![]() |
|
![]() |
![]() |
29 августа 2012 года Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел Украины оставил в силе приговор Печерского районного суда Киева от 11 октября 2011 года. Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко по этому приговору (за превышение полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в январе 2009 года) отбывает семилетний срок заключения.
ГЕРОИ ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ…
Днем раньше, 28 августа 2012 года, во Дворце прав человека в Страсбурге состоялись открытые слушания Европейского суда по правам человека, предмет рассмотрения — дело «Тимошенко против Украины». Два судебных заседания связаны между собой не только именем участника процесса. Отношения Киева и Брюсселя до этой судебной недели висели буквально на волоске. Похоже, волосок вот-вот оборвется.
Если многолетнее стремление Украины войти в европейскую семью народов рассматривать как сюжет, в этом сюжете присутствуют два главных героя и один неглавный. Главные — политическое руководство и большой бизнес, неглавный — народ. Как в обычном романе, главные герои временами действуют согласно, временами сражаются друг с другом, а неглавный путается под ногами, но именно от него зависит развитие сюжета.
Политическая элита Украины до недавнего времени рассматривала евроинтеграцию и перспективу вхождения в Евросоюз как средство упрочить собственную власть, привязать ее сомнительную легитимность к мировому правопорядку. Как частный случай большой проблемы решалась задача независимости. Политической независимости бывшей колонии от метрополии.
У большого бизнеса в теории существуют такие же проблемы. Но на практике стремление привязать экономику Украины к Европе пока оборачивается сокращением или потерей доходов, а легитимности бизнеса на европейской арене не удается достичь ввиду сомнительного происхождения и теневого оборота основных украинских капиталов.
Нет нужды пояснять, как причудливо переплетены между собой связи двух главных героев. До какого-то предела украинская политическая элита и украинский большой бизнес шагали в Европу нога в ногу. Но когда они в общих интересах согласовали и парафировали Договор об ассоциации с ЕС, когда осталось сделать последний шаг — процесс сначала замедлился, а потом пошел вспять. Игра по правилам цивилизованной Европы стала невыгодной ни бизнесу, ни политикам.
Украинский бизнес оказался не готов к существованию в правовом поле, к честной конкуренции, к легальному перемещению капиталов. Политики, паразитирующие на теневом бизнесе, давно отвыкли (если когда-то привыкали) от честной борьбы.
В этих обстоятельствах проще всего было бы изобразить неглавного героя — украинский народ — страдальцем, которому два злодея преградили путь в Европу и в светлое будущее. Но кто сказал, что советский народ (он же украинский) в своей массе хочет повиноваться законам, честно платить налоги, трудиться до седьмого пота, жить по правилам цивилизованного мира? Из анализа общественных настроений это, прямо скажем, не вытекает.
А вытекает из такого анализа, скорее, стремление обособиться, сохранить рудименты политической, экономической и вообще советской культуры и, если удастся, вернуться под тяжелое, но привычное ярмо Москвы. Такие чаяния обычно приписывают некоторым украинским политикам, но будем откровенны: именно политики Украины на протяжении двадцати лет отстаивали ту независимость, которую должен был защищать народ.
…И ЖЕРТВЫ ГЕРОЕВ
Однако роман о неудачном походе нашей страны на Запад страдальцев все же предполагает. Предполагает и жертвы, а первая среди них — Юлия Тимошенко. Юлия Владимировна при этом — героиня пассивная, ферзь, которым пожертвовали в эндшпиле, чтобы добиться ничьей. Ситуация редкая, но в романах, как и в шахматах, подобное время от времени случается.
Обычно причинами жестокой расправы с бывшим премьер-министром называют или месть Януковича «за Майдан» (имеется в виду за «оранжевый» период истории в целом), или за то, что газовые контракты с «Газпромом» на рыночных основаниях на десять лет лишили донецкую группу олигархов сверхприбылей.
Обе причины серьезны, но недостаточны для того, чтобы после удовлетворения мстительных чувств оказаться в международной изоляции. А советники Янковича и сам Виктор Федорович такой оборот событий, скорее всего, предвидели. Но пошли на риск. Спрашивается, ради чего?
Не претендуя на эксклюзивную информацию, а просто перебирая варианты, можно отвергнуть и расправу над бывшим премьером ради устранения Тимошенко-вождя. До начала судебного преследования Юлии Владимировны акции ее партии и всей оппозиции стоили недорого, а к выборам в парламент могли вообще обесцениться. То есть для упрочения власти регионалов внутри страны избирательному правосудию не стоило суетиться.
Иное дело — на внешнем фронте. К середине 2011 года остановить процесс евроинтеграции Украины, кроме чуда, казалось, уже ничто не могло. Вопреки традициям, брюссельские бюрократы по согласованию сложных положений Договора об ассоциации, включая образование Зоны свободной торговли, работали быстро и быстро находили общий язык с украинскими экономистами. В ноябре прошлого года на саммите Украина—ЕС предполагалось договор парафировать, в начале нынешнего года представить в Европарламент и затем одобрить странами — членами Евросоюза.
Все это было взорвано до фундамента дикими приговорами судов и синхронным хорошо рассчитанным лицемерием Януковича. Неопределенные реверансы Виктора Федоровича перед Ангелой Меркель и руководством ЕС (их приняли за обещание освободить Тимошенко) разозлили Брюссель и Страсбург больше, чем приговоры судов. Более чем вероятно, что эту злость и раздражение президент Украины вызвал намеренно. С целью ни в коем случае не допустить евроинтеграции. Той самой, которая является нашей стратегией на словах. Пока Тимошенко в тюрьме, цель достигнута и, мало того, вина за разрыв с Европой переложена на Европу.
За этими рассуждениями как бы не упустить из виду неглавного героя в нашем сюжете — украинский народ. Дезориентированный пропагандой, которая контролируется политиками и бизнесом, он во время, когда сильные мира сего меняли внешнеполитические установки, действительно путался под ногами.
Установить связь между сохранением собственной свободы и присоединением к свободному миру обычному человеку оказалось не под силу. Таможенный или Европейский союзы для него названия, не влияющие на повседневную жизнь, и проблема принадлежности к цивилизации определяется симпатией к русскому языку или к американскому кино.
Допустим, что так. Но есть же проблема справедливости. Проблема отсутствия правосудия, которая касается каждого человека и привязывает нас к Азии, не пускает в Европу сильней, чем политика с экономикой вместе взятые. Понять, почему в Испании или в Греции народ реагирует на несправедливость власти и на неправедный суд многотысячными выступлениями, а в Украине защитить Тимошенко под здания судов приходят десятки или сотни сторонников, — невозможно.
В конце концов, почему Европейскому суду по правам человека ближе интересы украинских граждан, чем самим украинским гражданам? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, наверное, переписать или серьезно исправить сюжет украинской политики. Уравнять в правах народ и его главных героев. Кстати, и выборы на носу. Можно и нужно попробовать.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |