ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Александр СОМОВ: «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРЯЗНОГО ВОЗДУХА СНОВА ПЕРЕНЕСЛИ»
07.09.2012 / Газета: Сегодня / № 199(4211) / Тираж: 134701

29 августа прошло заседание исполнительного комитета Одесского городского совета. Первым вопросом члены исполкома рассмотрели проект решения о приостановке деятельности ряда нефтеперерабатывающих и нефтеперевалочных предприятий. Вопрос был поднят в связи с жалобами одесситов на невыносимый запах нефтепродуктов в непосредственной близости от заводов. В результате обсуждения было решено не закрывать предприятия под обязательства исправить ситуацию. Мы попросили прокомментировать ход исполкома и данное решение общественника Александра Сомова.

Александр, я знаю, что вы ждали решения под стенами мэрии. Хотели поскорее узнать результаты обсуждения ?

- Да, я пришел с дочкой на Думскую площадь, но не только, чтобы узнать о результатах. Я хотел как-то повлиять на членов исполкома. Моему примеру последовали еще несколько десятков жильцов улиц Известковой и Балковской, для которых проблема чистого воздуха стоит наиболее актуально. И это не смотря на разгар рабочего дня. Уже несколько лет чуть ли не каждую ночь они вдыхают нефтяные испарения. Уже на следующий день после закрытия предприятий они могли бы почувствовать облегчение.

- Решение исполкоме решит проблемы людей?

- Очень сложный вопрос, в решении речь идет о плане, с которым ни мне, ни активистам не дали ознакомиться перед исполкомом. На прошлом исполкоме, посвященном дурному запаху, секретарь попросил мэра не принимать поспешное решение, а подготовить проект решения к следующему собранию. В этот раз подготовленное решение так и не вынесли на голосование. Вместо него было принято решение на основании графика, предоставленного представителем предприятий. Фактически, исполком отложил решение проблемы еще на полгода. При этом не объяснив людям, как им жить и чем дышать все это время. Причем, по имеющейся у меня информации, депутаты предварительно не были ознакомлены с графиком устранения нарушений, за которые все проголосовали. С одной стороны, власти пытаются успокоить людей. С другой — не задеть интересы предприятия. Как показывает практика, такая модель поведения в конечном итоге остается одинаково невыгодна всем сторонам.

И дело здесь не в запахе. Медики заявили, что в этих испарениях содержатся опасные для здоровья вещества, в том числе мощнейший канцероген. А согласно отчету Муниципальной экологической лаборатории, превышение содержания углеводородов на разнице одного из предприятий составила 12.7 ПДК. Для сравнения в этом же отчете говорится, что превышение концентрации углеводородов на основных магистралях города Одессы составляет 3.5 ПДК.

- Правда, что предприятия пообещало лечить жителей близлежащих домов бесплатно?

- По моим данным, да. Но здесь меня смущает целый ряд моментов. Обещает лечить, но отказывается признавать свою вину в отравлении воздуха? Что-то тут не сходится.

Второй момент: что значит жителей близлежащих домов? Жителей Известковой? А как же жители Балковской, Поселка Котовского, Пересыпи, которые тоже часто жалуются на запахи, в зависимости от направления ветра? И ни меня, ни людей не может устраивать ситуация при которой лечением и путевками кто-то пытается загладить вину за подрыв здоровья. Да, есть вредные предприятия, где предусмотрены надбавки и санаторное лечение. Туда, конечно, идут работать не от хорошей жизни, ко добровольно и в этом вся разница. Здесь же одесситы стали заложниками ситуации против своей воли. Никто не пришел и не спросил: «можно мы тут испортим

вам воздух?». Вы ходит как-то очень странно: «мы будет продолжать отнимать ваше здоровье, но бесплатно лечить».

Я понимаю, что даже те обещания, которые были даны — это уже большая победа людей. Еще два месяца назад об этой проблеме вообще молчали. Сегодня ее признали и даже вроде бы хотят принять меры. С другой стороны, нам постоянно что-то обещают...

Один мой знакомый юрист любит шутить, что устный договор не стоит бумага, на которой он написан.

- Как вы видите решение проблемы? Нельзя же просто закрыть предприятие. Ведь люди работающие там, просто лишаться своих мест.

Я вижу решение только в одном — в соблюдении закона. Мы неоднократно заявляли, что мы не боремся против. Не боремся против работников, руководства или предприятий в целом. Нам важно соблюдение закона и человеческое отношение. Идеальным вариантом было бы, во-первых, допустить на все предприятия проверки и со стопроцентной уверенностью найти виновных. Вторым шагом — установить реальную санитарную зону воіфуг предприятий. Дальше на повестке дня стоит установка датчиков на каждом предприятии и наложение реальных больших и очень больших штрафов за нарушение природоохранного законодательства. С большим штрафом менеджеры несколько раз подумают, что им выгоднее: травить и платить или модернизировать и нормально работать.

В конечном итоге, наша цель — вынос всех вредных производств 33 черту городу, я планирую добиваться отражения этого в генплане города. Пока он еще не принят-у нас есть время. Можно ли считать обещания шагом навстречу людям? Вопрос не был бы таким сложным, если бы не грядущие выборы. Ко всему, что говориться перед выборами я отношусь настороженно. Де-факто на устранение нарушений дано время до июня. Но где гарантия, что этот срок не продлят уже 29 октября (день после выборов — ред.)? Перед прошлыми выборами в этом районе тоже обещали решить все их проблемы. Результат вам известен.

- Вы планируете еще что-то предпринимать или будете ждать выполнению (невыполнения) обещанного?

- Я уже отнес в прокуратуру письмо с просьбой разобраться в ситуации и установить виновных. И мне кажется, что я нашел понимание со стороны прокуратуры. Кроме того мы подняли проблему на более высокий уровень. По моей просьбе сюда приезжали народные депутаты Леся Оробец и Геннадий Москаль. Леся Юрьевна подняла этот вопрос в стенах парламента, а Геннадий Геннадиевич написал письмо Азарову. Кстати, именно после приезда народных депутатов мне удалось привлечь внимание власти к этой проблеме.

- Вы ведь тоже баллотируетесь икакраз по этому округу. Почему же люди должны доверять вам?

Знаете, у меня есть куда более серьезные причины заниматься этой проблемой. Я провел детство на Известковой, там живут мои родственники, пожилая бабушка, друзья детства... Сейчас я с семьей проживаю на Поселке (Котовсжого — ред.). Этим воздухом дышу я сам, мои родные. Вы бы не захотели помочь своей семье? Людям, которых знаете с пеленок и которым вам и дальше смотреть в глаза?Я знаю, как работают другае кандидаты, «выходя в народ» только перед выборами: раздают пайки и обещания, устанавливаю детские площадки, закатывают концерты за бюджетные деньги. Да кому нужны эти площадки, если мы медленно травим наших детей? Я так не могу. Именно поэтому я выступаю за решение проблемы до выборов, а не рассказываю сказки вроде: «Вот вы меня выберите и я вам тогда». Я не раздаю фечку, не ремонтирую крыши, не вызываю на агитацию звезд. Я помогаю получать людям от власти то, что она и так должна делать. И общественной деятельностью я занялся потому, что понял, насколько человек бесправен перед лицом государственной машины. И именно понимание сложности, 3 порой, невозможности решить многие проблемы одесситов на городском уровне, и подтолкнуло меня баллотироваться в Верховную Раду. Со страниц вашего издания я хотел бы уверить всех, что вне зависимости от результатов, я буду продолжать заниматься проблемой воздуха в Одессе, точно так же, как занимался ейдотого, как стал кандидатом.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту