ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Потомки Великого немого — в Одессе
26.07.2012 / Газета: Юг / № 48(15980) / Тираж: 122306

Третий Международный кинофестиваль одесситам запомнится, я уверена, совершенно фантастическим зрелищем — показом на Потемкинской лестнице гениальной немой комедии Чарли Чаплина «Огни большого города» (1931 г.). Фильм, снятый на закате эпохи немого кино, сопровождала оригинальная музыка, написанная самим Чаплином. Ее с успехом исполнил симфонический оркестр Одесского национального театра оперы и балета (дирижер Игорь Шаврук). А представили картину зрителям — невероятно! — дочь мэтра Джеральдин Чаплин и его внук Чарли Систоварис.

Выступая на церемонии открытии кинофестиваля, писатель-сатирик Михаил Жванецкий сказал по этому поводу:

— Я хочу обратиться к великим артистам — рожайте поздно. Видите, теперь мы имеем возможность видеть дочь Чарли Чаплина. Это же потрясающе: можно передать ему привет.

«Огни большого города» настолько органично смотрелись на гигантском экране, а история любви маленького бродяжки и слепой цветочницы настолько тронула сердца зрителей, собравшихся на Потемкинской лестнице, что по окончании фильма еще долго не стихали аплодисменты и восторженные крики «браво!».

В числе зрителей, аплодировавших в этот вечер на Потемкинской лестнице, были Клаудиа Кардинале, Питер Гринуэй, Майкл Мэдсен, Киллиан Мерфи и другие почетные гости фестиваля.

Перед началом показа арт-директор фестиваля Алик Шпилюк рассказал, что работа над фильмом «Огни большого города» велась более трех лет, шла тяжело и неоднократно прерывалась.

Чаплин менял актеров, отправлял «в корзину» десятки метров отснятого материала, который во много раз превышал хронометраж полнометражного фильма. На смену немому кино тем временем уже шел звуковой кинематограф, и был риск провала. Но в итоге чутье не подвело Чаплина-режиссера. Результат оправдал все потраченные усилия. Фильм имел триумфальный успех во всем мире. То же повторилось в 1950 году при повторном прокате, когда немой кинематограф остался в истории, уступив место звуковому кинематографу. Не утеряла лента и сегодня своей уникальности, реакция одесских зрителей тому прямое подтверждение.

Не зря ведь фильм «Огни большого города» занимает первое место в списке десяти лучших романтических комедий по версии AFI (Американского института киноискусства). А в 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США — список фильмов, выбранных Национальным советом США для хранения в библиотеке конгресса.

Джеральдин Чаплин и Чарли Систоварис выступили перед началом фильма, поведав истории из жизни своего знаменитого родственника. Одна из них — приезд в Лос-Анджелес в гости к Чарли Чаплину Сергея Эйзенштейна. Известно, что великий Чаплин был знаком с советскими режиссерами Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым, он пригласил их в тридцатые годы прошлого века в Голливуд для освоения техники звукозаписи. Там они подружились, и как-то Эйзенштейн с Чаплиным решили сыграть в теннис. У Эйзенштейна не оказалось нужной экипировки, и Чаплин помог ему купить элегантные теннисные белые брюки. Брюки по размеру оказались несколько велики, пришлось Чаплину купить к ним в придачу красные подтяжки, которые не было принято носить на корте. В таком наряде Эйзенштейн выглядел весьма комично, чем-то напоминая бродяжку из чаплинских фильмов. К слову, тот исторический матч выиграл Чаплин с большим разрывом.

Сергей Эйзенштейн оставил книгу, в которую вошли интересные воспоминания о Чарли Чаплине и пребывании в Голливуде. Внук Чаплина Чарли Систоварис принес ее на встречу с журналистами в рамках кинофестиваля. В ней Эйзенштейн вспоминает, как во время игры друзья и коллеги, желая подшутить над Чаплиным, поставили ему очень низкий балл за чувство юмора. Чаплин страшно обиделся, ибо юмор для него был делом очень серьезным.

Джеральдин Чаплин появилась на свет спустя тринадцать лет после выхода фильма «Огни большого города». Ее первые воспоминания об отце: пожилой седоватый человек с пивным животиком. Образ Чаплина-отца и образ его киногероя на экране для нее всегда были очень разными и никогда не соединялись.

Джеральдин тоже связала свою жизнь с кино, став актрисой. Она призналась, что фамилия Чаплин дала ей все, и в этом нет ничего плохого. Ее отец был не только величайшим актером, режиссером и художником. Он был также очень любим друзьями, коллегами.

— Я родилась, чувствуя всеобщую любовь к моему отцу, и живу с ней всю жизнь. Когда я приходила на съемочную площадку, то чувствовала, что я дочь всеми любимого человека. Это большая удача, и не только в профессиональном плане. Даже в школе, когда я подружилась с самой умной отличницей в классе, говорила ей: если ты мне дашь списать контрольную, то я поведу тебя домой и познакомлю с папой.

Джеральдин вспоминала, что отец всегда очень волнительно, с чувством сомнения относился к своим фильмам. Он боялся, что их время прошло, и не любил их показывать. Но в доме Чаплина был шестнадцатимиллиметровый проектор, и вся семья иногда собиралась перед экраном. Но отца всегда нужно было упрашивать, чтобы он показал фильмы с его участием. Чаплин никогда не рассказывал, как он их снимал. Это для домочадцев всегда было тайной.

Но Джеральдин — не только дочь своего великого отца, но и внучка Нобелевского лауреата и лауреата двух Пулитцеровских премий Юджина О’Нила. Маленькой девочкой она коллекционировала марки, связанные с именами деда и отца. И сегодня Джеральдин говорит, что страстно любит читать. Кстати, по признанию актрисы, один из ее любимых авторов — украинский писатель Андрей Курков.

А Чарли-младший даже пробовал себя в писательстве, но из-за плотного рабочего графика, семьи и детей, их у него двое, ему пришлось оставить это занятие.

Чарли Систоварис работает в ассоциации Чарли Чаплина и занимается защитой наследия великого деда. После смерти Чаплина остался большой архивный материал, документы, фотографии. Все это требует внимания, обработки. Специалисты ассоциации сканируют документы, занимаются их архивацией. Кроме того, эта организация активно борется с пиратскими копиями и предпринимает большие усилия, чтобы очистить рынок от некачественных пиратских DVD.

Авторские права на кинопроизведения Чаплина будут принадлежать его семье в течение семидесяти лет после его смерти. Срок истекает в 2040 году. Основной доход составляет продажа DVD-дисков и мерчандайзинг. Но следует учесть, что образ Чарли Чаплина не имеет того гламурного духа, как, скажем, образы Мэрилин Монро или Джеймса Дина. Да и семья Чаплина не склонна продавать образ гениального предка на потребу рынка.

Ассоциация, в которой трудится внук Чаплина, также проводит показы его фильмов, отдавая дань уважения его творчеству, сродни тому, что состоялся на Потемкинской лестнице под открытым небом.

Тем удивительнее были признания дочери великого комика, что кино — это умершее искусство двадцатого века, которое почему-то продолжает жить в веке двадцать первом. То же самое и опера, искусство девятнадцатого века, которое почему-то все еще живет. Актриса верит, что будущее за Интернетом и новыми технологиями. Джеральдин очень удивилась, узнав, что почти дословно процитировала Питера Гринуэя:

— Неужели он так же сказал?! А я думала, что сама это придумала.

Джеральдин дала несколько советов начинающим кинематографистам. По ее мнению, им есть чему учиться на американском кино. Профессиональная польза от просмотра американских фильмов несомненна. При этом сама Джеральдин старается никогда не смотреть так называемое мэйнстрим-кино, которым сегодня заполнены кинотеатры. Оно, по ее мнению, притупляет восприятие и рассчитано на детей от пяти до пятнадцати лет. Зато сейчас, уверена Джеральдин, много сильных телевизионных сериалов, интересно работает латиноамериканское кино, остающееся в тени в силу неэффективности проката.

Но лучшее кино, заявила актриса, сегодня можно увидеть лишь на кинофестивалях. Поэтому на них нужно как можно чаще приезжать и смотреть хорошие фильмы.

Автор: Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту