![]() |
|
![]() |
![]() |
Заседание исполкома Одесского горсовета в четверг началось с рассмотрения вопроса, не внесенного в повестку дня: «О мерах по улучшению состояния атмосферного воздуха в Одессе». Мэр Алексей Костусев заявил, что это «неотложный вопрос». И не только потому, что его рассмотрения требует межрайонная природоохранная прокуратура. Это вопрос здоровья одесситов.
На заседание явились представители предприятий «Синтез-ойл», «Эксимнефтепродукт», «Одеснефтепродукт» и Одесского порта.
По информации исполняющей обязанности начальника управления экологии и развития реакрационных зон Валентины Дацюк, измерения состояния атмосферного воздуха возле этих предприятий показали превышения ПДК углеводорода в феврале — марте в два — три раза, в мае — в восемь раз, а восемнадцатого — девятнадцатого июля — в двенадцать с половиной раз.
В.Дацюк сообщила, что «Одеснефтепродукт» не выполняет решение о приостановке работы и об усилении мер контроля за состоянием воздуха. Руководство не пускает на территорию контролирующие органы. Управление исчерпало все свои возможности. Последняя мера — принять решение исполкома о приостановке предприятия и обратиться в Кабмин.
«На уровне города мы эту проблему не решим. Необходимо увеличение санитарно-защитной зоны до тысячи метров. Но и это не поможет избавиться от неприятного запаха», — считает Валентина Дацюк.
Секретарь горсовета Олег Брындак выступил против рассмотрения этого вопроса на исполкоме: «Опять изучаем на коленях проект решения. Вчера говорили, что этого проекта не будет, сегодня получаем. Я читаю и не вижу проекта решения исполкома. Это какие-то декларации. Решение ни о чем. Какое решение будем принимать? О приостановке предприятия?».
Валентина Дацюк объяснила, что решение о приостановке должно быть опубликовано за двадцать дней до заседания в СМИ. Однако подготовить проект решения в установленные сроки не было возможности — замеры проводились девятнадцатого июля. Целесообразно принять решение исполкома, опубликовать в СМИ и на следующем заседании рассмотреть.
А. Костусев напомнил, что по этому вопросу есть представление межрайонной природоохранной прокуратуры. Кроме того, сказал он, «мы прекрасно понимаем, что это решение будет оспариваться, поэтому его нужно доработать. Необходимо принять к сведению информацию управления экологии и поручить ему подготовить на следующий исполком серьезное развернутое решение. Здесь нечего принимать. Если нужно обратиться в Кабмин или к премьер-министру, — я обращусь». И пафосно закончил: «Люди должны видеть, что власть не задыхается вместе с ними, но думает о них». Правда, очень долго «думает».
В ходе выступлений представители Одесского морского торгового порта и «Синтез-ойл» сообщили, что работают в тесном контакте с контролирующими органами. В их деятельности нарушений природоохранного законодательства нет.
По словам генерального директора «Синтез-ойл» Евгения Ярового, предприятие не занимается открытым сливом нефтепродуктов, только по трубопроводу. Оборудование находится в исправном состоянии, утечки нефти и нефтепродуктов на предприятии нет.
Что касается синтеза нефтепродуктов, то он технологически завязан на «Лукойл — Одесский НПЗ», который два года как не работает. Кроме этого, предприятие находится под постоянным контролем экологической инспекции.
Представитель Одесского порта подчеркнул, что в нефтегавани есть все необходимые приборы раннего обнаружения выбросов, постоянно находится санэпидемслужба. Контроль нефтеперевалки систематически ведет управление экологии порта.
Исполняющий обязанности главного инженера «Эксимнефтепродукта» рассказал, что из-за падения объемов нефтеперевалки предприятие перешло на трехдневный режим работы. Вынужденный простой используется для капитального ремонта основных средств и модернизации. Часть резервуаров простаивает. Компания допускает на свою территорию представителей контролирующих органов. Проверки не выявили нарушений природоохранного законодательства.
«Эксимнефтепродукт» готов участвовать в городской программе мониторинга выбросов. Но следует знать, какие нужны датчики и по каким параметрам они будут улавливать выбросы. Сейчас разрабатывается проект системы. Когда определят, какие датчики нужны, необходимо будет провести мониторинг цен, поскольку оборудование дорогостоящее. В августе — сентябре часть работ будет выполнена.
Председатель правления «Одеснефтепродукта» Александр Рыбка рассказал, что на предприятии в активном рабочем состоянии сегодня пятьдесят резервуаров. Предприятие старое. Есть резервуары 1938 года выпуска. На некоторых следы от снарядов времен войны, поэтому они «не совсем правильной формы».
А. Рыбка руководит предприятием с февраля 2010 года. За это время было покрашено двенадцать резервуаров, что уменьшило испарение.
«На всех резервуарах поменяли клапаны. Потратили около четырехсот семидесяти тысяч долларов на покупку понтонного оборудования, которое сократит выбросы. Это — первый этап программы. Первые тринадцать понтонов будут готовы в августе — сентябре. Еще двадцать пять — тридцать дней уйдет на их доставку в Одессу. Сейчас о транспортировке оборудования ведутся переговоры с контейнерными линиями. Но эти мероприятия вряд ли устранят проблему, касающуюся неприятных запахов», — сказал А. Рыбка.
По его мнению, источник вони — так называемый «Лиманчик». Там «за глухими заборами» есть «целые предприятия, которые неизвестно чем занимаются». В камышах под эстакадой постоянно возникают несанкционированные мусорные свалки. «Там сильнейший запах аммиака. А также превышение предельно допустимых норм по сероводородам в десять — двенадцать раз», — утверждает А. Рыбка.
Он считает, что в разговорах о выбросах с территории нефтеперевалочных предприятий есть «элемент спекуляции». Это естественный природный фон, который никому не мешает: «У нас есть люди, которые за пятьдесят гривень с любым лозунгом выйдут».
Начальник управления здравоохранения горсовета Игорь Шпак назвал неприятные запахи, от которых страдают одесситы уже долгое время, «невидимыми убийцами». «К сожалению, угроза нависла над всеми одесситами, — сказал И. Шпак. — Вонь, о которой мы говорим, очень негативно влияет на здоровье. Эти запахи — невидимые убийцы».
Испарения углеводородов, которыми дышат одесситы, живущие в районе нефтеперевалочных предприятий, подобны скрытой радиации, сказал Игорь Шпак.
Он пояснил, что в этих испарениях содержится онкогенный фактор. По его данным, из числа умерших от онкологических заболеваний в Одессе большинство случаев — от рака кожи. Растет заболеваемость раком легких, другими легочными заболеваниями.
Народный депутат Украины Сергей Гриневецкий заявил, что готов принимать участие в решении проблемы как субъект законодательной инициативы и выступить с депутатским запросом. По его мнению, без центральных органов власти горбюджет это все «не потянет».
Юристы горсовета подтвердили, что исполком уполномочен принимать решения о приостановке неподконтрольных ему предприятий.
Прокурор Одессы Геннадий Фуртат призвал городские власти не спешить с принятием решений: «Складывается впечатление, что мы не только не знаем причин запаха, но и с трудом определяем, какое предприятие виновато в выбросах. Поэтому контролирующие органы сначала должны разобраться, а потом делать выводы».
Исполком поручил управлению экологии составить план дальнейших мероприятий по определению и устранению причин загрязнения атмосферного воздуха в Одессе.
По материалам одесских интернет-изданий.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |