![]() |
|
![]() |
![]() |
Недавно прочитал в газете «Час пик» (№31(586) от 29 июля 2012 г.) небольшую заметку «Оборонка» вышла из кризиса, и начала наращивать производство?». Автор цитирует заявление Секретаря Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины Андрея Клюева по поводу первых итогов работы Госконцерна «Укроборонпром» и формирования государственного оборонного заказа на будущий год.
Сразу хочу отметить, что позитивные сдвиги, наметившиеся в деятельности нашей «оборонки» — прямая реализация политической воли руководителей государства. А такая воля не рождается сама по себе. Она — тоже прямой итог той деятельности, которую осуществляет Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны и, в частности, деятельности заместителя председателя этого Комитета, нашего земляка, народного депутата Сергея Гриневецкого, который стал инициатором целого ряда законопроектов, касающихся жизни и деятельности нашей военной организации, проведения парламентских слушаний на эту тему и обращения к Президенту с депутатским запросом «По поводу управления оборонно-промышленным комплексом», направленного Виктору Януковичу еще в сентябре 2011 года.
Разумеется, приятно осознавать, что, после стольких лет пренебрежительного отношения к собственным Вооруженным Силам, государство, наконец-то, обратило внимание на то, что по своему вооружению, ввиду его дряхлости и несоответствия современным требованиям, наша армия может оказать эффективное сопротивление вторжению на территорию страны, разве что, какому-нибудь африканскому или амазонскому племени.
Перечисление образцов новой и модернизированной боевой техники, которые, по заявлению Андрея Клюева, должны скоро поступить в войска, впечатляет. И хорошо, что наша «оборонка» оживает. Вот только… Может, не стоило ее так гробить?
И вот тут мне вспомнилось содержание недавней встречи двух Президентов (Украины и России), которая достаточно долго находилась в центре внимания СМИ. Не касаясь других проблем, поднятых в ходе переговоров, хочу остановиться на достаточно узкой, но важной для обоих государств, теме военно-технического сотрудничества.
Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи подчеркнул: «Россия является традиционным рынком сбыта для продукции военного назначения очень многих украинских предприятий, так же как и некоторые наши отрасли зависят от украинских партнеров. Но в военно-технической сфере, в этой области мы должны будем поговорить о наших планах очень подробно, имея в виду, что от этого зависит не только состояние наших Вооруженных Сил, но и состояние высокотехнологичных отраслей экономики, таких как авиация, космос, судостроение».
В связи с этим, следует напомнить, что на территории независимой Украины оказалась значительная часть предприятий ВПК СССР. По некоторым данным, их было более 3500 со штатом около 3 миллионов (!) человек. В чисто военном производстве было задействовано порядка 700 предприятий, в том числе 205 производственных объединений (ПО) и 139 научно-производственных объединений, в которых было занято 1,45 миллиона человек. Разумеется, хаос 1990 – х годов коснулся этой отрасли в числе первых. Но и сегодня, по данным Кабмина, в стране остается до 140 различных «базовых» предприятий ВПК. Как видим, у ВПК Украины достаточно мощный потенциал, который, очевидно, и имел в виду российский Президент, говоря о перспективах военно-технического сотрудничества двух наших стран.
Мы обречены на сотрудничество
Один из мощнейших в мире, военно-промышленный комплекс СССР создавался десятилетиями и отличался очень узкой специализацией и очень широкой кооперацией. Каждый специалист с техническим образованием знает, что только при крупносерийном или массовом производстве можно обеспечить низкую себестоимость продукции. Однако, это было в советском прошлом. К последнему времени все наши оборонные связи «скукоживались» как шагреневая кожа.
Немалую роль в этом сыграли натовские устремления «оранжевых». Но, справедливости ради, следует отметить, что, и со своей стороны, с целью обеспечения национальной безопасности, первый президент Российской Федерации Б. Ельцин издал еще в 1992 году секретный указ, по которому все новые виды вооружений и военной техники должны были разрабатываться и изготавливаться исключительно в России.
Все это не могло не сказаться на состоянии военно-технического сотрудничества двух, когда-то братских, республик. К примеру, если раньше компания «Сухой» закупала в Украине для поставляемых на экспорт своих истребителей более тридцати видов комплектующих, сейчас эти закупки уменьшились до пяти-шести видов. Сворачивались связи и по другим оборонным проектам.
Взять, к примеру, танк Т-84У «Оплот», который был принят на вооружение ВСУ и изготовлен в количестве 10 единиц ПО «Завод им. Малышева» (не отвлекаясь в глубину проблемы, скажу лишь, что весь десяток боевых машин украинская армия позже вынуждена была вернуть производителю, ввиду невозможности оплатить заказ!).
Так вот, основное вооружение танка — 125 – мм гладкоствольная пушка КБА-3 (копия советской 2А46М1) — почти чисто украинская, с рядом изменений. Изменений, во многом, вынужденных. Организация производства на Украине собственных танковых орудий в период ухудшения отношений с Россией была сопряжена с немалыми трудностями, связанными, в основном, с отсутствием современного оборудования для производства качественных стволов. Из-за разрыва связей с российскими поставщиками на Украине разработали и новый 125 – мм ТУР «Комбат».
Создается впечатление, что кто-то извне, буквально, «с кровью» стимулирует разрыв налаженных десятилетиями оборонно-промышленных связей между Россией и Украиной.
И все же, конструкторы КБ «Южное» (Днепропетровск) продолжают авторский контроль над стратегическими ракетами Р-36УТТХ «Воевода» (SS-18 Satanа), а Запорожский завод «Мотор-Сич» продолжает поставлять для вертолетных заводов РФ двигатели для винтокрылых машин. Факт, что комплектующим, которые производят украинские заводы, например, для российских ракет, адекватной замены пока никто не нашел. Не секрет, что тот же «Мотор-Сич», до последнего времени, поставлял все двигатели для крылатых ракет Х-35, Х-55 и Х-59, которыми оснащаются российские подводные лодки и стратегические бомбардировщики.
Кроме того, Украина сохранила хорошую базу производства военно-транспортных самолетов. Ключевые авиастроители, концерн «Антонов» и Харьковский авиазавод (ХГАПП) технически готовы выпускать и обслуживать такие по-прежнему уникальные на мировом рынке тяжелые грузовые машины, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Среди последних разработок — военно-транспортный Ан-70 и многоцелевой Ан-140. А Минобороны РФ включило десять Ан-140 в госпрограмму вооружений, и в следующем году машины должны пополнить авиапарк ВВС РФ в качестве штабных самолетов.
Кстати, и совместно с Казахстаном создается СП по изготовлению этой модели. Основные узлы будет поставлять ХГАПП, а двигатели — «Мотор-Сич». Недавно же агентство «Интерфакс-Украина», со ссылкой на высокопоставленный военный источник, сообщило, что украинские и российские тяжелые транспортные Ан-124 – 100 выиграли новый, объявленный в марте тендер НАТО по программе SALIS. Тендерный комитет отдал предпочтение совместному предложению «Авиалиний Антонова» и Российской «Волга-Днепр». Начата отработка и подготовка нового двухлетнего контракта. Сам контракт планируется подписать до конца года.
Продолжая тему авиации, стоит напомнить, что в августе 2009 года Киев и Москва договорились о сотрудничестве в обеспечении создания совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27. И проект Ан-70 был включен в госпрограмму вооружений-2020.
Гособоронзаказ российской стороны на Ан-70 составляет 60 машин. В связи с чем премьер-министр России Дмитрий Медведев 9 июня принял решение о строительстве завода по производству Ан-70 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) и поручил подготовить предложения Украине по кооперации в программе к заседанию Межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству межгосударственной украинско-российской комиссии.
По своим характеристикам, считают специалисты, Ан-70 превосходит все существующие сегодня аналоги, включая европейский А400М. По сравнению с ним у Ан-70 вдвое ниже стоимость производства и эксплуатации. Максимальная грузоподъемность Ан-70 — 47 тонн, заявленная А400M — 37 т, объем грузовой кабины Ан-70 — 425 куб. м, A400M — 340 куб. м.
У европейских стран была когда-то «идея» закупать российско-украинский Ан-70, они даже получили возможность испытать прототип этого самолета. Но потом под «почему-то» отказались от этого проекта, приступив к созданию А400М.
Настоящая причина того, что европейцы «передумали» заключалась в том, что они, получив доступ к документации на Ан-70 (чего добивались в Европе, дурача нас своей «готовностью» покупать самолеты), решили, что «схватили бога за бороду» и краденые идеи воплотились в А400М (как утверждают специалисты, он «удивительно похож» на Ан-70). Но, видимо, мозгов «не хватило» и европейская копия Антонова до оригинала дотянуть не смогла.
Примеров, подобных этому, можно приводить множество. Но, давайте, перейдем к перспективам.
Мы не должны быть конкурентами — у нас одно общее дело
Действительно, за последнее время руководство Украины предприняло конкретные шаги в сфере возрождения отечественного ВПК. В прошлом году создан «Укроборонпром», куда вошли почти все предприятия по разработке, производству, обслуживанию и экспорту военной и специальной техники и боеприпасов. Нынешний гендиректор «Укроборонпрома» Дмитрий Перегудов недавно заявил, что портфель военных заказов страны на ближайшие 4 – 5 лет превышает $5 млрд. При этом за первый же год своего существования товары и услуги военного и специального назначения поставлялись в 62 зарубежные страны. В структуре поставок первое место занимает авиатехника (43,1 процента), второе — техника сухопутных войск (36,4), третье — средства ПВО (10), включая услуги по ремонту и модернизации.
Все это не может не вызвать интерес у россиян, которые начали беспрецедентное перевооружение своей армии на новейшие образцы военной техники.
К сожалению, в ряде случаев украинский и российский ВПК на внешней «оружейной арене» выступают конкурентами. А, ведь, могло быть иначе. Так, наиболее тесные кооперационные связи продолжают действовать в машиностроительном комплексе, который составляет основу кооперации ВПК наших стран. Украинский ВПК сотрудничает с 33 российскими предприятиями по 3200 номенклатурным позициям. 80 процентов предприятий Украины не имеют законченного цикла, при этом 85 процентов украинского ВВП составляют базовые отрасли — такие как машиностроение, ВПК, топливно-сырьевой блок.
Эта статистика с очевидностью демонстрирует тот факт, что экономическое сотрудничество и кооперационные связи с Россией имеют принципиальное значение для обеспечения национальной безопасности Украины, важнейшей составной частью которой является экономическая безопасность.
И, тут я не могу не вспомнить прошлогоднюю 10 международную оборонную выставку «АЙДЕКС-2011», которая проводится раз в два года в Абу-Даби. Помимо Украины, из стран СНГ на салоне АЙДЕКС-2011 свою военную продукцию демонстрировали, конечно же, Россия и Беларусь. Так вот, там разгорелась конкурентная борьба между бронированными машинами: танком «Оплот» (украинской версией Т-80) и российским танком Т-90С. Кроме того, в отличие от многих других стран, «Укрспецэкспорт» нашел возможность привезти в Абу-Даби, кроме «Оплота», три образца бронетехники. Это — очень интересный БТР-4, глубоко модернизированная БМП-2, модернизированный танк Т-72.
Были интересные предложения Украины, России и Белоруссии и по другим образцам вооружения. Оценивая образцы вооружения, представленные на АЙДЕКС-2011 нашими постсоветскими государствами, невольно сожалеешь, что сейчас на международной выставке они выступают как конкуренты. И, если все же удастся добиться большей интеграции бывших братских республик (и не только в сфере производства вооружений) то ясно, что соревноваться с общим научным и производственным потенциалом наших стран будет затруднительно даже нынешним мировым лидерам.
Уместно будет напомнить, что еще в 2009 году будущий Президент Украины (а тогда руководитель фракции ПР в Верховной Раде) Виктор Янукович во время посещения Житомирского ремонтно-механического завода, говоря о возрождении украинской «оборонки», заявил: «Сами, без тесной кооперации в этом вопросе с Россией, мы ничего не сможем сделать. Тот пример, который показывает Россия в модернизации своих Вооруженных Сил, для Украины пока нереален. Мы считаем, что сотрудничество с ВПК России будет одним из стратегических направлений Украины, начиная со следующего года».
Таким образом, совершенно очевидно, что исторически сложившейся кооперации между двумя странами (Россией и Украиной) в области военно-технического сотрудничества в обозримой перспективе альтернативы нет. И, без сомнения, встреча двух Президентов в Крыму послужит серьезным шагом в деле сближения интересов наших государств в этом направлении.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |