ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Поселок Сахарный: как живешь городская «глубинка»?
05.08.2012 / Газета: Час пик / № 32(587) / Тираж: 5000

На территории Малиновского района расположены пять отдельных поселков индивидуальной застройки, которые имеют как схожие, так и настолько же разные проблемы. О трудностях дня насущного, с которыми сталкиваются Ленпоселок и поселок Дзержинского, мы рассказывали в №25(580) 17 июня 2012 года по материалам беседы с председателями местных органов самоорганизации населения.

Сегодня мы заглянули в другую не менее проблематичную глубинку города — это поселок Сахарный. Здесь обитает более 10 тысяч человек, и порой создается впечатление, что здесь протекает какая-то «своя», отдельная, ни на что не похожая жизнь. Ни на что не похожая в том смысле, что она действительно не похожа на обычную жизнь горожан обычного города-миллионника — слишком много контрастов.

Почему реклама не предлагает жителям новостроя «подышать свежей пылью»?

Мое знакомство с поселком началось с остановки на углу улиц Пестеля и Михаила Грушевского, откуда я направился на Промышленную, где сразу понял: она соответствует своему наименованию — дышать полной грудью не только тяжело, но и небезопасно.

Когда-то эта улица должна была стать одной из главных магистралей данной части города. Именно через нее планировалось провести троллейбусную линию в центр.

Как обычно, что-то где-то «не срослось», и о планах забыли. Как, впрочем, и о дороге, сегодня представляющей собой не столько дорогу, сколько этакий трек для тестирования машин на выносливость в условиях бездорожья.

Мое недоумение при виде этой «трассы» местные обитатели оценили по достоинству, заметив при этом, что мне еще повезло: «На третий день после дождя, когда дорога считается еще относительно мокрой, тут хоть дышать можно, и пыль глаза не застилает». Позже я в этом убедился. В обычный погожий летний день эта улица меняет свой яркий живой цвет на мертвенно-серый. Полувековая промышленная пыль, вздымаясь из-под колес большегрузного транспорта, оседает толстым слоем везде — на листьях деревьев, крышах домов, во дворах, на одежде прохожих.

Но и дожди, как выяснилось, не спасение. Весной и осенью, когда дожди идут чаще, они заполняют ямы зловонными стоками, грязью, а грузовые машины расплескивают эту «смесь» по обочинам. Чтобы добраться до «цивилизации», выходя из дома, жители надевают на ноги целлофановые кульки и обходят целые кварталы через третьи переулки, чтобы не «утонуть» в болоте. Зимой, в сухую погоду, пыль так же, как и летом покрывает все вокруг, а с выпадением снега, дорога превращается в грязное болото.

— Конечно, хочется, чтобы эту дорогу, наконец, отремонтировали, — говорит Ирина, жительница дома по ул. Промышленной, прожившая здесь уже более 35 лет. — Убедитесь сами: две машины проехали, и пыль столбом. А это только легковые! Форточки не открыть, а ведь в такую жару! Мне, кстати, приходится ближе к ночи стирать, чтобы успеть высушить белье, пока транспорт не ездит. Да если бы только это! Вот дети у меня за учебный год посещают школу всего два-три месяца. Остальное время — лечимся. В основном, простудные заболевания из-за этой, вот, микроатмосферы, из-за того, что в непогоду никакая обувь не спасает от грязи и промокших носков...

Из-за отсутствия системы ливневой канализации во время дождей грязевые потоки стекаются во дворы. Как «дополнительный итог» — грибок, нарастающий на стенах частных домов и построек до 1 метра от уровня пола. И такая ситуация — практически на всех улицах поселка.

Впрочем, живут здесь бывалые люди. Оттого заборы во дворах — монолитные, пороги у дверей — высокие. Но ведь не у всех. Не каждый может себе позволить такую «страховку» от воды и грязи.

Только и она не спасает от пыли.

Пыль проникает всюду, и не только портит, так сказать, пейзаж. Здесь у людей больше проблем со здоровьем, чем в других микрорайонах города. Раздражения слизистой оболочки глаз и дыхательных путей, аллергии, глазные, отоларингоинфекции, астматические заболевания — со всем этим люди часто приходят к врачам.

Чтобы хоть как-то защититься от пыли, обитатели микрорайона не делают обрезку старых деревьев, которые рвут электропровода, и признаются: «пусть лучше старые ветви защищают от пыли, а пару дней без света мы как-нибудь перебьемся».

По сути, люди этой городской «глубинки» забыты местной властью. В памяти жителей сохранилась единственная попытка помочь им в вопросе с ремонтом дороги. В прошлом году здесь посыпали дорожные ямы щебенкой, но это был не выход из положения. За считанные дни из-за интенсивного движения от щебенки не осталось и следа.

Между тем, в поселке Сахарный в последние годы идет активное строительство многоэтажек, в том числе и на ул. Промышленной. Реклама, правда, не предлагает жителям новостроя «подышать свежей пылью», а зря. Надо, чтобы потенциальные покупатели знали, во что они будут вкладываться, тем более что стоимость квадратных метров здесь будет подешевле. Дело в том, что строительный бум в этой части города вызван тем, что данная часть не считается «спальным районом», поэтому цена земли под строительство тут ниже, а с получением разрешений — проще.

Хотят этого строители, или нет, но в процессе возведения новых зданий машины окончательно добивают дороги, а согласно проектам, благоустройство придомовой территории производится в границах участка застройки — 1,5 – 3 метра вокруг новостроя. То есть, всего — ничего. Да и последнее требование можно рассматривать как условное, поскольку обустройство придомовой территории является обязательным только в жилых районах, а поселок Сахарный находится в промышленной зоне.

Кстати, на улице Промышленной расположено 28 предприятий, большая часть которых — транспортные. Плюс — частники, выстраивающие свою технику на углу улиц Промышленной и Химической, предлагая свои услуги населению. Не мудрено, что при такой нагрузке на одну улицу состояние ее дорожного покрытия просто исчезнет как понятие, если не проводить ремонт. А ремонт и не проводится. Причем, не годами, а даже десятилетиями. Спрашивается, почему не платит тот, кто это покрытие сам же и убивает, — прежде всего транспортники? Серьезный вопрос…

«Перспектива» решения проблемы есть только одна — отсутствие перспективы…

Об опасности обитания в этом микрорайоне говорит и другой фактор. Повторюсь, что из-за отсутствия действующей ливневой канализации, во время сильных дождей потоки грязи с улиц заполняют дворы. Практически весь частный сектор поселка живет на выгребных ямах, которые за долгие годы в процессе перенасыщения грунтов различными химическими соединениями и органикой стали негерметичными. Жители отмечают, что старые выгребные ямы «плывут», затапливают подвалы и давным-давно забиты жирами, порошками и прочим. Периодические локальные потопы осложняют ситуацию. Как результат, поселок Сахарный становится потенциальной зоной эпидемического риска.

— Откачка стоков из сливной ямы происходит у нас, как минимум, четыре раза в год, — показывает свой двор Владимир, пенсионер, живущий по ул. Радиальной. — В яму у нас идет туалет, потому что мне совесть не позволяет выпустить стоки на улицу (как это делают другие). Здесь все, кто живет по ручью (так он называет склоны оврага, куда с вышерасположенных домов стекают нечистоты и уходят в район улиц Бугаевская и Балковская), говорят о жутких запахах. Но, люди добрые, сделайте так, чтобы хотя бы туалеты на улицы не выходили! А ведь сливают в канавы все!

Выход из положения, естественно, может быть только один — строительство канализационной системы. Но есть ряд моментов, осложняющих обстановку. На ряд улиц поселка не сможет пройти специализированная техника. Во-вторых, и это самое сложное, рельеф территории не позволяет обустроить одноуровневую систему трубопроводов, что делает цену вопроса просто «космической».

Это продемонстрировали мне жители ул. Деревоотделочной, которым предложили подключиться к уже действующей канализации. Стоимость такого подключения составляет 67 тысяч гривень за 120 метров трубопровода, что не по карману рядовому обитателю частного сектора. К тому же в наилучшем случае канализационная система должна будет пройти на глубине 5 – 6 метров, и на время ее прокладки необходимо будет полностью отключить (а если быть более точным — разрушить) водоснабжение, электроэнергию и остальные коммуникации, пролегающие под дорогой на глубине около полутора метров. Потом все нужно будет заново восстанавливать, значит, платить еще и за это. Согласитесь, желающих платить дважды, и много в этом поселке не найдется ни одного, особенно если учесть, преобладание здесь пенсионеров и малообеспеченных семей — денег им взять просто негде, тем более, таких. Ну, а если все-таки отыщется один смельчак, который готов будет платить, он тысячу раз подумает, нужно ли это ему. Дело в том, что никто не дает никаких гарантий, что новая система канализация учтет все моменты существенных перепадов уровней. Подводя итог, приходим к выводу, что «перспектива» решения этой проблемы есть только одна — отсутствие перспективы.

…Не могут ждать своего часа и другие проблемы. Крик души жителей: микрорайону нужна аптека! Людям приходится преодолевать расстояние в несколько километров до ближайшей аптеки, которая расположена на Слободке. В то время как, согласно градостроительным нормам, радиус обслуживания аптеки в городах не должен превышать 500 м (для справки: доступность для сельской местности — в пределах 30 минут с использованием транспорта, но не стоит забывать, что поселок Сахарный — это часть города как с частными, так и высотными жилыми домами).

Ранее на поселке под аптеку сдавалось частное помещение, но из-за отсутствия необходимой документации она была закрыта. На протяжении последних двух лет местные энтузиасты предлагали открыть новую аптеку непосредственно в помещении СОН поселка «Сахарный». Но эта идея оказалась провальной по той причине, что данное помещение не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, предусмотренным для торговли медикаментами. Впрочем, решение уже найдено: согласно программе «Народный бюджет» в 2013 году аптека здесь появится.

Другим отдельным пунктом стоит выделение территории для строительства церкви в микрорайоне. Жители не требуют большого храмового комплекса — лишь клочок земли под небольшую церковь. В поселке уже есть свой батюшка, создана и зарегистрирована община из 12 человек. Решение вопроса за малым — получить одобрение сессии городского совета по данному вопросу. А пока вопрос там «завис», верующим, главным образом, глубоким старикам, приходится добираться до церквей на Слободку или в район Заставы.

Наверное, многие вопросы могли бы решать на этом «глубинном» местном уровне органы самоорганизации населения (СОН), но у них нет полномочий, хотя эти органы есть, и они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. По большому счету СОН работает как поселковый совет, однако в поссовете у председателя есть полномочия, а у председателя СОН их нет — здесь работают на общественных началах.

— У нас даже компьютера нет, — говорит временно исполняющая обязанности председателя СОН поселка Сахарный Елена Волкова. — Сейчас паспортист уйдет (у нее есть ноутбук), и мы останемся опять у разбитого корыта. Мы собираем пожертвования на хоть какой-то компьютер и ксерокс. Вызывает вопросы «забота» о нас со стороны Управления по вопросам взаимодействия с органами самоорганизации населения Одесского городского совета: факт расформирования штата паспортистов и закрытие ЖЭКов, в частности во всех пяти поселках Малиновского района, не находит логичного объяснения. Теперь, чтобы попасть на прием к паспортисту, необходимо добираться до ЖКС «Хмельницкий», выстаивать длинные очереди и тратить массу сил и времени. Вопрос: для чего это делается, к тому же в преддверии выборов? Каков предлог? Ответ, что сокращение паспортистов якобы повлечет за собой пополнение бюджета за счет экономии средств, выделявшихся на их содержание, ничего, кроме меха, вызвать не может. На участке паспортист работает за половину минимальной ставки, вследствие чего один паспортист, чтобы выжить, старается брать 2 – 3 участка и работает в разные дни на разных участках, чтобы выйти на заработную плату хотя бы в 1500 гривень за месяц! Сокращая штат пяти участков, и «экономя» аж 2500 гривень, это «пополнение бюджета»?

«Я уже девять лет оформляю землю!»

Есть еще одна проблема, на мой взгляд, самая болезненная. Правда, она — общая для всей страны. Это проблема оформления земли под вашим частным домом, да и приватизация дома. Дом есть, а земли — нет. Впрочем, лучше процитировать тех, кто не отчаялся, но порядком устал ждать.

— Я уже девять лет оформляю землю, — восклицает одна из жительниц ул. Промышленной. — На чем стоит мой дом, если под ним нет земли? На словах? А какие слова мне завтра скажут?! Ежедневно меня кормят «завтраками», потому что я не могу «ускорить процесс» деньгами — я пенсионерка.

Подтверждают факты затягивания процесса приватизации собственности и в СОН, хотя подчеркивают, что процесс не настолько длительный и проблематичный.

— Чтобы «с нуля» приватизировать дом, — продолжает Елена Волкова, — нужно подать необходимые документы и соответствующее заявление в исполком, где выдается ордер, разрешающий приватизацию имущества. Затем пакет документов передается в кабинет предварительного рассмотрения документации городского БТИ, после чего секретариат бюро выделяет архитектора, который выполняет требуемый проект здания. Услуги архитектора за выполнение проекта и изготовление технической документации оплачиваются согласно официально установленному тарифу. Далее пакет документов проходит подтверждение в Киеве, после чего на руки владельцу дома выдается выписка из соответствующего решения, техпаспорт и прочая документация. Правда, весь этот процесс с нуля занимает около года. Но не девять же лет! А вот оформление через БТИ земли — более сложный и затратный процесс. Поэтому земельный участок проще приватизировать через юридические фирмы-посредники, занимающиеся земельными вопросами. Они берут на себя всю волокиту, связанную с этим. Нужно также сказать, что вышеупомянутый поход по различным инстанциям требуется только в том случае, когда вы оформляете в собственность такое учреждение, как ночной клуб или ресторан. В случае оформления и приватизации частного дома подобные мероприятия не нужны.

…Поселок Сахарный оставляет гнетущее впечатление заброшенности и одновременно с этим понимание того, что в силу как объективных, так и субъективных причин до проблем такой городской «глубинки» у городской власти часто не «доходят руки».

А, может быть, и не надо, чтобы «руки доходили» именно у горсовета, в данном случае его руководства и аппарата?

Как это парадоксально ни прозвучит, но сама жизнь подсказывает: действительно, не нужно, чтобы и руководство мэрии, и аппарат вникал во все. Органы самоорганизации населения и появились у нас как форма представительства интересов каждого конкретного дома, каждой конкретной улицы. Так дайте полномочия этим органам! Дайте им и реальное право, и реальные возможности выносить проблемные вопросы непосредственно на заседания исполкома или сессии! И тогда все станет на свои места, тогда каждая улица будет представлена в горсовете не этакой сиротой, просящей милостыню, а полноправным участником общегородской жизни.

Пыль-то нужно стряхивать не только с одежды, когда мимо проезжает грузовик. Пыль надо стряхивать и с наших устаревших представлений о том, как обустраивать собственную жизнь.

Автор: Алексей Лосинец


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту