![]() |
|
![]() |
![]() |
– Последние 5 лет в Украине особенно сильно заметно отставание нефтеперерабатывающей индустрии от предприятий других стран. Если в соседних странах, таких как Россия, Литва, Болгария, Румыния, Беларусь, Турция, делается акцент на развитие этой отрасли промышленности, то в нашей стране процесс затормозился. Настолько, что пока стоит вопрос только о том, чтобы сравняться с нынешним уровнем производства у соседей. А на это при самых благоприятных условиях нужно не менее трех лет напряженного труда.
У отставания есть много внешних причин, вытекающих из совокупности политических, экономических, законодательных обстоятельств. Отрасль буквально парализована деструктивной хозяйственной установкой на использование импортного топлива. Завозные бензин и дизелька покрывают потребности национального рынка примерно на 80%. С экономической точки зрения это добровольное дотирование промышленного развития других стран: проще – обеспечение чужого дяди из нашего кармана. При этом отечественные производители вынуждены безропотно пасовать перед иностранными конкурентами.
Порядка 10% топлива украинский потребитель получает от так называемых минизаводов, которых в стране, по разным оценкам, более сотни. Их продукция не поднимается выше стандарта на бензин «Евро2». Это архаика для Европы, где перешли на выпуск «Евро-5». Царящую кустарщину могло бы пресечь лицензирование. Но и вопрос регуляции деятельности минизаводов, и их технологическая неспособность производить качественное топливо остаются вне сферы государственного контроля.
При этом все шесть основных крупных НПЗ, способных с лихвой удовлетворить потребности страны и даже создать завидный экспортный потенциал в Украине, стоят, генерируя убытки. Нефтепереработкой занят всего один завод – Кременчугский. И то не более чем на 15% своей производственной мощности. Херсонский, Лисичанский, Надворнянский, Дрогобычский заводы – стоят. Одесский – тоже! С каждым годом бездействия снижается вероятность того, что качество топлива когдато сможет соответствовать критериям рынка.
В режиме затянувшегося ожидания пребывает предусмотренный законом вопрос о возврате НДС. Позитивное решение могло бы стимулировать возобновление производства. Но пока невозвращенный долг со стороны государства Одесскому НПЗ составляет около 200 млн гривень.
При таких долгах Одесский НПЗ вынужден брать кредиты. Таким непродуктивным способом дирекции удалось весь минувший год полностью обеспечивать зарплатой и социальными льготами коллектив, который вместе с работниками сервисных организаций составляет около 1,5 тыс. человек.
Вопреки слухам, компания «Лукойл» не принимала решения о продаже Одесского завода. Наоборот, постоянно предпринимаются шаги по запуску предприятия. Ведется поиск более дешевых источников поставок сырья. Для обеспечения готовности завода к работе в любой момент в январе текущего года осуществлены мероприятия, на которые было направлено около 5 млн долларов США. Всего же за 12 лет работы из российского офиса поступило на создание новых производственных мощностей, модернизацию заводского хозяйства, на мероприятия по охране окружающей среды 230 млн долларов. Но и такие крупные вложения не могут работать эффективно – нет условий.
Вязнут в инерции также инициативы, исходящие от руководства топливноэнергетического комплекса Украины. В частности, предлагалось установить нулевую ставку НДС при поставках нефти, снизить пошлины на закупаемое оборудование, ввести государственный контроль качества нефтепродуктов. Но предложений больше, чем принятых по ним решений.
И все же одесские нефтепереработчики не теряют оптимизма и надежды, что завод, которому в текущем году исполняется 75 лет, развернет свои мощности, закроет долги, обеспечит поступления в бюджеты города, области, наполнит отечественным топливом промышленные артерии страны!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |