ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Экология Одесской области: живем в дерьме, едим дерьмо, пьем дерьмо, купаемся в дерьме, дышим дерьмом...
05.07.2012 / Газета: Слово / № 25(994) / Тираж: 14515

Одесская область «утыкана» экологическими проблемами, как ежик иголками. В море то и дело попадают тонны фекалий, в землю — пестициды, в воздух — опасные для жизни химикаты, в еде массово присутствуют генно-модифицированные организмы... Из года в год новые экологические проблемы прибавляются, а старые, поскольку никто их не решает, усугубляются. Стремительно сокращается средняя продолжительность жизни людей, которые умирают от болезней, вызванных или ускоренных загаженной жизненной средой, о преступлениях против природы и здоровья населения, которые происходят прямо сейчас в Одесской области, газете «Слово» рассказал одесский эколог, президент «Южноукраинского экологического союза» Валерий ОСИПОВ.

Экологический капут

На Одесщине большие проблемы с канализацией, значительная часть которой пребывает в аварийном состоянии. То и дело в разных местах прорывают трубы, и фекалии текут либо в землю, либо в море, либо в водоемы. Вспомнить хоть бы недавние случаи. В середине мая били фонтаны из дерьма в селе Богатыревка, что находится в Овидиопольском районе. По сей день не решена подобная проблема в Шабо, где с середины июня нечистоты «официально» (то есть, сей факт хорошо известен обществу и чиновникам) вытекают в лиман.

— В течение недели в селе Богатыревка из труб вытекали фекалии. Чтобы не портить местность, тамошние коммунальщики прорыли небольшой канальчик, позволив фекалиям стекать в реку Барабой, — рассказывает Валерий Борисович. — Вскоре там начался мор рыбы. Люди стали звонить и бить тревогу. Только после того, как новость о катастрофе показали почти по всем центральным телеканалам, здесь стали наводить порядок. После шумихи, устроенной журналистами, сюда слетелось все начальство, среди которых были и замы губернатора. Один из них сказал, что все нормально — это рядовой случай. Может для чиновников — да, но для жителей — это беда. Тут же появился зам. председателя районной администрации. Вместе с ним прибыли две строительные бригады, машина по откачиванию фекалий и новые трубы. Работа прямо закипела. Некоторые чиновники пребывали в полной уверенности, что ничего страшного не произошло, о чем без зазрения совести говорили всей стране в новостях. Самые изощренные дошли до того, что сказали, мол, река Барабой вообще не впадает в Черное море.

С середины июня в очередной раз «вылезла» многолетняя проблема в Шабо, где фекалии сливают просто в низину возле лимана, что также является экологическим преступлением. Через землю нечистоты просачиваются в Днестровкий лиман. Этой проблеме уже много лет. Ежегодно она напоминает о себе мором рыбы. Но чиновники уверены, что все нормально.

— Четыре года назад выделили 1800 млн. гривен на то, чтобы достроить канализацию в Шабо — протянуть полтора километра трубы до очистительной станции, — рассказывает Валерий Борисович. — Но миллион украли сразу же, и так же быстро «увели» трубы. Кто украл — ищут три года и не мог7т найти. Пока суд не кончится и виновных не найдут — коллектор достроен не будет, и вся гадость будет сливаться в низину возле лимана, либо в сам лиман. До сих пор нет и, скорее всего, не будет, должной оценки ситуации в Шабо. Чиновник, который не принимает мер, должен отвечать.

Всплывают и другие проблемы. По моим данным, ночью из Затоки, из Шабо приезжают ассенизаторские машины и опорожняют цистерны прямо в Днестровский лиман. По области имеется более 600 нелегальных мусорных свалок. Острая проблема и с питьевой водой, особенно в Шабо и в Вилково.

Годами обсуждают чиновники, но не решают, проблему с пересыханием Куяльницкого лимана. Ежегодно на решение этой проблемы выделяются деньги, только исчезают они в неизвестном направлении. Вот в этом году тоже было выделено 26,2 млн. гривен на спасение лимана. Правда, никаких действий так и не происходит. На самом деле, чтобы водоем не пересыхал и наполнялся водой, много денег и ума не надо.

— Зачем выделять из бюджета десятки тысяч гривен для того, чтобы понять, как из бутылки налить в стакан воды? — спрашивает Валерий Борисович. — В начале русла реки Большой Куяльник, которое соединяло реку с лиманом и наполняло последний водой, выкопали карьер, из которого добывают песок. Туда стекает вода, стоит помпа ~ русло давно пересохло и в лиман вода не попадает. Тот, кто заблокировал доступ воды в лиман, делая себе деньги, — нехороший человек. Из-за его действий лиман может умереть.

Спасти лиман очень просто. Пригнать три военных мощных инженерно-саперных машины из-под Киева и пустить по руслу. За два месяца они пророют все эти бандитские карьеры, и вода потечет в лиман. Второй вариант. В 1927 году Куяльницкий лиман наполнялся через канал, который соединял его с Черным морем. Сейчас этот канал засорен и прочистить его нельзя. Но проблема решаема за счет военных. На складах десятки лет лежат трубы без дела. Поставить три нитки провода, поднять и протянуть от моря к лиману 1,8 км труб. Через годик пересыхание лимана закончится. Все очень просто, но никто из областных властей не хочет этим заниматься.

Проблема с воздухом в Одессе волнует всех жителей, кроме чиновников, которые должны ее решить. Куда только не обращались жители улиц Балковская, Мечникова, Нищинского, Пишоновской, Ольгиевской и других.

Люди уверены, что их травят. По субботам и воскресеньям они выходят в 4 утра на улицу, потому что в квартирах нечем дышать. Городское управление экологии купило в свое время за миллион машину-анализатор воздуха. Но вот в чем закавыка; миллионная машинка не работает по ночам и по выходным...

— Ночью Бог спит, черти работают, — комментирует ситуацию Валерий Борисович. — Проблема эта тоже решаема. Управление экологии с помощью своей чудо-машинки легко может найти, кто и чем загрязняет воздух, и прекратить это. Однако до сих пор чиновники-экологи города кивают на СЭС, те, в свою очередь, на чиновников-экологов. Люди много лет терпят, но их терпение уже на грани. Они настроены решительно, вплоть до перекрытия железной дороги и движения транспорта по Балковской.

Остается нерешенной до конца и проблема со складами пестицидов в Одесской области. Некоторые из них, благодаря работе членов Южноукраинского экологического союза, удалось вывезти за пределы региона. Но есть места, где они еще остались. Эти химикаты раньше использовались для защиты растений от вредителей, ими опыляли поля, удобрялась почва. Затем пестициды были запрещены Минздравом еще Советского Союза. Их свалили в нескольких местах области, где они лежат и сегодня, отравляя вокруг почву. Под Одессой находится целый могильник с ядохимикатами ДДТ, примерно 900 тонн. Лет 20 тому назад утонула баржа с этими ядохимикатами. Баржу достали, ее груз закопали в Алтестово. За прошедшие годы, полагаю, бочки с пестицидами проржавели и вся эта гадость с дождями может просачиваться в почву. Из почвы пестициды попадают в воду, в растения, в животных и в потребителя всего этого — в человека.

Просто факты

Министерство экологии сообщает, что ежегодно в районе Одесского залива сбрасывается от 70 до 80 млн кубических метров недоочищенной воды. Это стоки, которые идут в море по коллектору после дождей, в этой воде все, что есть в городе: бензин, грязь, плевки больных туберкулезом людей, отходы жизнедеятельности животных и прочее. Ситуацию усугубляют люди, которые живут около коллекторов и незаконно к ним подключаются, отправляя свои нечистоты, в обход станции очистки, прямо в море.

За последние 10-15 лет больше ста речек и малых рек в Одесской области пересохло. Существует острая проблема питьевой воды, в Вилково, например, СЭС закрыла станцию по очистке воды. Люди пьют из колодцев. Более 5 000 тамошних семей не имеют колодцев, поэтому потребляют воду из Дуная. Это вода, которая собирает грязь со всей Европы и приносит ее в Украину. Этой же водой поливают знаменитые вилковские помидоры.

Найти в магазине или на рынке чистые продукты, без ГМО, — практически невозможно. Потребление таких продуктов угнетает иммунитет, вызывает аллергию, метаболические расстройства, за которыми следует ожирение и прочие проблемы.

20 тонн военных боеприпасов хранится в Белгород-Днестровском районе. Взрывы в Лозовой и в Новобогдановке — лишнее доказательство того, как «бдительно» военнослужащие следят за порядком на подобных объектах. Кроме того, с Измаила через всю Одесскую область регулярно идут поезда с ядерными отходами. Высокая статистика аварий на железных дорогах не позволяет спокойно относиться к этому факту. Если такой вот поезд сойдет с рельсов, как это у нас часто бывает, да еще где-нибудь под Одессой — приятного будет мало. Тем более, что оперативно ликвидировать даже менее опасные катастрофы у нас в Украине не умеют: не располагают необходимой для этого техникой и знаниями. В Любашовке много лет хранятся несколько тонн ракетного топлива — меланжа. Достаточно пары граммов этого вещества, чтобы уничтожить небольшую деревушку.

Значительная часть нечистот Одессы сливаются в Хаджибеевский лиман. Чтобы разгрузить многострадальный водоем, который не в состоянии переработать невероятные количества нечистот в летний период, был придуман проект по созданию глубоководного выпуска очищенных сточных вод в море (на расстояние 4 км от берега). Строительство коллектора завершилось в прошлом году. Проект до сих пор не введен в эксплуатацию. По некотором сообщениям в СМИ, идет расследование хищения и трат в особо крупных размерах.

В Ивановском районе в поселках Краснознаменка и Радостное наблюдается повышенная смертность. Местные жители и экологи считают, что виной всему склад промышленных радиоактивных отходов, который здесь находится. Отходы долгое время свозили сюда из четырех областей Украины и из Крыма. Местные жители уверены, что близость радиации пагубно влияет на их здоровье. Большинство местных детей не могут выполнять школьные нормативы по причине физической ослабленности организма. В то же время чиновники уверяют, что уровень радиации не превышает нормы, а повышенная смертность — результат алкоголизма.

Прочитав все эти ужасы, читатель наверняка первым делом задаст себе вопрос, который давно стал в Украине риторическим: что же делают чиновники, куда смотрят руководители области, почему допускается эта преступная бездеятельность и уничтожается самое главное для жизни и страны — природа? Всем нам хочется получить ответы на свои вопросы. В данном случае, как мне кажется, корень проблемы в том, что люди долго молчат и терпят, имея в результате катастрофу. Чиновники заняты устройством своей личной жизни, своего бизнеса и будущего своих детей. Ожидания, что они вот-вот начнут работать — пустые, об этом можно только мечтать. Один порядочный эколог, к которому все бегут в надежде, что он решит проблему, тоже не в состоянии сделать все за всех. Население само должно проявлять интерес к происходящему: собираться, обсуждать, вместе искать выход, приглашать на сборы экспертов, брать на себя выполнение согласованных действий. Ведь любая экологическая проблема касается не одного человека, а сотен, тысяч и даже миллионов людей. Так уж заведено в нашем государстве: хочешь чего-то добиться — докажи, что государство обязано это сделать, умно использовав законодательство.

* На вонь нарекают одесситы, живущие на улицах Пишоновской, Балковской, Известковой, Бадаева, Краснослободской, Торговой, Ольгиевской, Нежинской, Нищинского, Дидрихсона, Преображенской. Раскидайловской, Большой и Малой Арнаутских, на Скидановском спуске, а также на Слободке, в районе Нового рынка и Пересыпского моста.

Автор: Роксана ПАНАЩУК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту