![]() |
|
![]() |
![]() |
На днях в центральной части города была временно прекращена подача электроэнергии. По информации, просочившейся во многие СМИ, всему виной была авария на ТЭЦ.
Поскольку предприятие уже несколько лет формально находится в состоянии банкротства и работает на оборудовании послевоенного выпуска, в это легко было поверить. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Об этом и о многом другом наша беседа с председателем правления публичного акционерного общества «Одеська ТЭЦ» Максимом Головко:
– Максим Юрьевич, что же все-таки произошло 24 июля, когда в центральной части города была прекращена подача электроэнергии?
– Произошло возгорание силовых кабелей, расположенных в непосредственной близости от нашей производственной территории. Поэтому многие СМИ поспешили распространить информацию о том, что это, мол, наша вина. Однако по акту о распределении собственности эти кабели находятся на балансе ОАО «Одессаоблэнерго». И устраняли последствия этой аварии работники ближайшего РЭСа.
Причем за последние полтора года подобная авария происходит уже третий раз. Хуже всего то, что в этот раз возгорание кабелей произошло прямо под газовой трубой. Если бы эта труба взорвалась, последствия были бы просто катастрофическими.
Разумеется, с технологической точки зрения никак не стоило прокладывать кабели в таком месте. И теперь ремонтная бригада могла бы их немного перенести или, по крайней мере, уложить в бетонную коробку. Но этого сделано не было.
– Довольно странно, что подобная авария произошла летом. Раньше пики энергопотребления всегда приходились на холодное время года…
– Эти времена уже позади. Теперь, когда кондиционер перестал быть роскошью, основная нагрузка на энергосистему бывает, наоборот, летом.
В целом, по наблюдениям энергетиков, рост потребности в электроэнергии составляет от пяти до девяти процентов в год, помимо того, что в обиход входят новые электроприборы, строятся новые здания. Но сила тока, которую выдерживают городские электросети, весьма ограничена. Поэтому параллельно с ростом нагрузки должна проводиться реконструкция электросетей.
– Как Одесская ТЭЦ закончила последний отопительный сезон и каково ее финансовое положение на сегодняшний день?
– В последнем отопительном сезоне уровень проплат ТГО, нашего единственного покупателя тепловой энергии, был несколько выше, чем в предыдущие годы. Однако в течение каждого сезона это предприятие нам что-то недоплачивает, поэтому наша общая дебиторская задолженность растет как снежный ком. На сегодняшний день долг ТГО нашему предприятию составляет примерно двести миллионов гривень. Чуть меньшую сумму должны, в свою очередь, и мы – акционерной компании «Нафтогаз Украины».
Мы также прекрасно понимаем, что предприятие «Теплоснабжение города Одессы» имеет свои проблемы, долги и нужды. Поэтому стараемся в отношениях с ним, как говорится, не перегибать палку. Иначе это усугубит финансовое положение наших обоих предприятий.
– На какой стадии находится вопрос предполагаемой передачи теплофикационных сетей с баланса ТГО на баланс ТЭЦ?
– Для того чтобы такая передача состоялась, одного лишь разрешения сессии городского совета недостаточно. Надо, чтобы дала разрешение еще и компания «Нафтогаз Украины», которая владеет всеми нашими активами.
В ближайшее время мы планируем заключить с ТГО договор на транспортировку нашей тепловой энергии потребителям, что, в свою очередь, позволит нам заключить с ними прямые договора. Тогда ТЭЦ сможет работать в новом, более обособленном, режиме, и наш производственный цикл будет почти замкнут. Практика показывает, что услуга теплоснабжения может быть качественной лишь в этом случае.
Когда я работал в другом городе на аналогичном предприятии, нам принадлежали не только магистральные сети, но и домовые системы. И в этом случае нельзя было на кого-то переложить ответственность за плохое качество отопления.
В нашем же случае мы подаем в сети 5,700 тонны теплофикационной воды в час, и еще так называемой «подпитки» 220 тонн в час потому что примерно двести кубометров по дороге теряются в виде различных утечек.
В этом, кстати, одна из причин, почему компания «Нафтогаз Украины» не дает согласия на передачу сетей с баланса на баланс.
– Однако, если с ТГО будет заключен договор на транспортировку теплоносителя, ее придется оплачивать. Не приведет ли это к повышению тарифов на отопление?
– Я не могу сказать, какие цены поставит на свои услуги ТГО. Однако все подобные расчеты и тарифы проверяются и утверждаются Национальной комиссией регулирования энергетики и Национальной комиссией регулирования жилищно-коммунальных услуг.
– Многие СМИ уже распространили информацию о том, что ТЭЦ планируется передать в концессию…
– Все это, как говорится, вилами по воде писано. В нашей стране пока нет даже законодательного механизма для того, чтобы передать государственное предприятие концессионерам. Чтобы это стало возможным, надо сначала принять ряд нормативных актов.
– Тем не менее, как вы относитесь к такой перспективе?
– В целом, положительно. Ведь передача в концессию – это один из методов модернизировать финансово истощенное предприятие и вдохнуть в него новую жизнь. Дело в том, что дальнейшая эксплуатация газового оборудования, при постоянном росте цен на этот вид топлива, просто неперспективна. Поэтому уже давно обсуждается вопрос о переводе предприятий топливно-энергетического комплекса на уголь, которого в стране много. Однако речь идет не о прямом сжигании угля. Перед подачей в топку он должен пройти определенную технологическую подготовку. Это, во-первых, – приготовление водоугольной смеси, когда уголь растирается в пыль и смешивается в определенных пропорциях с водой, а, во-вторых, – это так называемая «газация угля», когда из него методами возгонки получают синтетический газ, аналогичный природному. Обе эти технологии вполне безопасны с экологической точки зрения и обеспечивают весьма высокий КПД при сжигании топлива.
Однако для внедрения любой из них нужны огромные денежные средства. Поэтому без привлечения инвестиций не обойтись.
– Как на ТЭЦ идет подготовка к предстоящему отопительному сезону?
– У нас есть согласованный с Министерством энергетики график ремонтных работ, которого мы четко придерживаемся. В настоящее время идет ремонтная кампания как основного, так и вспомогательного технологического оборудования.
– Бытует мнение, что теплоцентраль из-за амортизации своего оборудования уже давно не может нагрузить свои агрегаты на полную проектную мощность…
– Эта мощность уже давно не нужна. Ведь ТЭЦ всегда строили в тех местах, где есть предприятия, использующие в своем производстве технологический пар. В нашем случае, поскольку сахарные заводы уже давно стоят, необходимость производства такого пара тоже давно отпала.
– Значит, мощности ТЭЦ вполне достаточно, чтобы создать экваториальный климат в каждом доме?
– Достаточно, но мы бы никогда на это не пошли. Если мы подадим в сеть теплоноситель слишком высокой температуры, то весь он будет слит не дальше улицы Балковской. О плачевном состоянии одесских теплофикационных сетей уже говорилось достаточно много, и нет смысла говорить еще. К сожалению, устроить в каждом доме экваториальный микроклимат не получится, но вовсе не по нашей вине.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |