ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Сколько стоят знания?
21.09.2012 / Газета: Вечерний город / № 168 / Тираж: 30000

Редко кто задается вопросом — сколько стоят знания, а тем более знания научные? Из окончивших вуз, единицы остаются, что называется, «в науке», в то время, как большинство ищет работу или по обретенной специальности, или (что, к сожалению, встречается чаще) берутся за любое доступное дело. Наука не относится к непрестижным занятиям. Во всяком случае в нашей стране, и, надеюсь только пока. Но этого не скажешь о других странах, где научные знания имеют свою цену.

С 80-х годов скромная финская компания Nokia, специализировавшаяся на производстве резиновых изделий, кабелей и электроники, переработка древесины и выработка электроэнергии, с 80-х годов начала активно развивать разработку и производство электроники, а после очередного мирового кризиса, отказавшись от большинства видов деятельности, сфокусировала внимание на новых технологиях. С того времени название маленькой деревушки Нокиа является синонимом коммерческого и технологического успеха.

Проблема не в том, что телефоны и смартфоны этой компании популярны в мире, а в том, что за двадцать один год в Украине так и не появилась своя Nokia. И это при том огромном научном потенциале, который наша страна получила в наследство от Советского Союза. Правда, чего греха таить, большая часть отечественных ученых работала на оборонную промышленность. СССР выпускал прекрасные образцы боевой техники, в то время, как с качественной бытовой техникой дела были не очень.

Можно, конечно, винить во всем кризис 90-х годов, нанесший удар по всем без исключения отраслям отечественной экономики, и особо болезненный — по науке. Но ведь после провальных 90-х был и определенный экономический рост, когда говорили об «украинском экономическом чуде». Проблема в том, что чуда-то на самом деле не было. Рост был обеспечен не за счет новых технологий или как принято сейчас говорить, инноваций, а на старой промышленной основе, на старых технологиях, на дешевом газе и на дешевой рабочей силе. Все это специалисты назвали «олигархической модернизацией».

Кризис 2008 года, падение спроса на украинский металл и химию, рост цены на российский газ поставили украинскую экономику перед выбором — или надеяться, что «все разрулится само собой» и будет «как раньше», то есть, экономика будет расти на старой основе, или предпринимать модернизацию, делая акцент на высокие технологии.

Возвращаясь к теме Nokia, стоит напомнить, что компания достигла успеха не только за счет грамотного ведения бизнеса, но и серьёзной научно-исследовательской работы: в 2009 году в исследовательских центрах этой фирмы, расположенных в 16 странах, были заняты 37 тысяч человек.

У нас же поддержка инновационной деятельности со стороны государства остается низкой. Затраты госбюджета на науку в Украине составляют не более 0,4 процента ВВП против 1,7 процента, предусмотренных законом. Финансирование одного ученого в Украине втрое меньше, чем в России, в 18 раз меньше, чем в Бразилии, в 34 — чем в Южной Корее, в 70 — чем в США. Как результат, происходит «утечка мозгов» из Украины, молодые ученые не найдя применения и не желая жить на нищенскую зарплату, уезжают из страны.

В практическом плане примеры не менее яркие: имея собственные мощности для производства электровозов, Украина для Евро-2012 закупила скоростные поезда в Южной Корее.

Не лучше обстоят дела и с поддержкой науки со стороны отечественного крупного капитала. Он пока что нацелен не на инновационное развитие бизнеса, а на укрепление своего монопольного положения.

Сегодня нужны новые методы и средства, в том числе и увеличение государственного финансирования научной деятельности. Правда, одними только дополнительными бюджетными вливаниями проблему не решишь, тем более, что основное финансирование идет преимущественно на базовые затраты — зарплату и коммунальные услуги, а не на собственно научную деятельность. К сожалению, отечественная наука варится в собственном котле, осуществляя процесс ради процесса, без практического внедрения. Ежегодно защищаются десятки диссертаций по экономике или государственному управлению, но это не имеет крайне малое влияние и на реальную экономику и на реальное государственное управление. Чтобы вывести украинскую науку на международный уровень, необходимо внедрение и международных стандартов оценки научной деятельности.

Руководство страны понимает необходимость модернизации экономики и ее связь с наукой. Позволю себе процитировать Президента Украины, который во время недавней Ялтинской ежегодной встречи сказал: «Совершенно очевидно, что в посткризисном мире среди лидеров окажутся те страны, которые смогут сохранить и обеспечить развитие своего промышленного потенциала. Прежде всего, высокотехнологичных секторов — машиностроения, самолетостроения, приборостроения, судостроения и т.д.. То есть тех индустрий, которые могут стать флагманами модернизации экономики, стать заказчиками на высококвалифицированную рабочую силу”.

Сегодня, по словам Президента Украины, готовится пакет законодательных инициатив, направленных на формирование новой промышленной политики. Очевидно, что рассматривать эти законопроекты будет уже новый состав Верховной Рады.

Одесса — это не только транспортный, но и крупнейший научный и производственный центр Юга Украины. Причем именно здесь сосредоточены высокотехнологические отрасли, о которых говорил Глава государства. Уверен, что народные депутаты от нашего города поддержат новые законодательные инициативы. Мой голос будет «за» возрождение отечественной науки и отечественного производства.

Автор: Сергей Гриневецкий, народный депутат Украины


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту