ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Два взгляда на близкое будущее
28.07.2012 / Газета: Юг / № 49(15981) / Тираж: 122306

Послезавтра, в понедельник, 30 июля, официально стартует избирательная кампания по выборам в Верховную Раду. Фактически она уже началась, и в крупных городах у граждан в глазах рябит от рекламы партий и политических деятелей. Приезжие россияне балдеют от нашего плюрализма, от разгула нашей демократии и от нашей ничего не значащей трескотни. На родине они от такого счастья отвыкли.

ВЗГЛЯД СКЕПТИКА

А у нас самих чувства смешанные. Дело идет к тому, что разгул демократии скоро закончится, трескотня смолкнет и украинскому плюрализму настанет свистец. Не такой большой и грозный свистец, как в России, а маленький, серенький, зато надолго и с концами.

Два с половиной года мы добросовестно наблюдали, как в стране, невзирая на Конституцию и законы, определенный клан с помощью орды чиновников возрождает однопартийную систему, а теперь рассчитываем в один день, 28 октября, эту систему сломать или, по крайней мере, нанести ей чувствительный удар.

Прошу понять правильно. «Мы» — это не все население Украины в сознательном возрасте, а неизвестно какая его часть (по поводу отношения к демократии настоящих исследований социологи не проводили). Но даже в этой части существуют фундаментальные разногласия по поводу того, в каком направлении должна двигаться страна или, скорее, как стране, ничего не меняя, удержаться на месте.

Думаю, следует напомнить, что на выборах в любой ситуации (кроме революционной или предреволюционной) треть избирателей если не защищают, то поддерживают существующую власть. Поскольку полностью от нее зависят. Это представители всех ведомств (в том числе силовых), которые властью назначены, работники бюджетных организаций, члены их семей, и связанные с властью крупные бизнесмены.

Пока хотя бы формально существует конкурентная политическая среда, часть «зависимых» по разным мотивам могут проголосовать против кормильцев. В рамках однопартийной системы власти такое голосование невозможно. Мало того, с укреплением государственного монолита число зависимых от него людей растет за счет средних и мелких предпринимателей, людей умственного труда и творческих профессий. Стало быть, растет число тех, кто по сугубо меркантильным соображениям на парламентских выборах 2012 года проголосует за партию власти.

С подачи некоторых лидеров оппозиции (в частности Вячеслава Кириленко) в средствах массовой информации доминирует мнение, что правящая Партия регионов потерпит поражение в голосовании по партийным спискам, но возьмет реванш за счет результатов в мажоритарных округах и таким образом сформирует большинство в Верховной Раде седьмого созыва.

Такое мнение основано не на анализе ситуации, а на примитивной аналогии с тем, как проходили выборы в Верховную Раду четырнадцать и десять лет назад и какие принесли результаты. В 1998-м и в 2002 годах, напомню, в парламент избирали по той же системе, как теперь — 225 депутатов по партийным спискам, 225 — по мажоритарным округам. Но победители по партийным спискам (в 1998-м — КПУ — 24,65%, в 2002-м — блок «Наша Украина» — 23,57%) парламентское большинство сформировать не смогли. В том и другом случае большинство «независимых» победителей в мажоритарных округах переметнулись на сторону Кучмы.

Вроде бы картинка знакомая. Вроде бы похожая на ту, которая возникла в ВР шестого созыва после известного перелета «тушек». Но похожая только «вроде». Ни четырнадцать, ни десять лет назад в украинском парламенте не было никакого формального большинства, только ситуативное. Данилычу по поводу любого законопроекта каждый раз приходилось вступать в переговоры с руководством фракций, уговаривать даже своих сторонников. Именно это заставляло все стороны соблюдать демократические процедуры.

ВЗГЛЯД РЕАЛИСТА

После конституционного переворота соблюдать процедуры ни в парламенте, ни где-либо еще у партии власти нет надобности. Сложная система сдержек и противовесов, необходимая для нормального законотворчества, де-факто уничтожена. Парламентские комитеты, согласительные комиссии, система правовых экспертиз и внепарламентских консультаций — ничего не работает. Янукович говорит «поехали», Чечетов машет рукой, карточки кнопкодавов сами собой заполняют гнезда. После парламентских выборов с любым их исходом, с учетом, что у Президента Украины сохранятся неограниченные полномочия, где гарантия, что картина изменится? Гарантии нет никакой.

В самом оптимальном для оппозиционных сил случае, в том случае, если прогнозы скептиков не сбудутся, если ПР не удастся сформировать большинство и Верховная Рада вступит в конфликт с действующим президентом, что помешает Виктору Федоровичу повторить опыт Виктора Андреевича по роспуску парламента? Аж ничего. В 2012 году, в отличие от 2007-го, силовые структуры, суды и правоохранительная система полностью в руках Банковой. Политическая оппозиция разобщена, сопротивляться фактически некому.

Но роспуск парламента — крайний случай. А самый вероятный тот, что избранные в Верховную Раду седьмого созыва «конструктивные» оппозиционеры ни на какую конфронтацию с властью не пойдут. А по образцу отдельных депутатов от «оппозиции» в Государственной Думе России время от времени с парламентской трибуны станут выражать возмущение произволом, сворачиванием демократии, от которой к тому времени останутся рожки да ножки.

Думаю, руководители объединенной и разъединенной оппозиции все вышеизложенное понимают не хуже провинциального журналиста. Только сказать не могут. Избираться-то надо. Под флагом пораженчества никого и ничто не мобилизуешь. Вот и появляются проекты импичмента президента, массовой подачи исков в суд против главы государства, объявляется всеукраинская акция «Украина против Януковича».

Во время подъема протестного движения широковещательные акции оппозиции можно рассматривать как признак силы. Во время торжества реакции — это признак бессилия. И лучше вовсе не выходить на площадь, чем выводить на нее от силы тысячу партийных активистов с флагами. А уж если вышел — назад хода нет. Стой до последнего.

Правы поэтому или не правы политики, протестующие против «закона о языке», но уйти и оставить голодающих на ступеньках Украинского дома значило поступить в тысячу раз позорней, чем поступил председатель ВР Владимир Литвин, который народный гнев использовал в личных целях.

В связи с началом избирательной кампании бессмысленно, впрочем, рассуждать об этике и морали. От этого в Украине далеки не только политики, но и огромное большинство избирателей, большинство так называемого электората. Молодая поросль предвкушает заработки от участия во всем, что предложит состоятельный кандидат (ориентация значения не имеет), а бабушки-старушки в кладовках очищают место для «благотворительных» пайков. Достанется подарок от коммуниста, националиста или либерала — им тоже по барабану.

Ну а мы, журналисты? Как слово наше отзовется на предстоящих выборах? Подозреваю, что не отзовется никак. Мы плоть от плоти своего народа. С 2004 года многие из тех, кто протестовал против «темников», сами стали кормиться «джинсой». А зверь, привыкнув к пище «из рук», никогда не сможет охотиться.

Автор: Леонид ЗАСЛАВСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту