![]() |
|
![]() |
![]() |
Украина — беднейшая страна Европы. Беднее нас — только маленькая, лишённая природных ресурсов Молдова, где, к тому же, никогда не было значительного промышленного потенциала. По уровню благосостояния населения нас обогнала даже Албания, которая на протяжении нескольких десятилетий считалась самой отсталой европейской страной.
В мире существует лишь один эффективный способ преодоления бедности — надо лучше работать и больше зарабатывать. Казалось бы, украинская власть прекрасно это понимает. Однако в действительности стимулирование производства, модернизация экономики, создание новых рабочих мест и прочие подобные меры остаются пустыми декларациями. Ну не получаются у нас реформы! Гораздо проще — заигрывать с народом посредством социальных программ и инициатив. В итоге заигрались до такой степени, что по количеству льгот и социальных выплат Украина оказалась «впереди планеты всей».
С одной стороны, всё логично — в бедной стране государственная денежная помощь является чуть ли не единственным источником выживания «незащищённых слоёв населения». Но, с другой, возникает ряд вопросов:
на каких принципах строится социальная защита? Кому, почему и как помогает государство? Какого результата оно при этом добивается? Ответы, опять же, весьма далеки от официальных заявлений.
Помощь от государства получает каждый пятый
Рядовые граждане, которые в этой жизни привыкли работать и обеспечивать семью собственными силами, не надеясь на «благотворительность» державы, зачастую даже не представляют себе, какие колоссальные деньги тратятся в нашей стране на социальные цели. Объёмы этих средств впечатляют даже на примере маленького Ренийского района, где расположено всего 8 населённых пунктов.
По информации районного управления труда и социальной защиты населения (УТиСЗН), из года в год сохраняется положительная динамика предоставления соцпомощи различным категориям населения. Если в 2006 году на социальную защиту жителей Ренийского района было направлено в общей сложности 4 миллиона 963 тысячи гривен, то в 2010 году — уже 22 миллиона, а в 2011 г. — более 27 млн грн. За пять месяцев текущего года социальные выплаты составили около 13,7 млн грн. Нетрудно вычислить, что по итогам 2012 года они превысят 30 миллионов гривен! Для сравнения: эта цифра почти в два раза больше, чем нынешний годовой бюджет города Рени!!
На сегодняшний день в УТиСЗН зарегистрированы более 8,2 тысячи человек, относящихся к льготным категориям. В частности, в их числе — свыше 2,3 тысячи инвалидов (людей с ограниченными физическими и психическими возможностями) и 589 ветеранов войны (последняя цифра соответствует статистике на 1 июня т.г.). Следует отметить также, что в Ренийском районе проживают около 38 тысяч человек, то есть, те или иные виды социальной помощи получают более 20% местного населения.
С апреля текущего года уже во второй раз увеличен размер денежной помощи при рождении ребёнка. Если в семье появился первенец, государство выплачивает 27,3 тыс. грн, на второго ребёнка — 54,7 тыс. грн, на третьего и каждого следующего — 109,3 тыс. грн. За пять месяцев 2012 года в Ренийском районе помощь при рождении ребёнка получили 747 семей на общую сумму 6,2 млн грн. Примечательно, что за весь прошлый год этой помощью воспользовались 707 семей — им выплатили более 12,3 млн грн. Таким образом, именно «детские» выплаты составляют львиную долю в суммарном объёме социальных затрат. К слову, на этом фоне другие виды помощи выглядят просто мизерными. Например, расходы на обеспечение бесплатного проезда льготников в городском и пригородном общественном автотранспорте по состоянию на 1 июня т.г. составили 120 тыс. грн, а к Дню Победы 563 ветеранам было выделено в виде разовой денежной помощи 338,3 тыс. грн.
К «демографическим» выплатам мы ещё вернёмся, а пока попытаемся понять общие принципы социальной политики в Украине.
«Нищие молятся — молятся на то, что их нищета гарантирована»
Абсолютно очевидно, что в каждой стране есть категории людей, которых государство просто обязано поддерживать (даже если это очень бедное государство). В первую очередь это те, кто не может позаботиться о себе самостоятельно — инвалиды, дети и старики. Все остальные считаются работоспособными, то есть имеющими возможность собственным трудом содержать себя и свои семьи. Однако в нашей стране социальная поддержка распространяется и на так называемых «малообеспеченных» и «незащищённых» граждан — этими размытыми, но «приличными» терминами наши чиновники стараются завуалировать наличие в Украине огромного количества нищих. Кто же они — «малообеспеченные», и до какой степени нужно быть таковым, чтобы претендовать на финансовое милосердие государства?
В развитых странах к социальной помощи относятся неоднозначно. Принято считать, что всяческие пособия приводят к распространению иждивенческих настроений в обществе (люди могут работать, но не хотят, предпочитая оплачиваемое безделье). Это в свою очередь подрывает экономику и нарушает социальную справедливость. Но в Украине в этом контексте сложилась уникальная ситуация. На первый взгляд, наша социальная политика далека от поощрения иждивенчества среди трудоспособного населения: если говорить о малообеспеченных украинцах, то право на социальную помощь имеют только работающие (занятые) граждане. Тот, кто не работает, может не тратить время на обращение в управление соцзащиты — с ним даже разговаривать не будут. В то же время сам факт, что нищими (и, соответственно, получающими пособие) могут быть работающие люди, является национальным позором Украины.
Механизм социальной поддержки данной категории граждан выглядит следующим образом (за образец мы взяли нормативную базу 2011 года). Прежде всего надо отметить, что помощь назначается тем малообеспеченным семьям, чей среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи. При этом размер помощи определяется лишь как разница между уровнем обеспечения прожиточного минимума для семьи (устанавливается ежегодно Законом Украины о государственном бюджете) и её среднемесячным совокупным доходом. Следовательно, конкретная цифра зависит от категории лиц, входящих в состав семьи.
Прошу прощения за бюрократический язык, но по-другому эту информацию преподнести невозможно. Итак, для работающих людей гарантированный минимум в прошлом году составлял 21% от прожиточного минимума для трудоспособных (197 гривен 61 копейка), для пенсионеров и инвалидов — 75% прожиточного минимума для нетрудоспособных (562 гривны 50 копеек), для детей — 50% прожиточного минимума для детей соответствующего возраста. Кроме того, гарантированный минимум дополнительно увеличивается в семье на 10% на каждого ребёнка в возрасте до 18 лет.
На одном из юридических сайтов я обнаружил условный пример. Допустим, семья состоит из трудоспособной матери, отца-пенсионера и четырёх детей: трёх, пяти, восьми и четырнадцати лет. Гарантированный минимум для такой семьи в 2011 году складывался из шести показателей: минимума для трудоспособного (197 гривен 61 копейка), для нетрудоспособного (562 гривны 50 копеек), двух минимумов для детей до 6 лет (448 гривен 80 копеек) и двух минимумов для детей от 6 до 18 лет (537 гривен 35 копеек). В совокупности мы получим сумму 2732 гривны 41 копейка. Это и будет гарантированный минимум для такой семьи.
Вместе с тем, сумма помощи не является стабильной величиной — она составляет разницу между гарантированным минимумом для семьи и её среднемесячным доходом за предыдущие 6 месяцев. Предположим, отец получает пенсию в размере 1000 грн, зарплата матери — 1500 грн. Таким образом, их среднемесячный доход — 2500 грн. А гарантированный минимум для этой семьи, как мы уже подсчитали, составляет 2732 грн 41 коп. Значит, государственная помощь должна составить разницу между этими двумя цифрами, а именно 232 грн 41 коп. Кроме того, размер социального пособия на каждого ребёнка в возрасте от 3 до 13 лет увеличивается на 60 грн, а от 13 до 18 лет — на 100 грн.
Таким образом, к сумме помощи семье прибавляются три выплаты по 60 грн и одна в размере 100 грн. И общий размер помощи составит уже не 232 грн 41 коп., а 512 грн 41 коп.
Если представить эту схему в виде образа, то напрашивается такая аналогия. Бедная семья сварила скудный котелок каши, и в этом котелке государство определило минимальную долю каждого члена семьи. Распределение каши на трёх-четырёх человек ещё позволяет соблюдать размер порции, но для шестерых-семерых персональная пайка будет ниже гарантированного минимума. Только в этом случае наше государство протягивает руку помощи. Но лишь для того, чтобы довести нищенскую порцию каши до своего «щедрого» норматива и не дать гражданам сдохнуть с голоду. Прыгнуть выше постыдной черты бедности — законной черты — малообеспеченные украинцы не могут. И это стыдобище гордо именуется социальной политикой. Вспоминается легендарный «Наутилус Помпилиус», их знаменитая песня «Скованные одной цепью»: «Можно верить и в отсутствие веры, можно делать и отсутствие дела. Нищие молятся — молятся на то, что их нищета гарантирована».
Гулять, так гулять — бюджет за всё заплатит!
Способ решения украинской демографической проблемы, основанный на том, что государство стимулирует рождаемость социальными выплатами, с самого начала воспринимался скептически. Аргументы здравомыслящих людей звучали и звучат как предостережение: возможностью «рожать за деньги» в первую очередь будут пользоваться беднейшие, нередко деградирующие слои населения. Но Украина — не Бангладеш и не Мозамбик, у нас не принято, чтобы дети появлялись и росли как бурьян у дороги. А посему подобный путь может действительно превратить нашу страну в «европейскую Африку»…
Открыто говорить на данную тему многие стесняются: нельзя же запрещать людям иметь детей, даже если эти люди выпивают или болеют туберкулёзом. Тем не менее, лживость и ущербность такой «политкорректности» становятся всё более очевидными. Вот что пишет Владимир Воробьёв-Брусилов в своей книге «Размышления дилетанта» (2009 г.): «Понятно, что квалифицированные рабочие и талантливые инженеры редко происходят из люмпенизированных семей; дети в такой среде обычно имеют дурную наследственность, не могут получить приличное воспитание и образование. То есть плодить нищету абсолютно не логично. А коль не логично — это, как раз, украинский путь! В стране, в которой в 2006 году насчитывалось порядка 100 тысяч (!) беспризорных детей, где около половины детей живёт в неполных семьях и семьях с доходом ниже прожиточного минимума, принимается программа… по стимулированию рождаемости малообеспеченными слоями! Теперь все бродяжки, наркоманки и алкоголички спешно рожают уродцев, чтобы получать крупную материальную помощь — в течение нескольких лет им будет за что пить и колоться. Что потом будет с этим ребёнком?.. Да какая им разница, родят ещё одного!»
И это — не преувеличение. В Рени, например, живым символом воплощения государственной демографической политики давно стала семья О. Муж и жена — инвалиды по психиатрической части. Естественно, работать они не могут. Зато могут успешно делать детей. И делают. За последние годы больные супруги О. произвели на свет шестерых! И наша держава добросовестно выплачивает им внушительные деньги за каждого ребёнка. Но какое будущее ждёт этих детей? Похоже, этот вопрос не волнует ни родителей, ни державу. А сколько ещё подобных примеров!
Да уж, красиво жить не запретишь. Гулять, так гулять — бюджет за всё заплатит!
10 тыс. евро в год — порог бедности в Евросоюзе
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |