![]() |
|
![]() |
![]() |
Одесситам уже невмоготу вдыхать ядовитый запах, заполонивший центр города. Их возмущению просто не было предела, и с этой проблемой они обратились к руководству страны. Горожане жалуются на то, что на протяжении последних четырех лет состояние воздуха в Одессе постоянно ухудшается. Сегодня содержание углеводородов в нем превышает норму в 12 раз.
Запредельная норма
В связи с этим одесский городской голова потребовал срочного решения проблемы.
«Пока мы тут болтаем, одесситы травятся в своем родном городе», — заявил Алексей Костусев.
Мэр Одессы Алексей Костусев подчеркнул, что это «неотложный вопрос». И не только потому, что его рассмотрения требует Межрайонная природоохранная прокуратура. Это вопрос здоровья одесситов. Поэтому обсуждение незапланированного вопроса «О мерах по улучшению состояния атмосферного воздуха в Одессе» на заседании исполнительного комитета Одесского горсовета продолжалось более часа.
Секретарь горсовета Олег Брындак выступил против рассмотрения этого вопроса на исполкоме: «Опять изучаем на коленях проект решения. Вчера говорили, что этого проекта не будет, сегодня получаем. Я читаю и не вижу проекта решения исполкома. Это какие-то декларации. Решение ни о чем. Какое решение будем принимать? О приостановке предприятия?» Первый и.о. начальника управления экологической безопасности Одесского городского совета Валентина Дацюк объяснила, что решение о приостановке должно быть опубликовано за 20 дней до заседания в СМИ. Однако подготовить проект решения в установленные сроки не было возможности — замеры проводились 19 июля. По мнению Дацюк, было бы целесообразно принять решение исполкома, опубликовав его в СМИ. В свою очередь, Алексей Костусев добавил, что по данному вопросу есть представление межрайонной прокуратуры. «Мы прекрасно понимаем, что это решение будет оспариваться, поэтому его нужно доработать, — настаивал мэр. — Необходимо принять к сведению информацию управления экологии и поручить ему подготовить на следующий исполком серьезное развернутое решение. Здесь нечего принимать. Если нужно обратиться в КМУ или к премьер-министру — я обращусь. Люди должны видеть, что власть не просто задыхается вместе с ними, но думает о них».
На заседание были приглашены руководители ряда предприятий, деятельность которых предположительно могла повлиять на состояние воздуха в Одессе. Но пришли на заседание не все. Алексей Костусев попросил прокурора и всех присутствующего обратить пристальное внимание на данную ситуацию. В свою очередь, Валентина Дацюк рассказала, что еще несколько лет назад на всех потенциально опасных для экологического состояния Одессы предприятиях, было предписано установить системы автоматизированного контроля для мониторинга.
«Негативное воздействие предприятий нефтегазоперерабатывающей промышленности на атмосферный воздух в Одессе было подтверждено экспериментально, — констатировала она. — При этом, несмотря на все принятые меры, динамика ухудшения состояния воздуха в городе настораживает. Если еще полгода назад было зафиксировано двукратное превышение нормы содержания углеводородов в жилых районах города, то сегодня норма катастрофически превышена. Измерения состояния атмосферного воздуха возле этих предприятий показали превышения допустимых норм углеводорода в феврале-марте в 2-3 раза, в мае — в 8 раз, 18-19 июля — в 12,5 раза».
Виноваты ли нефтеперерабатывающие предприятия?
По словам представителей ЗАО «Синтез-Ойл», источниками весьма дурного запаха могут быть предприятия, которые пользуются перевалкой нефтепродукта на открытом воздухе — это «Одесснефтепродукт» и «Эксимнефтепродукт».
Валентина Дацюк отметила, что «Одеснефтепродукт» не выполняет решение о приостановке работы и об усилении мер контроля состояния воздуха. Руководство не пускает на территорию контролирующие органы. Управление исчерпало все свои возможности. Последняя мера — принять решение исполкома об остановке предприятия и обращаться в Кабмин. «На уровне города мы эту проблему не решим. Необходимо увеличение санитарно-защитной зоны нормативно до 1 тысячи метров. Но это не поможет избавиться от неприятного запаха», — убеждена чиновник.
Но председатель правления АО «Одесснефтепродукт» Александр Рыбка заявил, что возглавляет предприятие с 10 февраля 2010 года. За это время покрашено 12 резервуаров, благодаря чему уменьшено количество испарений. И что компанией с начала года было потрачены немалые средства на модернизацию производства, а в течение двух-трех лет предприятие закроет все резервуары понтонами.
«На всех резервуарах поменяли клапаны. Потратили около 470 тысяч долларов на покупку понтонного оборудования, чтобы уменьшить выбросы. Это — первый этап программы, — информировал он. — Первые 13 понтонов (Ультрафол, США) будут готовы в августе-сентябре. 25-30 дней займет поставка и переговоры с контейнерными линиями. Но эти мероприятия вряд ли устранят проблему наличия неприятных запахов».
«Если предприятие даже накрыть саркофагом, проблема запаха не решится. Да, влияние нефтеперевалочных предприятий присутствует, но по показателям сероводорода, а не углеводорода», — заявил господин Рыбка.
Он предложил властям обратить внимание на район Лиманчика: «В камышах прячутся предприятия, которые травят одесситов аммиаком». По словам руководителя АО «Одесснефтепродукт», также рассказал, что общественники прибегают к шантажу возглавляемой им компании.
«Есть целые предприятия, расположенные в этом районе в камышах. Возле переезда — гнилая канава, под эстакадой — свалка мусора, — поведал Рыбка.- Не знаю, кто разрешил. Там сильнейший запах аммиака. В 10-12 раз превышение по сероводородам на границе охранной зоны. Вообще в данном вопросе есть элемент спекуляции. За 50 гривен люди с любым лозунгом выйдут. Даже если остановим предприятие или закроем саркофагом — проблема запаха не решится. Ко мне на прием приходила дама, и заявляла, буквально, следующее: «Лукойл мы закрыли, «Биостимулятор» и «Эласт» тоже. Если будете плохо себя вести, — остановим и вас».
В свою очередь, председатель профильной депутатской комиссии Александр Иваницкий считает, что городу следует обратиться в Генеральную прокуратуру с жалобой на бездействие природоохранной прокуратуры. По его словам, проверяющие органы не могут в рамках действующего закона даже полноценно осуществлять мониторинг работы предприятий, несущих потенциальную угрозу для экологии города.
Уж лучше бы запах ландышей и травы... Во время своих выступлений представители ОМТП и «Синтез-ойл» сообщили, что работают в тесном контакте с контролирующими органами. В их деятельности нарушений природоохранного законодательства нет. Представители «Эксимнефтепродукта» рассказали, что компания работы по капремонту основных резервуаров и котлов. Также предприятие переведено на 3-дневный режим работы — сокращена перевалка. Часть резервуаров простаивает. «Эксимнефтепродукт» готов участвовать в программе мониторинга выбросов. Но нужно знать, какие необходимы датчики и по каким параметрам они будут работать. Сейчас разрабатывается
проект системы. Когда будет определено, какие датчики нужны, проведут мониторинг цен. К осени (август-сентябрь) часть работ будет завершена.
Александр Рыбка также высказал мнение, что выбросы с нефтеперевалочных предприятий — не опасны. «От запаха ландыша, если вдохнуть его полной грудью, тоже упадешь замертво. Давайте проведем мониторинг профзаболеваний на наших предприятиях. Что, кто-то заболел?», — предложил он.
«Не надо спекулировать, — парировал Алексей Костусев. — В центре европейских столиц есть нефтеперерабатывающие предприятия — и ничем не пахнет, кроме травы, которая там растет».
После длительного и безрезультатного обсуждения вопроса с руководителями предприятий, на трибуну поднялся народный депутат Украины Сергей Гриневецкий. По его словам, нормативная база в нашей страны полностью отработана для того, чтобы в ее свете иметь возможность соблюдать все условия для охраны окружающей природной среды. Народный депутат так же подчеркнул, что в нашем городе, как нигде, представлены научные учреждения, которые призваны заниматься вопросами экологии.
«Давайте мыслить глубже: как каждое из городских предприятий, которые мы рассматриваем в контексте экологических проблем, участвуют в развитии городской инфраструктуры? Ведь у нас сегодня вопросы ставятся только в общем, а профильное управление занимается лишь бюрократией», — обратился к депутатам Сергей Гриневецкий.
По его мнению, без центральных органов власти горбюджет это не сможет решить. Разделяет эту точку зрения и прокурор города Геннадий Фуртат. Он заявил, что из часового обсуждения он так и не понял, какие предприятия загрязняют воздух в городе, чем дышат одесситы и что необходимо делать. Присоединился к дискуссии и начальник управления здравоохранения Игорь Шпак, который заметил, что испарения углеводородов вызывают у жителей города раковые заболевания.
Юристы горсовета сообщили, что исполком имеет полномочия принять решение о закрытии неподконтрольных предприятий. Депутат Александр Ильченко предложил подать в суд на «Одеснефтепродукт», как в свое время город подал иск к «Одессаоблэнерго». По его мнению, это простимулирует предприятие выполнять свои обязанности и послужит сигналом для других предприятий.
В конце обсуждения этого вопроса мэр сказал, что пусть проблема и не будет решена, тем не менее, город будет видеть, что чиновники обеспокоены и стараются решить вопрос.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |