен с управлением в Кировограде, а уже в октябре 1944 года управление ОдВО вернулось в Одессу, утратив Крымскую и Херсонскую области, включенные в состав нового Таврического Военного Округа.
Справка. Таврический Военный Округ (управление в Симферополе) — оперативно-стратегическое территориальное объединение ВС СССР, существовавшее в 1945 – 1956 годах. Образован 9 июля 1945 года на территории Крымской области РСФСР, Запорожской и Херсонской областей Украинской ССР. Управление округа сформировано на базе полевых управлений Отдельной Приморской армии и 22 – й армии. 4 апреля 1956 года округ был расформирован, а территория и войска переданы в состав Одесского Военного Округа.
Пойдя по пути, обратному тому, который был проделан в конце 30 – х годов, военное руководство вернуло Одесский округ в его довоенные границы. Очевидно, в основе этого был анализ событий начала войны, когда войска округа в четком взаимодействии с судами Черноморского Флота и пограничниками 26 – го отряда обороняли сначала границу, а потом и город. Более того, совершались дерзкие вылазки в тыл врага, особенно на его нефтебазы в Румынии.
Говоря об ОдВО, нельзя забывать о том, чего лишится город-герой Одесса: Славы, добытой в 1854 году во время нападения англо-французской эскадры, в 1905 году — во время восстания на «Потемкине», в 1941 году — в дни героической обороны, в послевоенные годы, когда город, основательно разрушенный и разграбленный фашистами, был восстановлен, а в 1973 году стал городом-«миллионником».
В период новейшей постсоветской истории город уже лишали кузницы кадров (его Института сухопутных войск, сведя его до факультета при политехническом университете — чисто гражданском учебном заведении — случай беспрецедентный!).
А теперь, вот, — предполагаемый переезд Южного Оперативного Командования в не совсем южный город Днепропетровск. Такое решение влечет за собой длинный список вопросов, к которому перейду после некоторого напоминания…
С конца войны до середины 1990 – х годов жила себе некая войсковая часть, или, попросту говоря, военный топографический склад, не поверите, государственного значения. Склад занимал крепкие, толщиной в два камня, двухэтажные здания дореволюционной постройки, где хранились карты разного масштаба. Их охраняли, описывали, если надо было, уничтожали. Ни одни учения не обходились без участия служащих склада. За картами приезжали со всей Украины — от Крыма до Карпат. Но наступили 90 – е годы, склад и его территория кому-то очень сильно понравились, и все здесь решили сократить, или упразднить. Офицерам и прапорщикам предложили два варианта продолжения карьеры: уволиться или переехать на новые места… без предоставления жилья. Военные поступили по-разному, только с ними обошлись нехорошо.
Вот такая доля ждала отдельно взятую часть. А если так поступят с управлением округа, как быть тогда? Многие гражданские служащие останутся без работы, ведь не поедут они за тридевять земель на новое место, оставив детей, мужей, жен. Как быть с жильем для офицеров и прапорщиков, число которых никак не десять или двадцать человек? Понятно, эти люди давали присягу на верность Родине. Только спекулировать этим нельзя. Где взять средства на перевозку имущества, в том числе документации с грифом «Совершенно секретно»? Подготовлена ли база для дислокации Управления ЮОК в Днепропетровске? Как объяснить людям, прежде всего, ветеранам, такой странный переезд? Список вопросов можно продолжать. И как не беспокоится, если переезд управления ЮОК потянет за собой уничтожение Музея ЮОК, который, подобно защитникам Одессы 1941 года, отстаивает горстка сотрудников?
Если управление ЮОК переедет в Днепропетровск, то, чтобы завершить реформу ВСУ, надо будет перебросить Одесский, кстати, тоже Краснознаменный, пограничный отряд куда-нибудь… в район Лохвицы или Артемовска. Тогда «друзья» наши очень будут довольны
Мы мирные люди, но у нас на запасном пути должен всегда быть бронепоезд. Да, сегодня непосредственной угрозы с Запада нет. Но, давайте не будем забывать о том, что на Советский Союз напал «друг», для которого наши военные училища и академии готовили кадры.
Вот такой подарок подготовили гордости нашего города, ветеранам Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны, всем тем, кто связан так или иначе с Одесским военным округом (или по-современному ЮОК), военные чиновники в год его 150 – летия.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |