![]() |
|
![]() |
![]() |
Чуть больше месяца назад была поставлена жирная точка в искусственно поднятой шумихе вокруг одного из самых серьезных достижений нынешней власти — принятия закона «О морских портах Украины». Это была даже не шумиха, а масштабная война, где, например, проводились массированные атаки на информационном фронте, переполненном полуправдой и облачённой в облик официальных сведений ложью.
На улицах организованно шумели акции протеста, где недовольные представители трудовых коллективов и общественность требовали от руководства страны отменить закон «О портах Украины» — по причине его антинародности. В роли руководителей общественного протеста выступали представители оппозиции, умело использующие любой повод для дестабилизации ситуации в регионе (впрочем, как и в стране).
Если попытаться проанализировать реакцию общества на принятие закона «О портах Украины», то получится интересная картина.
С одной стороны, этого закона страна ждала долгих десять лет. Портовики (в лице руководителей морских портов страны) время от времени сетовали на отсутствие специального закона, который бы емко и профессионально определил все нюансы функционирования как всей портовой сферы, так и структур, так или иначе заинтересованных в слаженности и прозрачности работы портов Украины.
Закон долго разрабатывался специалистами, сам процесс его принятия был непрост, но в итоге мы получили долгожданный документ. Возможно, что практика покажет необходимость усовершенствования каких-то его положений. Однако специалисты отрасли в один голос утверждали, что сам факт принятия такого Закона — уже серьезный сигнал иностранным инвесторам о том, что государство Украина определило правила игры в этой сфере и дает свои гарантии всем, кто сегодня или завтра начнет вкладывать инвестиции в развитие гигантского портового хозяйства.
С другой стороны, во время рассмотрения закона «О портах Украины», а также сразу же после его принятия Верховной Радой страны (в период ожидания подписи Президента) вдруг поднялась волна возмущения якобы антинародным характером данного закона. «Капельками» этой волны стали рядовые граждане (в значительной степени, пенсионеры и родственники портовиков), а эпицентром «народного возмущения» — Придунавье.
Объяснять «бессарабский синдром» только тем, что тут, на Дунае, имеются Измаильский, Усть-Дунайский и Ренийский морские торговые порты, и вступивший в силу Закон якобы больнее всего ударит именно по экономике Бессарабии, было бы проявлением кваснопатриотической близорукости. Даже при учете полной зависимости экономики региона от состояния дел на предприятиях морехозяйственного комплекса вообще и в портах в частности.
То есть, если закон так плох, как оппозиция пыталась убедить в этом жителей Бессарабии, то совершенно непонятным было молчание Николаева, Ильичевска, Одессы, Бердянска, Мариуполя и прочих портовых городов.
К слову, понимание роли портов в жизни региона и объясняет активность части населения Измаила в протестном движении против закона «О портах Украины»: жителей запугали — мол, закон убьет порты, что однозначно приведет к безработице и падению социальных стандартов жизни.
…Манипулируя сознанием простых людей, четко понимающих, что без портов региону не выжить, организаторы протестной волны мало заботились о том, насколько правдива представленная протестующим информация. Более того, вольно или невольно, но «вожди» на практике проверили истинность главного правила пропаганды фашистской Германии: чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее верят.
Возьмем факт. Уже много лет Украинское Дунайское пароходство, Ренийский и Измаильский морские торговые порты находятся в списке предприятий, не подлежащих приватизации. Жители Придунавья отлично знают, что этот список — не рядовая бумага, а принятый правительством документ, обойти который не представляется возможным ни при каких условиях. Но и эти знания не помешали поверить в не прикрытую ничем ложь, будто принятый закон «О портах Украины» дает возможность приватизировать порты нашей страны.
И уже на основе этого и была выстроена апокалиптическая картина завтрашнего экономического и социального краха Придунавья…
Да-да, только нашего региона — может, потому, что в других портах закон будет работать несколько иначе?
Но если предположить, что принятие закона «О портах Украины» стал лишь поводом разжечь огонь социальных потрясений в регионе, то тогда становится все на свои места.
А вот причина повышенного внимания оппозиции к дунайским портам несколько иная.
Эксперты полагают, что она — на поверхности. Можно вспомнить, что дунайские порты попали в зону внимания отечественных рейдеров, но первые атаки наши портовики сумели отразить. Есть основания полагать, что неудачи не заставили отказаться от желания «рейдернуть» пару десятков километров портовой инфраструктуры, чтобы потом таки приватизировать все, что попадет под руку… Но тут грянул Закон «О портах Украины», который такой вариант развития событий полностью перечеркнул.
То есть, закон «О портах Украины» стал шлагбаумом на пути тех, кто планировал захватить порты Придунавья.
И если принять это за причину проведения акций протеста, то тогда все становится на свои места. В том числе, и локальность обострения протестного настроения.
…Параллельно с выступлениями на площадях в портах шла иная жизнь.
Определенность позиций государства относительно будущего портов Украины и обеспеченность на законодательном уровне гарантий потенциальным инвесторам привели к тому, что в Измаил и Рени стали подтягиваться инвесторы.
Да, это — еще не наплыв в сезон распродаж. Но и порт — не магазин… Серьезность намерений инвесторов проявилась в уровне компании, представители которой провели переговоры в Измаиле и в Рени и подтвердили свою заинтересованность в продолжении работы в данном направлении. И каждый раз звучало, что в роли катализатора процесса выступил именно закон о портах.
…А точкой в шумихе вокруг закона «О портах Украины» стали два официальных мероприятия, состоявшихся в рабочем режиме.
Первое — собрание рабочего коллектива Измаильского морского торгового порта, в котором приняли участие представители руководства дунайских портов и Украинского Дунайского пароходства. Именно там прозвучало, что рассматривается вопрос о создании объединения государственных предприятий морской отрасли Придунавья в один комплекс. Цель — скоординировать действия для принятия оптимальных решений в кратчайшие сроки.
Второе — приезд специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации и ее председателя Евгения Мармазова. Тогда Е.Мармазов после двух дней работы в регионе заявил, что «приватизацией государственных портов даже и не пахнет». К слову, на том же совещании были названы и имена рейдеров, которые и атаковали порты региона. Но сегодня мы говорим не об этом.
Спланированные оппозицией акции протеста по поводу принятого закона «О портах Украины», как показало время, опирались на цинично обманутых граждан относительно содержания Закона и будущего предприятий морехозяйственного комплекса. Целью акций было сделать все для отмены Закона. А вот истинной причиной — зарубленные на корню планы рейдеров от оппозиции относительно дунайских портов.
Афера (а именно так можно назвать сегодня поднятую оппозицией протестную волну против закона «О портах Украины») завершилась закономерным поражением ее организаторов и победой здравого смысла. Последний козырь оппозиции так и не сыграл.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |