![]() |
|
![]() |
![]() |
Лариса Семенова, финансовый директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов СНГ:
– Выполнение внешних обязательств – один из главных критериев международного имиджа любого крупного города с населением более миллиона жителей. На постсоветском пространстве экономическая ситуация неустойчивая, и это характерно для многих городов и стран бывшего СССР. Тем сложнее добиться отсрочки в погашении кредита, особенно если он оформлен в иностранной валюте. Реструктуризация долга по внешнему займу, в принципе, выгодна на любых условиях, поскольку просрочка платежей по обязательствам влечет за собой большие пени. Невыплата тела кредита с процентами в обусловленный договором срок грозит дефолтом, если с кредитором не удастся договориться. Если же часть денежных средств по пролонгированному кредиту переводится в национальную валюту, то с учетом инфляции заемщик погашает долг в максимально благоприятном режиме экономии. Вместе с тем реструктуризация долга должна быть целенаправленной, а ее условия реально могут оценить эксперты центрального банка страны (в Украине – Национального банка). Специалисты банковского аудита точно рассчитают: какова цена просрочки платежа, последствия дефолта, эффективность реструктуризации. Не сомневаюсь, такие расчеты стали бы дополнительным аргументом городской администрации в преимуществах реструктуризации кредитного договора. Тот факт, что 50% кредита город будет погашать в гривне под фиксированный процент, – главный плюс новой редакции договора. В заключение, пользуясь случаем, хочу пожелать Одессе новых достижений в экономике и развитии. Ваш город активно участвует во многих мероприятиях Ассамблеи, и мы искренне рады тому, что его руководство нашло выход из сложной финансовой ситуации.
Станислав Кобылянский, вице-президент Инновационной палаты Украины, заслуженный изобретатель Украины, академик Инженерной академии наук Украины, председатель комитета по инновациям и инвестициям, промышленности и интеллектуальной собственности общественного совета при Одесской областной государственной администрации:
– Реструктуризацию 30 миллионов швейцарских франков на период до 2015 года можно по-настоящему назвать прорывом города на финансовом фронте. Почему фронте? Да потому, что если бы наступил дефолт, пострадала бы вся экономика Одессы. Отсрочка платежа на столь большую сумму денег – достижение беспрецедентное для Одессы, в постсоветской истории города ничего подобного не было. Одесская «кредитная история» – мини-отражение газового договора Украины и России, когда все «ветви» прежней власти погружали страну в долговую яму. За два года город уже отдал 20 миллионов швейцарских франков. Практически всю первую часть своей каденции мэр Алексей Костусев и его администрация погашают не свои долги, при этом не имея свободных финансовых ресурсов для развития. А ведь еще предстоит отдать 30 миллионов швейцарских франков… Теперь об условиях реструктуризации. Половина оставшейся суммы, согласно новым условиям договора кредита, переводится в гривню и будет пропорционально ежеквартально выплачиваться из расчета 19,65% годовых в 2012–2015 гг. Это где-то на уровне реальной годовой инфляции в стране, тем самым, процентную ставку можно условно обнулить. Сегодня коммерческие банки кредитуют бизнес под 23–24% годовых в гривне, заключают депозитные договора с населением под 20–22% годовых в национальной валюте, и это считается неплохими условиями. А тут внешний заем пересчитан из швейцарских франков в гривню! Город «убил двух зайцев» одним договором: предотвращена вероятность дефолта и остаток долга будет выплачен на либеральных условиях. Теперь, даже несмотря на то, что долговые обязательства по-прежнему обременяют городскую казну, мэр и его команда могут планировать экономический рост. В стадии разработки Стратегия экономического и социального развития Одессы на период до 2022 года, и тут важно учесть, что без развития промышленности ни одна экономика не сможет эффективно противостоять кризису. Одесса традиционно считалась городом инноваций. Инновационная палата Украины предлагает организовать в 10-дневный срок в горисполкоме международную выставку изобретений и инноваций, готовых к внедрению наукоемких разработок, под которые уже можно привлекать инвесторов. Вот вам еще один финансовый ресурс
для решения стратегических задач города.
Зарина Семенюк, старший научный сотрудник отдела государственных финансов Академии финансового управления Министерства финансов Украины:
– Одним из приоритетов экономической политики в области развития финансов, денежного обращения и кредитов является преодоление платежного кризиса и дефицита денежных средств. Это имеет прямое отношение к реализации на городском уровне программы социально-экономического развития. Кредитный договор на 50 миллионов швейцарских франков был заключен городской администрацией Одессы с банком BNP PARIBAS FINANCE PLS в декабре 2007 г., когда финансовая ситуация в стране и мире была относительно стабильной. Через год разразился финансовый кризис, выяснилось, что городской бюджет не готов к новым экономическим обстоятельствам. Одессе, так же как и многим другим городам-миллионникам, пришлось перестраивать бюджетную политику к работе в условиях ограниченных денежных ресурсов. Принятое решение о реструктуризации долга благоприятно повлияет на кредитный рейтинг города, и, как следствие, на имидж Одессы в целом. Рост же долговых обязательств, ухудшение ситуации на рынке займов или ограничение доступа к нему могло не только негативно повлиять на кредитный рейтинг, но и ограничить возможность привлечения инвестиций, чего не произошло. Но стоит отметить: согласно недавним изменениям законодательства, на будущие условия кредитования города кредитный рейтинг не влияет. В целом перезаключенный договор по внешнему займу дает возможность финансового маневрирования: выплачиваемые поквартально суммы в течение 2013–2015 гг. (в пропорциях) в швейцарских франках и гривне (в эквиваленте) лягут дополнительной нагрузкой на бюджет города, однако сама схема пролонгации не только уберегает Одессу от дефолта, но и позволяет планировать расходы и наращивать бюджет развития. Тем самым, при относительно стабильной ситуации в экономике можно думать о совершенствовании социальных стандартов на местном уровне.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |