![]() |
|
![]() |
![]() |
Питер Гринуэй, один из наиболее ярких и колоритных деятелей мирового масштаба в области кино, стал почетным гостем Третьего Одесского международного кинофестиваля. Знаменитый британский режиссер, художник, писатель, либреттист, интеллектуал и мыслитель, за которым давно закрепилась скандальная слава, известен кинозрителям своими лентами «Контракт рисовальщика», «Повар, Вор, его Жена и ее Любовник», «Дитя Макона», «Книги Просперо», «Ночной дозор» и др.
Непредсказуемый, парадоксальный, невероятно умный, талантливый и многогранный человек, которого за глаза называют «великий и ужасный», не просто прошелся по красной дорожке, украсив фестиваль своим присутствием. Гринуэй, носящий звание Командора Ордена Британской империи, в Одессе был открыт к общению с журналистами и новичками в кино, давал интервью, участвовал в пресс-конференции и провел мастер-класс для студентов летней киношколы.
Он любит шокировать — и фильмами, и книгами, и высказываниями. Назвав импровизированный зал, специально возведенный рядом с фестивальным домом для проведения пресс-конференций, «потным шатром», он вскоре ошарашил всех собравшихся представителей СМИ следующим заявлением:
— Журналистика, на мой взгляд, это низшая форма жизни. Возможно, вы выбрали ее от отчаяния, что не можете делать ничего другого?! Все журналисты страдают от профессионального заболевания — желания разложить все по полочкам. Перестаньте так думать и делать. Это мешает вам жить и работать.
Так же неожиданно было услышать от успешного кинематографиста на фестивале, который только набирал обороты, новость, что кинематограф мертв. И эта новость, уверен режиссер, просто отличная. Да и не новость это вовсе, кино умерло, уверяет знаменитый британец, без малого полвека назад. Гринуэй даже назвал точную дату этого «прискорбного» события — 30 сентября 1963 года, день, когда было изобретено дистанционное управление телевизором, телевизионный пульт.
Именно ленивое лежание или сидение во время просмотра фильма погубило кино. Вся беда, по мнению кинорежиссера, в том, что кино — очень пассивное занятие:
— В кинотеатре вы сидите в темноте и смотрите в одну точку, которая представляет собой прямоугольный экран. Но человек — не ночное животное. Еще Жан-Люк Годар негодовал: зачем вы это делаете, когда три четверти всего окружающего мира находится у вас за спиной?! А вы в течение почти двух часов сидите, не шевелитесь, не меняете позицию, не встаете, не ходите. Это антифизиологично, но люди делают это уже сто семнадцать лет, если вести отсчет с тысяча восемьсот девяносто пятого года, когда братья Люмьер сделали свое изобретение. Почему же мы заключаем себя в ужасные тесные рамки, когда есть столько других замечательных возможностей познавать мир?!
Человечество, глубоко убежден Гринуэй, в силу каких-то особых психофизических качеств всегда стремилось к удовлетворению своих аудиовизуальных потребностей. И в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средневековой Европе устраивались зрелища с действием, словами, музыкой, благовониями. В шестнадцатом веке появилась опера, удовлетворявшая те же потребности и тихо скончавшаяся, по мнению кинорежиссера, в начале Первой мировой войны. Тогда-то ей на смену пришел кинематограф.
— Кино — манипулятивное искусство, созданное как дешевое развлечение для пролетариата в целях пропаганды, — считает П. Гринуэй. — Вам это должно быть особенно известно. Возьмите Вертова, Пудовкина, Довженко, Эйзенштейна. Все это голая пропаганда, конечно, поданная под видом искусства. Или возьмите американское кино: хэппи-энды, трижды ура в сторону капитализма, обещание пирога, который на небе ждет нас, когда мы умрем. И, конечно, религия. Это тоже голая пропаганда, обещание пирога в небе после смерти.
Вот так, подвел неутешительный итог Питер Гринуэй, кинематограф прожил свой долгий цикл и к началу двадцать первого века пришел к своему логическому концу. Самые продуктивные идеи, которые принес нам новый век, это интерактивность и мультимедиа. Кинематограф же не обладает ни тем, ни другим, он достаточно плосок и никогда не выражал трехмерного пространства нашего бытия. А мир гораздо шире и богаче. И современные, и грядущие достижения в области информационных технологий позволят нам это увидеть. Так что прощай, кинематограф!
Но не стоит проливать по нему слезы, убежден Гринуэй. Ведь то, что ожидает человечество, что идет на смену старомодному кино, куда более впечатляюще и интересно. И в скором времени такие фильмы, как «Аватар», «Звездные войны», «Титаник», покажутся обыденными и устаревшими.
Будучи убежденным атеистом, Питер Гринуэй считает, что традиционную «святую троицу» заменила новая современная «троица» — мобильный телефон, лэптоп, он же компьютер, и сapсoder, средство видеозаписи. Осталось только подождать, когда эти три «божественных начала» объединятся в одно, и наступит новая эра, в которой режиссером может стать каждый, у кого есть эти гаджеты.
В подтверждение своих слов мэтр кино даже обратился к журналистам с вопросом, есть ли в аудитории те, кто до сих пор не использует ни одно из этих современных изобретений? Комментарии излишни.
А поскольку кино очень устарело, то у вас, радостно заверил всех собравшихся Гринуэй, очень старомодный фестиваль. Правда, режиссер признался, что говорит больше о форме, о том, что присутствует в кадре, чем о содержании:
— Тот кинематограф, что знаем мы, радикально отличается от того, который создавали наши прадеды и деды. Кино прошло путь от целлулоидной пленки до цифровых технологий и электронных носителей.
Да и то, что мы принимали за настоящее кино, таковым, по мнению Гринуэя, не является, а представляет собой лишь иллюстрацию текста. Пользующиеся бешеной популярностью у зрителей фильмы «Повелитель колец», «Гарри Поттер» как были текстами, так и остались. Кинематограф, который мы знаем, визуально неграмотен и рассказывает нам сказки, истории. Но кино — не повествовательное искусство.
— Еще великий Рембрандт говорил: если у тебя есть глаза, это еще не значит, что ты можешь видеть. Зрители не знают законов визуального восприятия. Пора отказаться от текста. И тогда возможности, которые перед нами откроются, будут действительно безграничны.
Мир вокруг нас полон таких богатств, задача любого художника — изучать, воспевать и ценить все это многоцветие и богатство и пользоваться для этого всеми способами, которые нам доступны или будут доступны. Говоря словами Умберто Эко, известнейшего итальянского ученого, философа и писателя, пришла пора повелителям текста уступить место повелителям видеоизображения, которое было бы устремлено в будущее, а не возвращалось в прошлое.
Закончил тему смерти кино британский кинорежиссер неожиданно, сказав: умерло не кино, умер экран. И предложил журналистам перестать дискутировать, а постараться глубже разобраться в тех огромных возможностях, которые нам предоставляют новые технологии не только в техническом, но и в социально-философском смысле. Ведь новые горизонты открывают новые пути мышления. И в этот процесс каждый может внести свою лепту, а вместе мы можем сделать гигантский шаг, отойдя от старых привычных стереотипов.
Был ли правдив и откровенен мэтр кино с аудиторией или дразнил ее и лукавил в своих парадоксальных заявлениях? Каждый волен судить сам. Но Питер Гринуэй все же признался, что общество организовано таким образом, что вынуждает нас иногда говорить неправду:
— Я начинал когда-то как документалист, что сродни журналистике. И очень скоро понял, что в документалистике гораздо больше фикции, чем правды. А я не вижу разницы между выдуманной документалистикой и правдивым художественным фильмом. Поэтому я предпочел говорить ложь, чтобы сказать правду. Это гораздо более действенно и доступно. Но мне чужды лицемерие, попытки навязать другим свое мнение. Известный ученый Френсис Бэкон, когда его спросили, как вы думаете, сейчас в мире больше зла, чем было раньше, ответил: нет, просто о нем лучше рассказывают.
И в самом деле, не дожидаясь, пока на смену привычному кино придет нечто новое, выдающийся режиссер продолжает снимать свои фильмы.
«Эйзенштейн в Гуанахуато» — так будет называться его следующая лента о советском кинорежиссере Сергее Эйзенштейне, которого Гринуэй считает самым выдающимся режиссером за всю историю кинематографа. В конце двадцатых годов двадцатого века Эйзенштейн совершил поездку в Мексику для работы над фильмом «Да здравствует Мексика!», где ему пришлось столкнуться с некоторыми событиями, которые, как считает режиссер, в корне перевернули его мировоззрение.
Весь фильм будет снят в небольшом мексиканском городке Гуанахуато. Необходимые средства на фильм уже собраны. Съемки начнутся осенью этого года. Но режиссер пока в поиске актера, который сыграет Эйзенштейна в возрасте тридцати трех лет:
— Хотя я считаю, что кинематограф умер, мне хотелось бы вернуться к его истокам и снять фильм о таком замечательном человеке. Эйзенштейн обладал особой физиономистикой, и найти актера, который бы был полностью похож, очень нелегко. К тому же мы сильно осложнили себе задачу: наряду с изображаемым на экране Эйзенштейном, мы хотим использовать в фильме документальные кадры из киноархива. Совместить эти два образа будет непростой задачей.
Параллельно с этим Питер Гринуэй начал работу над фильмом по роману Томаса Манна «Смерть в Венеции». Картина будет называться «Пища для любви». Съемки первой части фильма пройдут, понятное дело, в Венеции. Начало съемок — в июне 2013 года. Вторую часть Гринуэй планирует снимать в одном из российских городов, возможно, в Петербурге.
Там же, в российской северной столице, сейчас готовится к постановке пьеса Гринуэя «Дети Урана».
Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.
Послесловие к фестивалю.
Напомню, какие фильмы были удостоены наград Третьего Одесского международного кинофестиваля.
Международным жюри во главе с кинокритиком Андреем Плаховым были определены победители. Приз за лучшую режиссуру получили Бенуа Делепин и Гюстав де Керверн, режиссеры фильма «Революция» (Франция, 2012). За лучшую актерскую работу награды удостоен актерский ансамбль фильма «Кукольный дом» (Ирландия, 2012). Лучшим фильмом стала картина «В тумане» Сергея Лозницы (Германия, Россия, Латвия, Нидерланды, Беларусь, 2012).
Также специального упоминания международного жюри были удостоены фильм режиссера Валентина Васяновича «Обычное дело» (Украина, 2012) и фильм режиссера Раду Юде «Все в нашей семье» (Румыния, Нидерланды, 2012).
А по итогам зрительского голосования Гран-при и денежное вознаграждение в размере пятнадцати тысяч долларов получил британский режиссер Руфус Норрис за фильм «Сломленные».
Лучшим фильмом украинского национального конкурса была признана картина «Чемпионы из подворотни» режиссера Ахтема Сейтаблаева. Кроме того, жюри украинской конкурсной программы вручило три специальных диплома. Были отмечены украинская полнометражная лента «Гамер» Олега Сенцова и короткометражные фильмы «День независимости» Антонины Ноябревой и «Красивая женщина» Алены Алымовой.
Награду «Дон Кихот» от Международной федерации киноклубов в этом году получил украинский фильм «Обычное дело» режиссера Валентина Васяновича.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |