![]() |
|
![]() |
![]() |
Незавершенное строительство: свыше четырехсот семей в Ильичевске остаются без жилья
На улице Карла Маркса, 4 в Ильичевске находится недостроенный многоэтажный дом (выше указан его строительный адрес), обнесенный серым бетонным забором. Рядом расположился палаточный городок. От автомобильной дороги он отгорожен плакатами с лозунгами: «5 лет без жилья!», «Нашим детям негде жить!», «Люди страдают, а власть бездействует!», «400 семей остались на улице!» и другие. Прочитав невеселые надписи, понимаешь, что это протест обманутых инвесторов — людей, многие из которых продали все или влезли на пол-жизни в банковские кредиты, чтобы купить квартиру в новострое.
Застройщик В Украине может сдать дом, а может и не сдать
В среду 18 июля, в обеденное время, в палаточном городке было около десяти обманутых инвесторов и их дети. Одна из жительниц палаточного городка Анастасия Станиславская рассказала газете «Слово» о сложившейся ситуации.
— Мы — инициативная группа «Объединение инвесторов». Разбили здесь палаточный городок еще 18 марта этого года, когда в очередной раз убедились, что застройщик не намерен достраивать наш дом. Многие инвесторы отдали последнее, покупая здесь квартиру, и вот уже седьмой год живут в очень сложных материальных условиях.
Дом по строительному адресу ул. Карла Маркса, 4 начали строить еще в 2005 году. Компания-застройщик под названием «Стройтехснаб» (далее СТС), принадлежащая генеральному застройщику города Ильичевска Юрию Гандере, обещала сдать людям многоэтажку еще во втором квартале 2008 года. Но людей обманули: сначала сроки сдачи переносились, а затем строительство и вовсе остановилось.
— Дом состоит из пяти секций. Всего в нем 514 квартир. 416 из них уже куплены, — рассказывает Анастасия. — В нашем городе много застройщиков, но мы поверили СТС, потому что он является генеральным застройщиком 13-го микрорайона Ильичевска. Юрий Гандера вошел в Ильичевск после того, как достроил один недострой. Затем строил храмы, все дома вовремя сдавал. Раз у него такая хорошая репутация и статус генерального застройщика, значит, рассудили мы, он прошел проверку и получил доверие властей города. Так мы поверили в его порядочность и вложили в строительство дома свои деньги. В 2005 году началось строительство нашего дома. Сначала все было хорошо, но вскоре наш дом перестали строить. Вместо этого СТС построил гостиничный комплекс «Снежная Королева» (который принадлежит Юрию Гандере) и три других новостроя, которые были сданы. После этого мы стали шуметь. Тогда наш дом еще немножко построили, и снова все затихло. На наши вопросы о причинах остановки Юрий Дмитриевич сказал, что у него нет денег. Мы обратились с предложением продолжать строительство за счет оперативного резерва — оказалось, что оперативного резерва тоже на счетах нет. Если бы на законодательном уровне было запрещено строить другие объекты, пока не окончен первый, думаю, мы бы не оказались в такой ситуации.
Инвесторы нашего дома пытались выяснить у застройщика — куда делись деньги. Юрий Дмитриевич сначала сказал, что деньги со счетов сняла его бывшая супруга во время бракоразводного процесса. Мы говорили на эту тему с Татьяной Яковлевной — его бывшей супругой, но она сказала, что денег на достройку дома оставила достаточно. Почему он не достроен, ей и самой непонятно. Затем и Юрий Дмитриевич сказал, что его обокрал бывший генеральный директор СТС Юрий Геннадиевич Громченко. Дескать, за счет его махинаций у нас пропали деньги. Но у нас нет доказательств этой версии.
Устав от разных предположений, мы обратились в прокуратуру. Но правоохранители не выявили в деятельности компании СТС никаких нарушений в отношении инвесторов. Тогда мы отправились в Киев и обратились в Национальную комиссию финансовых услуг, которая регулирует финансовые отношения на рынке Украины. После проверки нам выписали документ, в котором черным по белому было написано, что установлено со стороны СТС «нецелевое использование денег доверителей». Этот документ 9 апреля мы передали в прокуратуру Ильичевска. Прокурору пришлось отменить прежнее решение и возбудить против Юрия Дмитриевича и его компании уголовное дело. Только 17 июля началось расследование. В СТС начались проверки, обыски и изъятие первичной документации.
Теперь у Юрия Дмитриевича появилась еще одна причина, по которой он не возобновляет строительство, — продолжает Анастасия. — Он говорит нам, мол, вы меня в гроб загоните. Вы волну подняли, и из-за вас банк не хочет мне давать кредит. Мы стали общаться с банками, у которых он просил кредит. Оказалось, что они готовы были дать ему кредит, но Юрия Дмитриевича не устроили условия кредитования. Он хочет, чтобы денежный поток шел через него. А банки сегодня дают деньги только по факту выполненных работ.
Строительство жилого дома в нашей стране начинается с создания фонда — продавать квартиры напрямую (строительная компания — инвестор) нельзя по закону. В данной ситуации такой фонд называется Финансово-строительная компания «Инвест». Фонд берету инвесторов деньги, нанимает застройщика и застройщик контролирует выполнение работ. Если застройщик не справляется, то по закону с ним можно расторгнуть договор и найти другого. В данной ситуации глава фонда и застройщик — это одно и то же лицо. То есть Юрий Дмитриевич должен уволить себя и нанять другого. Кроме того, он является арендатором земли, на которой стоит недострой. Из-за недоработанного земельного законодательства Украины инвесторы не смогут забрать у него эту землю. Таким образом, инвесторы оказались в полной зависимости от Юрия Гандеры.
По словам обманутых инвесторов, денег на строительство дома должно было хватить. Финансовая стоимость объекта 157 миллионов гривен — так им сообщил застройщик. 109 миллионов этой суммы составили деньги инвесторов. Еще 20 миллионов застройщик якобы взял в кредит. Кроме того, по его словам, вложил 57 миллионов своих. Но по некой «загадочной» причине 34 миллиона гривен на окончание строительства дома не хватил
Еще 20 миллионов застройщик якобы взял в кредит, кроме того, по его словам, вложил 57 миллионов своих. Но по некой «загадочной» причине 34 миллиона гривен на окончание строительства дома не хватило.
Жители палаточного городка
Более 80-ти обманутых инвесторов дежурят по графику в палаточном городке. Начальником штаба и главной на кухне является Елена Николаевна Кобец — она живет здесь постоянно.
Воттам, на 10-м этаже Анастасия Станиславская купила квартиру. Молодая женщина в декрете — у нее двое маленьких детей. Но вынуждена бороться за купленное давно жилье
— Всю жизнь собирала деньги, платила налоги, а теперь, получается, мошеннику отдала и осталась ни с чем, — говорит Елена Николаевна. — Как та баба на чайнике. Жилье у меня есть. Это трехкомнатная квартира, где кроме меня живет дочь с зятем, внучка с мужем. Есть еще одна внучка. Если вторая внучка выйдет замуж, то мне придется перебираться на балкон. Вот решили мы с детьми квартиру однокомнатную мне здесь купить. Думала, хоть на старости лет спокойно поживу, отдохну. Заплатили 1360 долларов за квадратный метр за 48 квадратов. То есть 65 с половиной тысяч долларов за однокомнатную квартиру. Я не буду сидеть дома, и ждать пока манна с неба упадет. Я не отступлюсь — буду здесь до конца, пока этих мошенников не пересадят или пока не достроят этот дом. Мне терять нечего. — Квартиру купили, когда я еще училась, — рассказывает Анна. — Планировала закончить учебу, выйти замуж и поселиться в своей новой квартире. У меня уже ребенку три с половиной года, а квартиры по-прежнему нет. Живу на съемной, как и многие из моих друзей по несчастью. Плачу 400 долларов в месяц. При этом я еще не работаю — полностью на шее у мужа. Кроме того, снимать жилье в курортном городке очень сложно, в сезон хозяева хотят получать на 200 долларов больше потому, что сдавая квартиры туристам посуточно, зарабатывают намного больше, чем сдавая жилье длительно. Получается, муж работает в карман чужим людям, а не в бюджет своей семьи.
— Мы продали все — квартиру, машину, чтоб купить квартиру в новострое, — рассказывает Нелн Гамурар. — Решили перебиться как-то три года на съемных квартирах. Моему ребенку было тогда 8 лет. Теперь ребенку вот-вот исполнится 16, а прописки у него нет — потому что нет жилья. Паспорт получить ребенок не сможет и поступить учиться после школы тоже не сможет, и что делать в такой ситуации?
Проблемы из-за отсутствия жилья, за которое давно расплатились, преследуют всех инвесторов недостроя. Некоторые живут в коммуне двумя-тремя семьями, у всех маленькие дети. Мужья-моряки не вылезают из рейсов чтобы оплатить кредит, огромные проценты и съемное жилье — семье остаются крохи. Многие инвесторы продали последнее, чтобы купить квартиру, им вообще негде жить. Их мебель лежит в гараже — гниет. У одной семьи ребенок заболел онкозаболеванием. Родители хотели продать новую квартиру и заплатить за лечение. Ввиду того, что стройка затянулась, люди хотели договориться, чтоб им вернули деньги, но застройщик не идет на переговоры. Есть еще мама и дочь — инвалиды. Они продали свой дом и вложили все деньги в квартиру. Когда стало понятно, что стройка замерла, и надолго, от женщины ушел муж. Рушатся семьи. Мать и дочь живут у родственников в селе, в Ильичевск ездят на работу. Женщина передвигается с табуреткой, потому что через небольшие расстояния ей необходимо посидеть, отдохнуть. Говорят, она находится на грани отчаяния и практически не верит, что доживет до того момента, когда сможет зайти в свою квартиру.
Диалог с властями
Ильичевцы обращались со своей проблемой к властям города и области.
— К мэру и в «Управление капитального строительства» города мы обращались периодически с 2009 года, — рассказывает Анастасия Станиславская. — Были ответы: «мы не заставляли вас нести туда деньги», «мы не имеем права вмешиваться в деятельность и финансовые интересы компаний», «мы не можем их контролировать», «деньги любят тишину — а вы шумите» и прочее.
Больше 100 дней стоит наш палаточный городок, а власти никак на это не реагируют. Встречи с мэром у нас в последнее время не происходят. Говорят, он якобы на нас обиделся. Дело в том, что каждую пятницу мы приходим на митинг под горсовет с 8 до 9 утра. Нас собирается около 200 человек с плакатами. Мы кричим, требуем мэра или прокурора. Мы хотим, чтобы с нами говорили власти города — люди, которых мы выбрали управлять городом и поддерживать здесь порядок во всех сферах. Но к нам никто не выходит. На одной из недавних акций мы простояли дольше положенного на 15 минут. Затем зашли в здание исполкома и стали требовать, чтобы кто-то из наших избранников вышел и поговорил с нами. Но диалог не состоялся — никто из чиновников не вышел к народу. Зато на следующее утро к нам в палаточный городок пришел участковый и предупредил, что если мы еще раз устроим беспорядки, ворвемся в исполком и прочее, то нас будут арестовывать и штрафовать.
Люди приходят на митинг не потому, что плохие Гандера или власти города. Мы стоим, потому что дом не строится. Пусть нам вернут деньги или достроят и сдадут дом — и митинги прекратятся.
— Не знаю, как нашим властям спится, как спится застройщику. Неужели спокойно, когда они знают, что наши люди, дети, дети этого города остаются на улице? — вступает в разговор еще один обманутый инвестор, Анна. — На каждом своем совещании, на каждой общественной встрече мэр говорит, что работает в этом городе только ради наших детей. Ради нашего будущего.
Побывали обманутые инвесторы Ильичевска и на приеме у губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука. Было это в начале марта. Чиновник обещал помочь, в частности, подключить дом к городским коммуникациям.
Прошло время, и люди получили из областной госадминистрации письмо, что городские власти Ильичевска очень обеспокоены их проблемой и делают все, что в их силах, чтобы помочь. Кроме того, была создана комиссия по решению этого вопроса, которую возглавил заместитель председателя облгосадминистрации Валерий Матковский. По словам инвесторов, зам. мэра Ильичевска и еще несколько городских чиновников из управления капитального строительства стали ездить к Матковскому на приемы, где должны были проходить обсуждения действий по решению проблемы. Просьбы инвесторов включить в состав выездной группы пару человек из них были отброшены ильичевскими чиновниками.
— Мы пытались попасть на прием к Валерию Матковскому и поговорить лично о нашем недострое, — рассказывает Анастасия Станиславская. — Все-таки мы уже много лет в этой теме, многое знаем, многое можем подсказать и совместно с чиновником найти решение. Но до сих пор нам не удалось пробиться к нему на прием.
Газета «Слово» дозвонилась к Валерию Матковскому и спросила, появились ли уже пути решения проблемы замороженной стройки на улице Карла Маркса, 4.
— У нас таких объектов 66 по области, — говорит Валерий Дмитриевич. — Комиссия по рассмотрению проблемы в Ильичевске была создана в июне этого года. Там очень большая проблема. У меня были люди из инициативной группы, мы поговорили о проблеме. Мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк также работает над этой проблемой. С 25 по 30, число должен решиться вопрос с одной турецкой строительной -компанией, которая является и застройщиком и инвестором.
Они вроде заинтересованы достроить этот дом, при этом город отказывается от своей части. Если что-то пойдет не так, и турецкая компания откажется достраивать этот объект, то будем искать деньги среди наших инвесторов на Украине.
По словам Валерия Матковского, в Одессе несколько недостроев уже нашли своих новых застройщиков. В частности, 3 дома из 7 компании «Альянс», и вскоре должна возобновиться стройка дома по улице Бочарова, 45.
Ситуацию с недостроем совсем не освещает ильичевская пресса, хотя тема эта является огромной социальной проблемой. Приезжали сюда пара одесских телеканалов, но вечером эти каналы в Ильичевске отключали, поэтому местные жители не знают, что творится в их городе, и вполне могут стать следующими жертвами неблагонадежного застройщика. Нет такого закона, который обязывает мэра и власти города помогать обманутым инвесторам. Они могут сделать это только по доброй воле. И это вполне им по силам: создать фонд и закончить недострой за средства города, либо найти нового застройщика.
В Украине обманывают инвесторов уже много лет, независимо от смены власти в стране. Ввиду этого обстоятельства непонятно, почему наши избранники — народные депутаты не в состоянии увидеть эту большую социальную проблему, подготовить и принять законопроект, который бы защищал права инвесторов и сделал бы невозможным засилье мошенников (разного рода, не только застройщиков-воров) в сфере строительства и продажи недвижимости. Ведь гораздо проще предотвратить проблему с массовым обманом граждан страны, чем потом, под давлением народных волнений, искать ее решение.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |