![]() |
|
![]() |
![]() |
«Ориентация на местное сырье и местные ресурсы; импортозамещение; создание производственных баз в малых городах и районных центрах; экспортная ориентация нашей экономики; высокий уровень рентабельности производства и производительности труда, заработной платы — вот то, что может обеспечить абсолютно новое качество нашей жизни».
Сергей Гриневецкий
«Я являюсь последовательным и убежденным противником закрытых партийных списков. По большому счету, они нивелировали понятие парламентаризма и привели к очень низкому качеству украинского законодательства».
Сергей Гриневецкий
«Кадровая политика последних семи лет представляется мне глубочайшей ошибкой. В ней не было конкурентности и компетентности, а действовал принцип политической целесообразности и верноподданичества — так называемый квотный принцип, который и привел к тому, что сегодня бюрократия и коррупция стали угрозами национальной безопасности».
Сергей Гриневецкий
«Я убежден, что только представительство всех регионов в высшем законодательном органе страны может сбалансировать ситуацию — и политическую, и экономическую, и все то, что делается на гуманитарном направлении. Ибо представитель от своего избирательного округа всегда будет ориентироваться, прежде всего, на позицию избирателя и защищать интересы избирателя».
Сергей Гриневецкий
Народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий в ходе пресс-конференции в агентстве «Контекст-Причерноморье», состоявшейся 2 августа, выступил с отчетом о своей деятельности в парламенте в текущем году, обрисовал общественно-политическую обстановку в стране и ответил на вопросы журналистов.
Полтора часа, в течении которых шел разговор, как всегда при встречах с Сергеем Рафаиловичем и его командой, прошли в непринужденной обстановке и доверительной атмосфере.
Новое качество жизни: что это, и как его обеспечить…
Перед началом пресс-конференции всем журналистам был роздан четырехстраничный отчет Сергея Гриневецкого о его депутатской деятельности в текущем году. Мы привели его на 3 – й странице этого номера, и, на наш взгляд, его содержание красноречивее любых эпитетов говорит само за себя.
Но на два момента мы хотели бы обратить внимание читателя. Первый — это то, что только на личных приемах в общественной приемной народного депутата по адресу г. Одесса, ул. Гаршина, 3 побывали 763 гражданина (это — уже характеристика депутата, показатель его способности воспринимать чужую боль, как свою, поэтому и идут к нему люди). Второй момент — это то, о чем в присущей ему манере — лаконично и емко — сказал сам Сергей Рафаилович в середине своего вступительного слова, обращенного к журналистам. «Прочитав мой отчет, — заметил он, — наверное, вы сможете проанализировать, на чем были сосредоточены мои депутатские обращения, мои депутатские запросы, в том числе и к Президенту нашего государства, и к Правительству. Изложу в пяти тезисах. Первый тезис — это ориентация на местное сырье, местные ресурсы. Второй — импортозамещение. Третий — создание производственных баз в малых городах и районных центрах. Четвертый — это экспортная ориентация нашей экономики. И пятый — высокий уровень рентабельности производства и производительности труда, заработной платы, то есть, всего того, что может обеспечить абсолютно новое качество нашей жизни».
Собственно, на выполнение задачи обеспечить это новое качество жизни направлена вся деятельность народного депутата Сергея Гриневецкого, в том числе и в профильном Комитете Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, где он является первым заместителем председателя этого Комитета.
На первый взгляд, казалось бы, тема национальной безопасности и обороны далека от наших повседневных забот и того, что мы понимаем под качеством жизни. Но это не так, и именно к качеству она имеет самое непосредственное отношение.
Для примера сошлюсь на июньские события, когда внимание всей страны было приковано к проведению у нас Евро-2012. Сколько было опасений и страхов, в том числе, размножаемых в СМИ, вокруг проблемы безопасности накануне Чемпионата! Все они оказались надуманными и беспочвенными, а мировое сообщество признало проведение украинской части ЧЕ образцовым и лучшим за всю историю чемпионатов. Но, наверное, очень немногие знают, что этому предшествовало, и кто принимал в этом самое непосредственное участие.
Впервые за последние 13 лет, в мае этого года, по инициативе Сергея Гриневецкого состоялись парламентские слушания по реформированию военной организации и сектора безопасности страны. А по итогам этих слушаний были приняты соответствующие рекомендации, в том числе, и для силовиков.
«Знаете, — сказал Сергей Гриневецкий, — для меня, как для человека, работающего в профильном Комитете Верховной Рады, это была своего рода квинтэссенция деятельности, потому что к этой теме было привлечено внимание и всех государственных структур, и Правительства, и Президента, и зарубежных гостей, в том числе послов иностранных государств. И были результаты по итогам слушаний. Учитывая, что обсуждалась, в том числе, и деятельность сектора безопасности (а слушания были проведены в преддверии Евро-2012), их итогом стало разумное распределение сил и средств — это был большой экзамен для наших служб. По итогам, и по общей оценке европейских наблюдателей, мы выдержали этот экзамен достойно».
Но не только это. Новое качество жизни, это еще, если хотите, и новое качество социальной защищенности. Только за последние семь месяцев Сергеем Гриневецким была подготовлена законодательная база (семь законопроектов и два уже принятых закона), которая, по словам народного депутата, представляет интерес для одесситов, особенно, если учесть, что в нашей области проживают очень много ветеранов военной службы. «Вопросы их социальной защиты, — подчеркнул Сергей Гриневецкий, — как раз и являются одними из ключевых. Это — те законы, которые у нас были приняты. Другие законопроекты, которые подготовлены к обсуждению, думаю, в сентябре-октябре будут рассмотрены Верховной Радой».
Какое государство мы строим?
В своем вступительном слове для журналистов Сергей Гриневецкий охарактеризовал важнейшие, на его взгляд, знаковые события этого года, начиная с января по июль, отметив, прежде всего парафирование Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Вторым моментом он назвал начало конституционного процесса — работы Конституционной Ассамблеи, третьим — парламентские слушания по реформированию военной организации и сектора безопасности Украины, итогом чего стало принятие СНБОУ новой редакции Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины Украины, и введение их Указом Президента страны. Знаковым, по мнению народного депутата, было и послание Президента «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2012 году». «Я считаю, — сказал Сергей Гриневецкий, — что за последние 20 лет это — один из немногих документов, дающих глубокий анализ того, что произошло на нашем постсоветском пространстве. В нем даны честные и объективные оценки ситуации, предложены пути решения проблем. То есть, в теоретическом плане, это, на мой взгляд, довольно серьезный труд, и при подготовке его важнейшую роль сыграли Институт стратегических исследований и СНБОУ уже в новом составе».
В числе важнейших событий последней сессии Сергей Гриневецкий назвал принятие Закона «Об основах государственной языковой политики» и ратификацию Соглашения о Зоне свободной торговли с СНГ.
Все это открывает широкие перспективы для страны, в том числе, и экономические, и социальные, и гуманитарные, но это требует, в свою очередь, и новых подходов в области парламентаризма и, прежде всего законотворчества. А здесь у нас по-прежнему существует серьезный сдерживающий фактор, который Сергей Гриневецкий раскрывает вполне определенно.
«Если говорить о качестве парламентской работы в целом, — ставит акцент Сергей Гриневецкий, — то сначала хочу подчеркнуть, что я являюсь последовательным и убежденным противником закрытых партийных списков. По большому счету, они нивелировали понятие парламентаризма и привели к очень низкому качеству украинского законодательства. Все дело в том, что законодательный процесс эти последние пять лет в большей степени обслуживал конъюнктурные интересы финансово-промышленных групп во власти: то ли бизнес импорта, то ли бизнес экспорта. Но самым узким местом (говорю это как человек с определенным и достаточным опытом работы и в государственных структурах, и в парламенте) является введение новых законов в действие. Как раз то, что произошло за последние пять лет — показатель отсутствия правопреемственности, как во власти, так и в законотворчестве. Ведь свидетелями чего мы являемся? Свидетелями внесения изменений в законы! Каждый закон — это закон о внесении изменений в закон, и в ходе сессии таких изменений бывает даже по три, по пять, и более раз (особенно, это касается Налогового Кодекса). Вот это — как раз и есть характерная черта последних пяти лет работы парламента — парламента, который был сформирован, по большому счету, в закрытом режиме от общества, что и породило серьезные негативные последствия.
И снова мы стали свидетелями того, как формируются списки сейчас — как в оппозиции, так и во властвующих партиях».
Ситуация, которую сейчас переживает государство, по мнению народного депутата, в известной степени критическая, «потому что по большому счету надо определить главную задачу — какое государство мы строим?».
«В который раз, — говорит Сергей Гриневецкий, — акцентирую внимание: во многом ответ на этот вопрос будет зависеть от работы Конституционной Ассамблеи: какими будут формы государственного правления и государственного устройства? Какой будет политический режим? Если давать оценку, ссылаясь на вступительное слово Президента, то я полностью разделяю то, что было им сказано: главными проблемами в модернизации государства и продвижении реформ оказались инерция и сопротивление коррумпированной бюрократии. Пожалуй, очень четко и точно сказано: «Противоречия между намерениями государственного политического руководства, интересами бюрократических групп, сформированных по региональному и корпоративно-отраслевому принципу, приобретают все более конфликтогенный характер».
Логика подсказывает, что эти противоречия нужно устранять в первую очередь, но кто их будет устранять, если для этого нужны соответствующие кадры, а, по словам Сергея Гриневецкого, «кадровая политика последних семи лет представляется мне глубочайшей ошибкой». «В этой политике, — подчеркивает он, — не было конкурентности и компетентности, а действовал принцип политической целесообразности и верноподданичества — так называемый квотный принцип, который и привел к тому, что сегодня бюрократия и коррупция стали угрозами национальной безопасности».
Пора определиться с национальными интересами
…Есть одна тема, которая пока еще не стала предметом исследования СМИ, однако уже назрела, и представляется весьма наглядной. Во всяком случае, те, кто приезжает в столицу или те, кому в последнее время довелось побывать в украинских городах, принимавших Евро-2012, не могли не заметить, как изменился облик этих городов (о Киеве говорить не будем — он меняется с каждым годом). И дело ведь не только в облике, в «фасаде», ухоженности улиц и скверов, но и в качестве обслуживания, в развитости инфраструктуры, в максимуме удобств, как для самих горожан, так и для приезжих.
Только возвращаясь домой, и, особенно, в «глубинку» начинаешь ощущать этот контраст — разительный, страшный и по-своему опасный.
Сергей Гриневецкий — первый, кто увидел эту проблему, и первый, кто заговорил о ней. «В Украине сегодня резко меняется инфраструктура, — отметил он. — Обратите внимание, появились города с инфраструктурой Евро-2012, и при этом остается консервативная периферия, где практически системы жизнеобеспечения находятся в техногенно опасной ситуации. То есть, страна, модернизируясь, распадается на определенного рода анклавы: с одной стороны — это анклавы образца «Евро», с другой стороны — анклавы бедности».
Таких контрастов цивилизованный мир не знает — и это еще одна тема, которая с неизбежностью должна появиться в повестке дня власти и общества.
Равно как и вопросы идеологии. Если сегодня спросить даже не «пересичного» украинца, а представителя науки или журналиста, какой идеологии придерживается наше государство и общество, ответа вы не получите, потому что его до сих пор нет.
«Давайте откровенно говорить, — заметил Сергей Гриневецкий, — что распад коммунистической идеологии создал определенный идеологический вакуум: с одной стороны он заполнился таким, я бы сказал, агрессивным национализмом, а с другой стороны — религиозностью, по большей части декларативной. То есть, прошлое общество повсеместного атеизма за 20 лет превратилось в религиозное. Но, религиозное, повторюсь, главным образом, декларативного характера. Я веду это к тому, что мы должны четко определить, какими все-таки будут наши национальные интересы? Те интересы, которые будут формировать национальную идею, или какие-то другие?».
О новой избирательной кампании и «возможных фальсификациях»
Отдельно Сергей Гриневецкий остановился на ситуации, которая складывается в отношении избирательной компании. Ни для кого не секрет, что в СМИ, и, особенно, в интернете разговоров по поводу всевозможных фальсификаций и будущих подтасовок на выборах больше, чем достаточно, причем авторы не утруждают себя необходимостью хоть как-то аргументировать свою позицию. Принцип «одна баба сказала» — самый расхожий (по преимуществу, в интернет-источниках, но грешат этим и профессиональные журналисты).
По мнению Сергея Гриневецкого, как правило, так рассуждают люди, которые в глаза не видели закона о выборах, и не читали его. «А я был членом рабочей группы по разработке этого закона, — подчеркивает народный депутат, — и со всей определенностью могу сказать, что Верховная Рада консолидировано проголосовала за этот закон (более 360 голосов), и практически все предложения оппозиции учла (в том числе, и по такому вопросу, как упреждение всякого рода фальсификаций)».
Сергей Гриневецкий привел конкретные примеры. Во-первых, бюллетени на выборах в Верховную Раду печатаются только на государственном предприятии «Украина». Кроме того, сейчас они печатаются под контролем Комиссии, которая создается из представителей всех фракций действующего парламента. То есть, если у нас в наличии есть 37 миллионов избирателей, то будет напечатано 37 миллионов бюллетеней плюс полпроцента (на случай отбраковки по каким-либо причинам). Сергей Гриневецкий подчеркнул, что это — только полпроцента, а не так как было раньше, когда число так называемых, «резервных» бюллетеней установить было практически невозможно. Иными словами, эти полпроцента повлиять на исход выборов никак не смогут.
Во-вторых, если раньше бюллетени печатались на государственном предприятии, а затем отправлялись в территориальные комиссии, и территориальная комиссия уже собственноручно вписывала номера участковых комиссий, то теперь номера участковых комиссий печатаются и скрепляются соответственно защищенной печатью. Таким образом, число бюллетеней на участковых комиссиях будет соответствовать числу избирателей на участках.
«Третье и, пожалуй, самое главное, — подытоживает Сергей Гриневецкий, — состоит в том, что раньше бюллетени хранились до одного года после выборов, а «до одного года» — это означало несколько недель после выборов. И потом бюллетени уничтожались. Сейчас и бюллетени, и протоколы будут храниться в Государственном архиве пять лет (до вступления в свои полномочия следующего состава Верховной Рады). При любом сигнале о нарушении, парламентом может быть создана Комиссия по проверке выборов в любом из округов, на любом из избирательных участков. Уголовная ответственность — до 8 лет лишения свободы за нарушение закона о выборах. Вот — те моменты, которые нужно знать, чтобы снять эти вопросы о «возможных фальсификациях».
В заключение Сергей Гриневецкий кратко остановился на системе выборов, напомнив, что мы вернулись к смешанной системе: 50 процентов — по «мажоритарке», 50 — по партийным спискам. При этом, подчеркнул он, партийные списки, опять же, закрыты.
«Я являюсь сторонником сугубо мажоритарной системы и вот почему, — сделал заключительный акцент народный депутат. — Являясь в какой-то степени сторонником и, скажем так, проводником сильной государственной региональной политики, я убежден, что только представительство всех регионов в высшем законодательном органе страны может сбалансировать ситуацию — и политическую, и экономическую, и все то, что делается на гуманитарном направлении. Ибо представитель от своего избирательного округа всегда будет ориентироваться, прежде всего, на позицию избирателя и защищать интересы избирателя, а не политических партий, или, точнее (если говорить совершенно откровенно), руководителей финансово-олигархических структур.
«Губернатором я был беспартийным…»
Должен заметить, что вступительное слово Сергея Гриневецкого представило такой развернутый анализ происходящего в стране, что многие из журналистов, которые пришли на пресс-конференцию, естественно, с заранее подготовленными вопросами, получили на них ответы уже в ходе выступления Сергея Рафаиловича перед ними.
Может быть, поэтому, а, может быть, еще и потому, что журналисты хорошо знают своего собеседника, последовавший затем разговор проходил в форме непринужденной беседы, когда бывают разные вопросы — и те, на которые уже дан ответ, и те, которые звучат невпопад, и неудачные, и обнаруживающие незнание предмета со стороны человека, задающего вопрос. Но это вызывало улыбку и благосклонность, как всегда бывает в обществе друзей и коллег. Поэтому здесь я коснусь только нескольких ответов Сергея Рафаиловича на вопросы журналистов — ответов, которые лично мне представляются наиболее важными для читателя.
Отвечая на вопрос, связанный с деятельностью партий, Сергей Гриневецкий еще раз подчеркнул свою неизменную приверженность мажоритарному выбору, который в сегодняшних реалиях однозначно более предпочтителен.
«Я являюсь сторонником сильной государственной региональной политики, — сказал Сергей Гриневецкий. — Более того, в свое время даже писал Программу возрождения регионов, если вы помните. Но, анализируя ситуацию, я понимал, что политический процесс в нашем государстве, к большому сожалению, строится через олигархат. Любая политическая сила, которая сегодня является участником избирательного процесса, непосредственно замыкается на какую-то финансовую олигархическую структуру. Поверьте мне, я знаю, что такое партия, был первым секретарем райкома партии, я знаю, что такое идеология, что такое пропаганда, что такое организационно-партийная работа, что такое кадровая работа, что такое ответственность партии за реализацию программ. И, если вы помните (а вы должны помнить), будучи руководителем областной государственной администрации, я был беспартийным. Хотя, вы понимаете, что меня «тянули» и в НДП, и в СДПУ(о) — во все правящие тогда партии, но я не шел. Это была моя принципиальная позиция при назначении меня руководителем области. Я обратился только с одной просьбой к президенту Леониду Кучме. Он спрашивал: «Чем я могу тебе помочь?». Я ответил: «Одна просьба: чтобы меня ни в какую партию не втягивали». Он переспрашивает: «И все?». Я отвечаю: «И все». Договорились, пожали друг другу руки… Он сдержал свое слово…
Если вы помните, когда я был губернатором, я на выборы в областной совет не по Фрунзовке или Теплодару избирался, а по городу Одессе. Для того, чтобы быть легитимным! Я понимал, что любая власть должна проходить через «сито» выборов, в том числе, и исполнительная власть. Только в этом случае — она легитимна. И тебя тогда будут поддерживать, и обратная связь есть… Я и прошел через это «сито». А в 2006 году законодатель создал иные условия. Выборы во все советы проходили уже только по закрытым партийным спискам…
Нужно самим заботиться о себе!
У журналистов было много вопросов, связанных с проблемами развития Украинского Придунавья, судьбой лиманов, будущим Одесского порта. Вопросы звучали разные — от наивных (вроде того, «что делать с портом Джурджулешты», который на глазах развивается) до более предметных. В отношении молдавского порта, Сергей Рафаилович с улыбкой заметил, что «ничего не нужно с ним делать». Это нам нужно самим заботиться о себе — «создавать конкуренцию и проводить разумную тарифную и транзитную политику».
То же самое касается и порта Рени. «Жизнь убедила представителей власти в одном, — подчеркнул С. Гриневецкий. — Нужно строить дорогу «Одесса-Рени», нужен транспортный коридор. Это в корне изменит понятие тарифа и транзита, привлечения грузопотоков, а, значит, и развития инфраструктуры. Отсюда — совершенно по-новому будет строиться работа этих градообразующих, бюджетообразующих предприятий. Если этого не произойдет, мы останемся у «разбитого корыта».
Что касается судьбы наших лиманов, Сергей Гриневецкий напомнил: «Семь лет назад мы (вот нас четверо!) проводили пресс-конференцию и шли на выборы в местные советы. Мы тогда первые подняли вопрос о Хаджибеевском, Куяльницком, Григорьевском, Тилигульском лиманах — о системах лиманов вокруг Одессы и их критическом состоянии. На нас тогда смотрели с удивлением, дескать, «Зачем им это нужно?!». А мы понимали, зачем. Мы знаем, что представляет собой этот природный ресурс, какое это богатство, и как мы не умеем им нормально распорядиться. Почему? По одной простой причине: государство, из-за кадровой чехарды, из-за частой смены министров (в том числе и министров экологии) не успевает разобраться с данной проблемой, и теряет ресурсы».
В отношении грядущих перемен в структуре управления Одесского порта, Сергей Гриневецкий отметил, что, во-первых, это соответствует мировой практике, а, во-вторых, что самое главное, «нам сейчас нужно создавать совершенно новую инфраструктуру порта, нужно переходить на новые технологии, чтобы стало интересно привлекать грузы через наш регион». «С геополитической точки зрения, — подчеркнул С. Гриневецкий, — Бог дал нам все: и глубинные, и береговые условия, и научную базу, и кадры высококлассные. Все это есть! Другое дело, что все это нужно перевести на новый этап экономических отношений. При этом, должно появиться поле, во-первых, для инвестиций и, во-вторых, для инновационной продукции. Ведь проблема в том, что мы сегодня по инновациям продвинулись аж на один процент за год! Это крайне мало!».
«На этих выборах все решат нерешительные»
Очень интересовала журналистов тема прогнозов о явке избирателя на выборы, о том, каких результатов от них ждать, и за какую политическую силу будет голосовать лично народный депутат Сергей Гриневецкий.
В той или иной форме вопрос об этом задавали ему несколько раз. В присущей ему манере, как всегда, афористично и метко Сергей Рафаилович ответил: «Знаете, все социологические исследования показывают, что среди избирателей очень много не определившихся. И вот я для себя такую фразу написал: «На этих выборах все решат нерешительные». Почему-то мне кажется, что именно так и будет.
А вот что касается вашего вопроса, за кого я буду голосовать, отвечу: я буду голосовать за Партию регионов. И знаете почему? Когда я посмотрел списки тех партий, которые по социологическим исследованиям могут пройти пятипроцентный барьер, я убедился: мы видим появление нового «оранжевого» проекта. Давайте посмотрим списки «УДАРа». Еще две недели назад Валентин Наливайченко возглавлял «Нашу Украину», затем заявил, что партия «УДАР» близка ему по идеологии, по духу, и т. д. Или писательница Мария Матиос, также входящая в первую пятерку «УДАРа», или господин Пинзенык (я уже не говорю о том, что братья Кличко стояли на майдане в оранжевых шарфиках)…
Я это не осуждаю. Я констатирую: политик, помимо харизмы, должен иметь биографию. Поэтому читайте биографии, уважаемые избиратели!..
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |