![]() |
|
![]() |
![]() |
2 сентября отмечается 22 – я годовщина с момента, когда, незадолго до распада СССР, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем — независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Эта дата для приднестровцев впервые за последние 20 лет, т. е., после окончания вооруженного конфликта с Молдовой, омрачена опасениями, что новое руководство ПМР пойдет на уступки и откажется от жесткого курса на независимость.
Есть ли для этого основания?
План ОБСЕ
Руководство республики отвергает возможность уступок и подчеркивает, что независимость Приднестровья не обсуждается. Однако, стоит вспомнить, что 12 – 13 июля на переговорах в формате 5+2 (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — гаранты и посредники, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели, — авт.) в Вене глава МИД ПМР Нина Штански дала согласие на включение в повестку дня вопросов об условиях вхождения республики в состав Молдовы, о целесообразности дальнейшего нахождения в Приднестровье российских миротворцев и о разоружении республики (на сленге дипломатов это называется «третья корзина»). И, несмотря на заверения Штански, что Тирасполь не собирается рассматривать эти вопросы, глава миссии ОБСЕ в РМ Дженнифер Браш выразила надежду на обсуждение «третьей корзины» в сентябре, когда пройдет очередной этап переговоров в формате 5+2.
Вскоре после заявления Дж. Браш, на сайте ИА «REGNUM» появился документ под заголовком: «ОБСЕ подготовила план «федерализации Молдавии» с согласия Приднестровья?», где сообщалось: «15 августа с молдавского анонимного электронного адреса поступили копии документов, выполненных на официальном бланке Ирландского председательства ОБСЕ, за подписью министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Нины Штански, представляющие собой план урегулирования молдавско-приднестровского конфликта путем создания общего государства Молдавии и Приднестровья на федеративной основе».
В «Плане урегулирования приднестровской проблемы» (так назван этот документ) говорится о создании общего государства Молдавии и Приднестровья на федеративной основе. За левым берегом Днестра закрепляются широкие автономные права, в частности, русский и украинский языки в качестве официальных, а также собственный парламент. Правда, сразу после воссоединения парламент Левобережья должен быть переизбран. При этом Приднестровье отказывается от собственной армии, таможни и валюты, получив право выхода из состава Молдовы в случае ее присоединения к Румынии (трудно сказать, как, не имея армии, Тирасполь сможет это осуществить на практике).
Тирасполь, Кишинев и ОБСЕ тут же опровергли подлинность документа, было заявлено, что подпись Нины Штански под ним — поддельная. Может, и так, но вот что пишет о «Плане ОБСЕ» советник 1 – го класса дипломатической службы ПМР в отставке, бывший министр иностранных дел республики Владимир Ястребчак: «Начнем с того, что он достаточно подробно и близко к тексту воспроизводит «План урегулирования приднестровской проблемы» 2005 года, более известный как «План Ющенко «. Напомним, что украинский план появился на «оранжевой» волне расцвета и укрепления структур ГУАМ, когда тройка Воронин-Саакашвили-Ющенко… символизировала наступление антироссийских сил мощной коалицией. …И вот теперь этот «План...» снова становится востребованным. Правда, загадочные авторы нового псевдопроекта на всякий случай подстраховываются: к примеру, если в украинском первоисточнике за Приднестровьем сохранялось право на принятие собственной Конституции, то в новом документе речь идет только об «уложении» (видимо, для полноты аналогии с Гагаузией); существенные изменения претерпело и положение о языках. К примеру, из текста — 2012 исчезло право жителей Приднестровья на гарантированное создание условий для изучения и развития родного языка. Вместо этого появились объемные положения о едином финансово-валютном, таможенном, оборонном, судебном, социальном и др. пространствах Республики Молдова, которые регламентируются исключительно законодательством Молдовы. В этой части авторы очень внимательно подошли к своему творению, видимо, рассчитывая на то, чтобы «застолбить» наиболее принципиальные для молдавской стороны положения».
Итак, что же получается? Непонятно кем в разгар отпускного сезона в СМИ «вбрасывается» полузабытый проект, измененный в сторону включения требований Республики Молдова о «полной и безоговорочной капитуляции». Если бы авторы документа желали плодотворной интенсивной дискуссии вокруг него, они подождали бы до сентябрьских переговоров. По мнению ряда экспертов, противниками приднестровской государственности был проведен зондаж: кто и как отреагирует на документ, ставящий крест на самостоятельности ПМР? Как поведут себя партии, общественные организации, эксперты и гражданское общество Приднестровья в целом? Проглотят, смирятся или окажут сопротивление?
Нельзя исключать, что за «планом ОБСЕ» стоят прорумынские националисты РМ, союзные Кишиневу западные круги, а также политики ПМР, готовые к урегулированию на условиях официального Кишинева. А упор на «приднестровский след» со стороны близких к нынешнему высшему руководству ПМР политологов может означать попытку дискредитации политических оппонентов властей и создания условий для их преследования.
Меркель призвала не спешить
И вот, на этом фоне, 22 августа, с однодневным визитом в Республику Молдова прибыла канцлер Германии Ангела Меркель. В течение дня она встретилась с молдавским премьером Владимиром Филатом, приняла участие в пресс-конференции для журналистов, затем пообщалась с президентом РМ Николае Тимофти, лидерами парламентских фракций и представителями бизнес-сообщества республики. Программу визита канцлер завершила выступлением во Дворце республики и возложением цветов к памятнику Штефана Великого.
Как пестрели заголовками накануне визита Меркель молдавские СМИ, канцлер Германии должна была представить публике некий план федерализации Молдовы. Но в ходе всех официальных встреч она ни слова не произнесла о федерализации, а лишь бегло обозначила позицию Германии в вопросе молдо-приднестровского урегулирования. Выступая с речью во Дворце республики, Меркель заявила, что процессе этого урегулирования нужно набраться терпения. «Важно, чтобы люди с обоих берегов Днестра могли общаться и взаимодействовать, — сказала она. — Многое было сделано, в том числе возобновлены переговоры в формате «5+2», налаживается железнодорожное сообщение и телефонная связь. В настоящее время этот вопрос есть в повестке дня у Германии, и обсуждается с Украиной, Россией и США. Я надеюсь, что переговоры в сентябре обеспечат дальнейший прогресс».
Прорумынски настроенные круги в Молдове и ПМР были, мягко говоря, разочарованы взвешенной и сдержанной позицией канцлера ФРГ. Видимо, пытаясь переломить ситуацию, Тимофти, на вопрос Меркель о том, какова позиция молдавских властей по «приднестровской проблеме», ответил, что «необходимо, чтобы Россия, в соответствии со своими международными обязательствами, вывезла находящиеся на левом берегу Днестра боеприпасы и военных». В то же время молдавский президент заявил, что миротворческие силы в Зоне безопасности исчерпали свою миссию, и что она должна быть преобразована в гражданский контингент под международным мандатом.
Кость в горле
Конечно, не новость, что нынешние власти в Кишиневе активно выступают за изменение формата миротворческой операции и требуют вывести российский воинский контингент из Приднестровья, на самом высоком политическом уровне называя российских миротворцев оккупантами.
Следует напомнить, что Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со Статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно Статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон». Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.
Президент непризнанной ПМР Евгений Шевчук недавно вновь заявил о необходимости присутствия в регионе миротворцев. «Я считаю, что причины конфликта не исчерпаны, есть серьезные противоречия, и миротворческий контингент является реальной силой, которая удерживает стороны от военного конфликта. Поэтому миротворческая миссия необходима, и мы выступаем за то, чтобы не изменялся формат, и чтобы миротворческая миссия продолжалась, как минимум, до момента достижения всеобъемлющего политического соглашения, которое бы учитывало все элементы гарантий», — отметил он.
Ныне Оперативная группа российских войск (ОГРВ) насчитывает около полутора тысяч человек, на которых, кроме миротворческой функции, возложена задача охраны внушительных арсеналов бывшей 14 армии.
А мир в зоне конфликта поддерживают совместные миротворческие силы, в которые входят 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских и десять военных наблюдателей от Украины. Службу миротворцы несут на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности.
Об эффективности их деятельности говорит, прежде всего, тот факт, что Приднестровская Молдавская Республика является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись. Кроме того, за 20 лет миротворческой операции на Днестре российские миротворцы изъяли у местного населения более 40 тыс. единиц оружия и боеприпасов.
Нынешние руководители Молдовы и их союзники тщательно готовятся к встречам в формате «5+2», в том числе, и к сентябрьской. И можно не сомневаться, что на подходе — новая волна попыток добиться вывода российских миротворцев. Так, к примеру, Кишинев объявил в розыск российского миротворца, вполне правомерно применившего оружие 1 января 2012 года для пресечения провокации молодого националиста, снесшего на автомобиле часть сооружений на миротворческом посту №9. ОБСЕ настаивает «на тщательном расследовании инцидента». А политическое отношение к нынешнему формату изложила все та же Дженнифер Браш: «Вы спросили меня, вижу ли я связь между конфликтом и миротворцами. Конечно, я ее вижу. Если конфликта нет, то и миротворцы не нужны».
Именно «ненужность» присутствия российских миротворцев, судя по всему, и будет одним из главных вопросов, инициируемых для обсуждения на ближайших переговорах в формате «5+2» сторонниками быстрейшего поглощения ПМР Молдовой.
Как бы там ни было, тревога в Приднестровье нарастает. 20 августа три ключевые приднестровские этнокультурные организации — Союз русских общин Приднестровья, Союз молдаван Приднестровья и Союз украинцев Приднестровья — выступили с совместным письмом в адрес президента России Владимира Путина, в котором просят ни при каких обстоятельствах не допустить объединения ПМР с Молдавией.
Как передает корреспондент ИА REGNUM, в тексте распространенного данными организациями документа отмечается, что в составе Молдавии приднестровцев ожидает «неизбежный этнический, духовный, культурный, языковой, политический террор и геноцид». Авторы документа напоминают, что население ПМР однозначно сделало свой выбор в пользу исторических и духовных связей с Россией и подтвердило этот выбор на референдуме 17 сентября 2006 года (по итогам которого более 97 процентов избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России). Они отмечают, что около 170 тысяч приднестровцев приняли гражданство России, и среди них не только русские, но и значительное количество молдаван и украинцев. «Если бы не искусственные препоны, граждан России в Приднестровье было бы значительно больше», — отмечается в документе.
В то же время, этнокультурные организации ПМР отмечают, что русские, украинцы и молдаване ПМР испытывает огромное давление со стороны Молдавии, США и ЕС: «Нас сегодня, в XXI веке, хотят превратить в крепостных. Хотят без нашей воли и согласия вместе с исконно российской землей, обильно политой русской кровью, «подарить» будущей «великой Румынии, — отмечают авторы документа. — С большим удовлетворением абсолютное большинство приднестровцев восприняли выраженное Вами мнение о том, что будущее Приднестровья должен определять сам приднестровский народ».
Произойдет ли «смена караула» в Приднестровье, как этого жаждут на Западе и прорумынские силы в Молдове, и как этого боится абсолютное большинство жителей Приднестровья, предсказать сложно. Во всяком случае, недавно статс-секретарь — зам. главы МИД России Григорий Карасин заявил о том, что миротворческая операция в Приднестровье остается актуальной, и говорить о ее переформировании не имеет смысла. По мнению Карасина, главное, что определяет актуальность учрежденной соглашением действующей миротворческой операции, это ее мандат, «включающий в себя выполнение режима военного администрирования зоны безопасности, поддержание стабильности в регионе и создание условий для продолжения переговоров об урегулировании конфликта».
Не будет преувеличением сказать, что, именно, позиция руководства РФ и станет определяющей при разрешении Приднестровского конфликта.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |