![]() |
|
![]() |
![]() |
Каждое лето свободная территория центральной части города резко сокращается — Одессу буквально наводнили летние площадки ресторанов и кафе. При этом у горожан массово крадут тротуары, вынуждая прохожих бросаться под колеса автомобилей на оживленных перекрестках, а соответствующие управления мэрии, в обязанности которых входит контроль за этой сферой деятельности, даже не стесняясь, признают, что поделать ничего не могут. Не хватает, мол, полномочий. И точка.
СПОТЫКАЯСЬ О ТАРЕЛКИ
Летние площадки многочисленных кафе и баров в центральной части Одессы вырастают внезапно, как грибы после дождя. Не успеешь оглянуться, как предназначавшийся для пешеходов тротуар, еще вчера стоявший на месте, вдруг исчезает. а на его месте уже стоят столики, где разомлевшие от жары люди пьют пиво, закусывая резиновой пиццей. Впрочем, не было бы в этом ничего предосудительного, если бы не ставили эти площадки в совершенно не предусмотренных для этого местах, где после этого уже невозможно, например, пройти с детской коляской.
Нет, пожалуй, такого места в Одессе, где бы предприимчивые дельцы не ухитрились развернуть торговлю, поставив столики со стульями. Только в Городском саду подобных заведений уже восемь штук, и они занимают большую часть пешеходных аллей.
Именно в центре города ситуация обстоит хуже всего — пройти по пешеходной части Екатерининской, Пушкинской, Бунина, Ришельевской и т. д., в этом году возможно, исключительно лавируя между столиками сотен кафешек. Ну и, разумеется, нужно не терять бдительности, чтобы не врезаться в проходящего официанта с подносом.
Да и нормы пожарной безопасности нарушаются повсеместно: а в Одессе это больной вопрос, если вспомнить череду пожаров послед-него времени в одесских ресторанах и барах.
Самые наглые «хозяева жизни» поступают так, как, например, на улице Гаванной, в самом центре города. Они не придумали ничего лучшего, как полностью закрыть(!) для пешеходов одну из сторон улицы. Расположенный там ресторан с летней площадкой оккупировал тротуар полностью, и пешеходам теперь приходится идти по другой стороне улицы, так как даже на проезжей части у тротуара места нет — там сделали парковку для автомобилей. Для туристов и клиентов будто бы и хорошо, а на прохожих владельцам таких точек, разумеется, плевать — «ничего личного, только бизнес». Как говорил английский писатель Джордж Оруэлл: «Все живтоные равны, но некоторые животные более равны, чем другие».
ОДЕССА НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Ситуация с контролем над деятельностью летних кафе, да и просто торговых точек сейчас оставляет желать лучшего, ведь те времена, когда люди трепетали перед проверочными рейдами СЭС или ОБХСС, давно остались в прошлом.
Как правило, сезон еды на тротуарах длится примерно полгода с мая по сентябрь — начало октября. Как пишет kp.ua/daily, по нормам благоустройства размер площадки определяется паспортом и должен соответствовать градостроительным нормам: гармонично сочетаться с соседними магазинами, учитывать нормативы по проезду транспорта, перемещению пешеходов и др. Требования паспорта также предусматривают озеленение территории вокруг столиков. Ширина прохода хоть и может колебаться в зависимости от ширины улиц, но как и в случае с парковками, не должна быть меньше двух метров, отмечает издание.
Однако большинство летних кафе Одессы работает без разрешения, и об этом, сокрушенно разводя руками, говорят и на исполкоме городского совета. Особо, впрочем, не стесняясь.
Дело в том, что оформлением необходимых документов надо заниматься еще с зимы, минимум за шесть месяцев до сезона. Согласования проходят через районные админист-рации, управление развития потребительского рынка (а в прибрежной зоне — еще и через управление экологии) и даже Госавтоинспекцию — если столики расположены рядом с проезжей частью (то есть почти всюду). Весь этот процесс довольно длительный, поэтому предприниматели не особо «заморачиваются» по этому поводу.
Тем более что никакого конт-роля за соблюдением этих норм, за разрешениями и согласованиями практически нет, как бы не пытался нас убедить новый начальник городского управления развития потребительского рынка Геннадий Гросфилер. Недавно он заявлял, что управление не только зорко следит за законностью и порядком в подчиненной ему сфере, но и якобы кого-то даже наказывает, строча различные протоколы.
«С начала года уже есть несколько десятков таких протоколов, — поведал начальник управления. — Незаконные площадки демонтируются».
Правда, не сказал, где. Видимо, где-то на окраине Одессы, потому что в центре города этот бизнес, наоборот, буйно расцвел. Надо полагать, что начальник управления и его сотрудники либо не бывают в центральной части города, либо их в этом районе массово поражает временная слепота, что позволяет им не замечать хаоса, который там творится. А раз так, то им одной головной болью меньше.
Но в этом-то и заключается слабость Одесской мэрии — что ж это за мэрия, если перед самым их носом беззастенчиво крадут тротуары, а несмотря на строгий запрет — мораторий на появление новых киосков и ларьков, также заполонивших все, что можно, и тем более, все что нельзя, — они растут в геометрической прогрессии? Когда мэру Одессы Алексею Костусеву на послед-нем заседании исполкома нажаловались, что ежемесячно, несмотря на запреты, появляется до ста новых «малых архитектурных форм», как стыдливо называют подобные будки чиновники, городской голова не просто расстроился, а взбесился и даже стучал кулаком по столу. Но толку от этого все равно никакого нет. Владельцам киосков и кафе на гнев мэра плевать с большой колокольни — да и не слышали они об этом, честно говоря.
Недавно ряд общественных организаций придумали веселый, чисто одесский способ обуздать хозяев летних кафе, которые захватывают тротуары, не оставляя места пешеходам, раз по закону сделать с ними ничего нельзя. Как пишет hrabro.com, десять человек одновременно приходят на летнюю площадку, садятся каждый за разные столики, заказывают чашку кофе и затем наслаждаются отдыхом целый день напролёт, несмотря на панику администрации и ступор официантов. В результате акции в заведениях оказываются занятыми все столики, так что владельцы кафе несут убытки. Понятно, что это скорее «развлекаловка» и пиар, таким способом проблему не решишь, но хотя бы создается резонанс.
У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗА
Для того чтобы выяснить, каким образом можно бороться с подобным, мы связались с управлением развития потребительского рынка, откуда, в свою очередь, переадресовали в городскую инспекцию по благоустройству города.
И — как и ожидалось — в инспекции также развели руками, посетовав на то, что бороться с предпринимателями, которые грубейшим образом нарушают правила благоустройства (в соответствии с законом, свободная часть тротуара должна составлять не менее трех метров для свободного движения пешеходов), практически невозможно.
«Разрешения на летние площадки выдают управления потребительского рынка, архитектуры и градостроительства и другие инстанции, руководствуясь своими правилами, — говорила ранее журналистам начальник инспекции по благоустройству Татьяна Касько, — Наши инспектора потом проверяют эти площадки на соответствие правилам благоустройства и составляют протоколы. Но максимальный штраф за подобные нарушения — 1700 грн., и предпринимателей он не останавливает».
Таким образом, еще одно ведомство расписывается в своем полном бессилии. А предпринимателям гораздо удобнее платить подобные штрафы каждый месяц, ничего не меняя, чем оглядываться на неработающее законодательство.
Впрочем, есть один способ решить проблему... Я бы советовал построить большое такое летнее кафе (за одну ночь может появиться при слаженной работе), ну скажем, за памятником Пушкину на Думской площади. Там как раз стоит подходящее здание, и сидящие за столиками люди от души бы веселились, когда выйдя из мэрии, чиновники скакали бы, как зайцы, протискиваясь между столиками. Может быть, тогда и обратили наконец внимание, раз по-другому не доходит?
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |