![]() |
|
![]() |
![]() |
Быть или не быть Одесской киностудии? Возродится ли этот некогда ведущий центр киноиндустрии советской эпохи, старейшая фабрика грез в стране? Или ее возвращение из небытия так и останется несбыточной мечтой? Об этом шла речь (в который уж раз!) на пресс-конференции в минувшую субботу, одиннадцатого августа.
Поводом послужил приезд в Одессу голливудского кинопродюсера Анатолия Фрадиса. Цель приезда заокеанского гостя из Лос-Анджелеса звучит заманчиво и даже, на мой взгляд, наивно: изучить и решить вопросы, связанные с восстановлением кинопроизводства на Одесской киностудии. Для этого владелец нескольких производственных компаний намерен даже привлечь своих голливудских и российских партнеров.
Откуда, спросите, у американского гражданина такой альтруизм и благие намерения реанимировать кинопроизводство в нашем городе и вдохнуть жизнь в Одесскую киностудию, за благополучным фасадом которой уже не один год скрываются мертвые цеха и павильоны?
Оказалось, Анатолий Фрадис — одессит, из семьи потомственных кинематографистов. Его дед строил киностудию в Одессе в 1919 году. Тридцать лет, с 1933-го по 1966 годы, работал на киностудии его отец. Связал свою жизнь с кино и сам Анатолий Фрадис, окончив в Москве высшее театральное училище имени Щепкина и высшие режиссерские курсы. Правда, занимался кинопроизводством Фрадис не в Одессе, а на киностудии «Мосфильм», пока в 1979 году не эмигрировал в США.
В Америке наш земляк работает театрально-концертным импресарио и кинопродюсером. Продюсировал двадцать три фильма голливудского производства, еще сорок кинолент финансировал. Сейчас занимается новыми технологиями «Интернет-стриминг», которые призваны заменить DVD и другие видеоносители.
В качестве подтверждения серьезности своих намерений Анатолий Адольфович приехал в Одессу с компаньоном и другом московским бизнесменом и банкиром Олегом Покровским, тоже, кстати, одесситом.
Встреча с одесскими журналистами состоялась на следующий день после того, как Анатолий Фрадис побывал на приеме у одесских чиновников (кстати, он также встретился и с Эдуардом Гурвицем, с которым давно и хорошо знаком), имел разговор с руководством студии и по инициативе Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины провел мастер-класс для профессиональных кинематографистов.
В пресс-конференции также приняли участие исполняющий обязанности директора Одесской киностудии Андрей Зверев, председатель Одесского отделения Национального союза кинематографистов Ярослав Лупий и советник главы Фонда госимущества Украины, он же по совместительству глава наблюдательного совета Одесской киностудии Юрий Никитин.
К слову, журналистам напомнили о нынешнем статусе Одесской кинофабрики — частное акционерное общество. И эта метаморфоза, превращение снискавшей заслуженную мировую славу и популярность у зрителей своими фильмами киностудии в частную собственность более шести лет назад, произошла с одобрения государственных органов, включая Фонд госимущества и Министерство культуры и туризма Украины. Ныне пятьдесят одним процентом акций собственности студии владеет Фонд госимущества, сорок девять процентов находится в частных руках. Имеющиеся помещения сданы в аренду или пустуют. Ничего похожего на кинопроизводство в недрах одесской кинофабрики не происходит.
Все эти годы, констатировал народный артист Украины Ярослав Лупий, киностудия бездействует и медленно превращается в сервисный центр.
То, что кинофабрика в Одессе ныне представляет собой печальное зрелище, признают все: и нынешний руководитель студии, заступивший на должность два месяца назад, Андрей Зверев, и выражающий готовность активно содействовать ее возрождению Анатолий Фрадис:
— Я вижу, что есть перспективы восстановить Одесскую киностудию и вернуть прежнюю известность, хотя это, безусловно, потребует дорогостоящих вложений. С нашей стороны есть реальная заинтересованность в партнерстве и готовность к реальным действиям. Свой первый проект мы готовы запустить и продюсировать уже в следующем году. В целом для начала целесообразно осуществлять малобюджетные небольшие проекты. Но прежде всего украинской стороной должны быть кардинально решены вопросы законодательного и земельного характера на государственном уровне, без которых ничего с места не сдвинуть. Если этого не произойдет, Одесская киностудия окончательно зарастет бурьяном.
Иная, к примеру, ситуация в соседней России, где киностудии пользуются государственной поддержкой. Оттого сегодня многие бывшие специалисты Одесской киностудии — операторы, звукорежиссеры, монтажеры — трудятся там, а не в родной alma-mater.
Но Андрей Зверев настроен оптимистично, заявляя, что слухи о смерти Одесской киностудии преждевременны:
— За последние шесть лет руководителями студии не было сделано ничего, чтобы переломить ситуацию. Хотя могли бы. Мы сейчас делаем первые шаги в направлении восстановления киностудии: начали выплачивать заработную плату сотрудникам, погашаем задолженность по налогам. Начаты работы по ремонту павильона Веры Холодной.
Я уверен, что этот визит нашего земляка не закончится пустыми обещаниями. Все мы находимся в одной лодке и пытаемся спасти киностудию.
Впереди у нас амбициозные планы. Начата работа по привлечению в Одессу киносъемочных групп. Только что я подписал договор с российской кинокомпанией на шестьдесят четыре съемочных дня.
Кроме того, выяснилось, сейчас идут переговоры о финансировании государством съемок восьмидесятисерийного телесериала на базе Одесской киностудии.
Но спорные вопросы относительно Одесской киностудии существуют и на уровне города. На том основании, что участок земли, на котором находится Одесская киностудия, принадлежит городу. Одесский городской совет настаивает, что ЧАО «Одесская киностудия» должно заплатить городу за землю пять миллионов шестьсот двадцать семь тысяч гривень.
Юрий Никитин был немногословен:
— Нынешнее положение Одесской киностудии — результат неверно принятых государственных решений. Но более года назад государство освободило студию от уплаты налога за землю. Поскольку большая часть имущества киностудии формально принадлежит государству и управляется государством, претензии города беспочвенны. Мэрия должна осуществлять поддержку и содействие в возрождении киностудии.
А на вопрос, согласен ли представитель Фонда госимущества лоббировать предложение зарубежных коллег во властных структурах, Юрий Валентинович ответил:
— Да, если они находятся в законодательных рамках.
Что ж, в начале прошлого века Голливуд создавали одесские эмигранты, во всяком случае вклад одесситов в создание американской фабрики грез был довольно весомым. Так, может, настало время Голливуду поддержать свою alma-mater хотя бы на первых порах?
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |