![]() |
|
![]() |
![]() |
Почти год назад одесских моряков «Черномортехфлота» отправили на дноуглубительные работы в Марокко. Став заложниками ситуации, экипажи шаланд «Тендровская» и «Хаджибеевская», судна «МЗ-10» девять месяцев провели в сложных условиях на пределе выживаемости. Едва не разбившись о камни, потеряв здоровье, люди сохранили суда отечественного флота. А по возвращении в Одессу они, многие годы отработавшие на предприятии, узнали, что уволены.
Александр Скичко, капитан судна «Тендровская», 33 года проработал в «Черномортехфлоте» (на сегодня единственная компания в Украине, которая занимается дноуглубительными работами). Участвовал в дноуглублении Одесского порта, Севастополя, Ялты и многих других. И когда в сентябре прошлого года позвонили из компании и предложили контракт на четыре месяца, сразу согласился.
– Я был в отпуске, меня уговорили выйти на работу, – говорит Александр Скичко, 27 лет прослуживший на судне «Тендровская». – Но контракт на четыре месяца заключили не с «Черномортехфлотом», а с английской фирмой «Ouоr Construction». Для срочного выхода в море у нас ничего не было готово. Приходилось на скорую руку производить ремонт судна, чинить холодильники, кондиционеры. Ведь впереди был месячный переход через океан.
– Я очень не хотела, чтобы мой муж шел в этот рейс, – вспоминает жена капитана Елена Скичко. – До последнего дня надеялась, что все отменят. Тогда уже начались задолженности по зарплате. Не платили по полгода. И вдали от Родины все могло случиться.
В Марокко в военный порт Танжермед караван украинских судов во главе с землечерпалкой «Виктор Лекарев» прибыл вовремя. Однако работы провести не удалось. Украинский земснаряд был предназначен для работы с глиняным грунтом, а не скальным.
Интересно, по свидетельствам моряков, 12 лет назад «Черномортехфлоту» предлагали провести дноуглубление в этом порту. Но украинские специалисты провели исследования, которые показали, что это невозможно сделать силами имеющейся техники предприятия. И тогда – отказались. Со сменой руководства и перехода собственности из государственной в акционерную изменилась и политика компании. Для судов «Черномортехфлота» всегда было достаточно работы в Украине, дноуглубление востребовано в портах Ильичевска, Южного. Но предприятие стало браться за иностранные контракты. В спешном порядке был собран караван судов и направлен к берегам Марокко. Когда же оказалось, что работы провести не удастся, землечерпалка «Виктор Лекарев» отправилась в Турцию. А на замену должны были прислать более мощное судно. В залог же остались шаланды и буксир. Когда сроки контракта были исчерпаны, экипажи судов за свои деньги стали возвращаться на Родину. В конечном итоге остались капитаны судов, которые не могли бросить их на произвол.
– У нас были периоды, когда не было продуктов и воды, – рассказывает Александр Скичко. – питались в основном картошкой и макаронами. Экономили топливо, чтобы хватило на дольше. Очень сложная была психологическая ситуация. Многие не выдерживали и уезжали. Со мной остались моторист и матрос. На берег мы сойти не могли. Все время должны были находиться на судне. Мы были рабами за похлебку. Стояли на ближнем рейде, постоянно боролись с ветрами и штормами. Однажды сорвало якорь и нас понесло на камни. Мы связывали суда, чтобы держаться вместе, и так переживали шторма. К причалу нас не ставили, потому что мы под украинским флагом. Мы оказались никому не нужными. Наша компания на связь уже не выходила. И единственный наш шанс был, в конце концов, оставить судно и вернуться домой.
– Родственники моряков обратились к нам в январе, – сообщила председатель правления БО «Фонд помощи морякам «Ассоль» Анна Муругова. – Мы изучили договора, документы, подали заявление в МИД, прокуратуру. Связались с «Черномортехфлотом». Вначале нас хорошо приняли, обещали исправить ситуацию. Но на последних переговорах компания отказалась от своих моряков, указав, что контракт был заключен с другой фирмой. Усугубляло работу еще то, что моряки верили своему предприятию, что руководство сможет уладить все дела. И поэтому не хотели идти на крайние меры. Но увы. Действуя через консула Украины в Марокко, мы добились разрешения на выезд наших моряков. Теперь нам предстоит совместная борьба, будем подавать в суды, чтобы моряки получили заслуженные зарплаты. И это надо успеть сделать, пока «Черномортехфлот» не стал банкротом, тенденции к тому уже имеются.
По мнению юриста в сфере морского права Виктории Кондаковой, ситуация могла разрешиться в самом начале, когда стало понятно, что работы не будут выполнены. Предприятие должно было вернуть деньги иностранной компании-заказчику и перенаправить суда на другие работы, которые они могли бы выполнить.
Однако за эти ошибки как всегда пришлось расплачиваться нашим морякам. Теперь им предстоят долгие тяжбы в отстаивании прав. Тем не менее Александр Скичко до сих пор верит, что родное предприятие найдет возможность и вернет суда, которые остались в залоге. И снова возобновит работу, привлекая своих специалистов, отдавших десятилетия труда «Черномортехфлоту».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |