ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Альтернативы Зоне свободной торговли с СНГ для нас нет
11.08.2012 / Газета: Час пик / № 33(558) / Тираж: 5000

Ожидается, что в связи с присоединением к ЗСТ с СНГ, прирост ВВП составит приблизительно 2,5 процента. Это около 37 миллиардов гривень. Ежегодный доход госбюджета увеличится на 9,4 миллиарда. В ЗСТ, кроме России, Казахстана, Белоруссии и Украины есть Армения, Молдавия, Киргизия, Таджикистан. Постоянные разговоры о возможном присоединении ведут Туркмения, Узбекистан и Азербайджан. Что интересно: из представителей дальнего зарубежья не отрицают вероятности присоединения к ЗСТ в рамках Таможенного Союза Сербия, Черногория, Вьетнам и Сирия.

Украина, наконец-то, ратифицировала Соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) с СНГ. Министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко так прокомментировал это событие: «Если бы мы и дальше тянули с реализацией ранее достигнутых договоренностей, то объем защитных мер по ограничению доступа товаров на российский рынок был бы существенно увеличен. Я не исключаю и введения дополнительных пошлин относительно Украины со стороны России в случае нератификации договора… В данном случае речь идет о том, что мы получаем новый правовой механизм, ратифицированный парламентами двух стран, предполагающий решительные шаги по сокращению торговых изъятий и применению защитных мер относительно доступа товаров Украины на рынок РФ, и, соответственно, России на рынок Украины».

Оппозиция, можно не сомневаться, примется за огульную критику этого соглашения. Но факты и мнение оппозиции, как говорят в Одессе — «две большие разницы». Вот что отметил в интервью «Росбалту» известный украинский экономист Виктор Лисицкий, касаясь вопроса экономических выгод украинской независимости: «Увы, уровень жизни украинцев поднять не удалось. Более того: в среднем он ниже, чем был при плановом социализме. К примеру, сегодня украинцев умирает значительно больше, чем при СССР, а рождается значительно меньше. Геоэкономика Украины и России — общая. Поэтому, более чем уверен: в ближайшие 10 лет здоровые бизнес-интересы подавят все, что мешает воссоединению наших экономик. И оно состоится…. Украина должна активно перенимать опыт ЕС в создании эффективных систем регулирования бизнеса. В первую очередь, систему регулирования АПК и малого бизнеса».

У нас почему-то считается, что тема ЗСТ — предмет чисто российско-украинских отношений. Но ведь иррациональное упрямство Киева в деле евразийской интеграции неблагоприятно сказывается на общем климате постсоветской экономики, а, значит, если уж и не вредит, то точно не способствует выздоровлению не только собственной экономики, но и экономики других участников процесса — Белоруссии и Казахстана. Как отметил заведующий отделом информобеспечения и программирования Комиссии Таможенного Союза Юрий Кожанков в интервью газете «Ревизор», Украина объективно не может выжить без РФ, без тесного сотрудничества в рамках Таможенного Союза. И добавил, что говорит это не как чиновник, а как человек, у которого все корни из Гайсина Винницкой области: «Все три локомотива украинской экономики: химико-металлургический комплекс (приносящий валюту), агропромышленный комплекс (где занято огромное количество людей) и машиностроение (которое является основой украинской экономики), — все они завязаны на российский рынок. Агропром ориентирован на российский и казахстанский рынки. Экспорт украинской пищевой продукции в Европу практически отсутствует. Если же говорить о машиностроении, то без российского участия ни одно украинское машиностроительное изделие не может функционировать. Примерно 50 процентов украинского машиностроения — российской комплектации. А химико-металлургический комплекс критически зависит от цены нашего газа. Единое Экономическое Пространство означает мгновенный переход на равнодоходные цены. Расчеты, которые были проведены ведущими институтами народнохозяйственного прогнозирования России и Украины показали, что эффект для Украины от участия в Таможенном Союзе составляет примерно 17 процентов прироста валового продукта. Даже больше, чем для других государств. В Киеве работают сотни американских, европейских фондов, очень активны поляки. Последние все никак не могут забыть, как панствовали на Украине — «окраине» для них. Отсюда и название это польское нашей Малороссии. Поляки не отреклись от идеи Великой Польши, по которой Украина должна быть их сателлитом. Они прилагали усилия, чтобы втянуть Украину в ЗСТ с ЕС в прошлом году, когда Польша была председателем в Европейском Союзе.

Когда мы анализировали условия, на которых Украину хотели взять в Зону свободной торговли с Евросоюзом, то поразило, что западные эксперты из Брюсселя соглашались с нашими оценками — для Украины это будет только минус. Так что интеграционные процессы на территории СНГ — наша защита от процессов глобализации. Региональная интеграция — альтернатива глобализации, при которой все, вплоть до культуры и национальных традиций, унифицируется. Это — попытка народов сохранить себя. При этом поднять отношения (в первую очередь, экономические) на более высокий уровень».

Киев — несговорчивый партнер. Несговорчивый во всем: от проектов евразийской интеграции до написания общих с Россией учебников истории. А если вспомнить, как Украина жадно выдирала из других рук для себя недостроенные корабли во время пагубного дележа советского Черноморского Флота, а потом по-глупому резала эти на треть готовые авианосцы на металл или продавала их Китаю, становится стыдно за родину. Ни себе, ни людям — давняя украинская пословица.

«Самые тяжелые переговоры в рамках СНГ, да и за его пределами — с Украиной. Ну, ничем не пробиваемы. Мы им показываем, что за прошедший год темпы роста товарооборота в ТС составляет 25 – 30 процентов, взаимная торговля выросла в полтора раза, отмечается пятикратный рост товарооборота между Белоруссией и Казахстаном... Мы бы вместе могли развивать высокотехнологическое оборудование с высокой добавленной стоимостью. Но наши украинские партнеры как зациклились — никакие аргументы не воспринимаются», — подчеркивает Юрий Кожанков.

Но теперь, наконец-то, 260 народных депутатов проголосовали за присоединение Украины к ЗСТ в рамках СНГ. Ожидается, что прирост ВВП составит приблизительно 2,5 процента. Это около 37 миллиардов гривень. Ежегодный доход госбюджета увеличится на 9,4 миллиарда, где, кроме России, Казахстана, Белоруссии и Украины есть Армения, Молдавия, Киргизия, Таджикистан. Постоянные разговоры о возможном присоединении ведут Туркмения, Узбекистан и Азербайджан. Что интересно: из представителей дальнего зарубежья не отрицают вероятности присоединения к ЗСТ в рамках Таможенного Союза Сербия, Черногория, Вьетнам и Сирия.

Хотя о Сирии уже говорить не приходиться. Эта страна, раздираемая подстегнутым извне гражданским конфликтом, находится на грани гуманитарной катастрофы. Пророссийское правительство Башара Асада объявлено врагом западной демократии. И, как водится на Западе, борющимся за «демократию» в Сирии исламским боевикам уже НАТО поставляет вооружение. Устоит ли Асад? Или его ждет участь Каддафи?

Глава Представительства ЕС на Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейра заявлял, что зоны свободной торговли с СНГ и одновременно с Евросоюзом невозможны. Такой ультимативный тон — признак того, что поднимать украинскую экономику Брюссель не намерен. Евросоюз, если пошел бы на некоторые меры в этом отношении, то ровно настолько, чтобы привязать к себе Украину, не дав ей «уплыть» в Таможенный Союз. От этой привязки яблони у нас не зацвели бы. Украину оставили бы в состоянии «между», в виде некоей «серой зоны», этакого экономического буфера между Европой и Россией. Неужели среди нас еще найдутся такие наивные (или, лучше сказать, глупые) люди, которые верят, что европейцы, страдающие от мощного финансового кризиса, вдруг бросят все, и побегут спасать Украину? Киев не окажется в Евросоюзе и по другим, не только экономическим причинам. Евросоюз — это баланс интересов. Столпы этого баланса — Париж и Берлин. По сути, Европейский Союз — это Германия и Франция, как СНГ — это Россия. Уйди из ЕС немцы или французы — и все, конструкция рухнет. Неуклюжие экономические барахтанья Варшавы, Праги, Брюсселя ситуацию бы не спасли.

Но против усиления Берлина выступают поляки, которые опасаются наращивания темпов германо-российского сотрудничества, чтобы не быть стиснутыми этими двумя гигантами с двух сторон. Отсюда навязчивая опека Польшей Киева и Кишинева, не прекращающиеся попытки влезь со своим уставом в Белоруссию, дружеские подмигивания фашиствующему режиму Саакашвили в Грузии.

Полная интеграция Украины в ЕС — не в интересах Германии, т. к. это приведет к увеличению восточно-европейской составляющей в евросоюзовской конструкции. Киев в ЕС сразу же попадет в теплые руки Варшавы, которая стремится консолидировать вокруг себя всю Восточную Европу — от Молдавии до Прибалтики. На этот механизм будут давить американцы, если вздумают ослабить ЕС изнутри. Польша и Прибалтика с легкостью согласятся на это давление, и даже помогут Вашингтону в этом деле, чтобы выхлопотать для себя денежное поощрение. Поэтому для ЕС лучше всего — это Украина, громко топчущаяся в «европейском предбаннике», и не решающаяся войти, терпеливо ожидая аудиенции царственных особ из Брюсселя.

По сообщениям «Сегодня», украинский Премьер Николай Азаров, касаясь темы ратификации Киевом соглашения о ЗСТ, отметил, что в вопросах выгодности или невыгодности зоны свободной торговли для Украины истина где-то посередине, но в целом, договор отвечает нашим интересам.

В похожем положении находится сейчас Киргизия, которая толком не может определиться с внешнеполитическими приоритетами. Интерес к стране проявляют и Китай, и Соединенные Штаты, и Турция, ведь Киргизия — удобный плацдарм в Средней Азии. Но эксперты круглого стола «Выбор Кыргызстана: Китай и/или Таможенный Союз», который состоялся 14 июня 2012 г., (Мелис Джунушалиев, представляющий Национальный институт стратегических исследований, Сергей Масаулов, возглавляющий Центр перспективных исследований КР, Аза Мигранян — эксперт Института стран СНГ, а также международный эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубатбек Рахимов, и глава парламентского комитета по бюджету и финансам Ахматбек Келдибеков) призвали идти исторически сложившимся и интуитивно понятным путем — путем евразийской интеграции. Тем более что Кремль готов на компромиссы, понимая проблемы киргизской экономики.

Остановка — начало падения. Эту истину опровергнуть еще никому не удавалось. Отсутствие интеграции ведет к дезинтеграции. Украина пока добровольно довольствуется статусом наблюдателя в Евразийском экономическом сообществе, отказываясь идти дальше. Ошибочность такого «самооскопления» метко выразил публицист Юрий Гаврилечко, отметивший, что за последние 20 лет у жителей бывшего Советского Союза, в отличие от европейцев, произошла существенная деградация мировоззренческих представлений. Пока европейцы расширяли границы своего сознания от стен своего дома до размеров Евросоюза, граждане «шестой части суши» эти границы, напротив, сужали.

В основном бывшие советские люди и их дети стали ощущать себя, в отличие от европейцев, очень «местечково». И теперь, чтобы добраться от своего «местечка» до внешнего мира, им придется преодолеть массу границ. Прежде всего, в собственном сознании.

Мастером по возведению искусственных границ в сознании собственных граждан всегда была Украина. Оттого и не хочет писать совместные с Россией учебники истории, чтобы, не дай Бог, украинские школьники не узнали о том, что есть и другая история, где нет барьеров, и где говорится о братском историческом пути малороссов и великороссов, где не место протухшему «политическому соусу» из мазеповщины и бандеровщины.

И все же сдается, что пойти на сближение с Москвой, Минском и Астаной Киев заставила не искренняя забота о благе народа, а аховая ситуация в европейской экономике, когда даже иностранные СМИ пестрят пугающими заголовками «Выдержит ли Германия?» или «Куда катится Европа?».

Катиться вместе с Европой Киев не захотел, и перепрыгнул в другую лодку, ожидая, пока починят лодку европейскую. Как поведет себя украинское правительство потом, предсказать трудно. Но, наверняка, не будет озадачиваться общими интересами, предпочтя действовать соседям в ущерб, себе, любимому, во благо.

Автор: Владислав Гулевич


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту