![]() |
|
![]() |
![]() |
Уголовное наказание за клевету лишь на первый взгляд касается исключительно журналистов. На самом деле оно затронет девяносто процентов жителей Украины, пишет в авторской колонке на «Украинской правде» Сергей Лямец.
От сорока шести миллионов отнимаем детей, которые еще не могут говорить, и стариков, которые уже не могут говорить. Получаем сорок миллионов человек, которые могут или сесть, или заплатить огромный штраф за то, что скажут нечто. Достаточно немного ошибиться, даже не соврать.
Останется только зафиксировать факты. А дальше — выбирать, кого сажать и штрафовать, а кого просто пугать. Здравствуй, СССР со всемогущим НКВД!
Идем к первоисточнику. «Распространение неправдивой информации» — крайне широкая формулировка.
К примеру, встречаются на кухне два соседа, и один начинает рассказывать анекдот: «Встречаются раз Василий Иваныч и Виктор Федорыч…».
Все! Другой сосед слушает, смеется, а потом строчит анонимное письмо по e-mail. Дескать, товарищи, в квартире №13 по улице Ленина, 666 распространяется неправдивая информация про героя революции Чапаева и еще одного героя анекдотов.
Или напишите пост в Facebook о том, что «в Черниговской области триста хат переписаны на кота». Ну, вы понимаете.
Ап! Это раньше вы шутник, а теперь — клеветник.
Дальше — дело техники. Мальчики с Владимирской (там находится офис СБУ, в прошлом НКВД) будут решать: сажать первого соседа сразу или же надавить на него, чтобы он стучал, скажем, на своего руководителя. Это типичный «совок» времен товарища Сталина.
Скажете, невозможно? Ну как сказать.
Гитлер тоже приходил к власти демократично. Муссолини носили на руках. Франко был образцовым хозяйственником. Сталину аплодировали стоя. Объединяет этих персонажей то, что они убивали людей. Массово.
Янукович не убивает. Но Гитлер тоже не начинал с концлагерей. Так что Виктор Федорович хорошо начал. Посмотрим, куда придет.
Надо признать, что В. Янукович и иже с ним заинтересованы в том, чтобы существовала уголовная ответственность за клевету. И вот почему.
СМИ и слухи — это два оставшихся способа узнать правду. Про «Межигорье». Про миллиардные обороты сына Януковича. Про отбор бизнеса Юрой Енакиевским. Про миллиардные дотации для «своих» солнечных батарей Клюева. Про разворовывание бюджета персонажами, которые даже не скрываются. Мы пишем об этом, в основном не имея документальных подтверждений. Мы ссылаемся на слухи, на общение с людьми, на подслушанные секреты и подсмотренную переписку. Мы — настоящие агенты «007», только небритые, с красными глазами и на метро вместо астон мартинов.
Если начнут сажать за клевету, писать правду будет гораздо сложнее.
Но даже не надо резонансных расследований. Выпускает, скажем, «Украинская правда» новость следующего содержания: «Азаров похвастался низкой инфляцией». Это уже клевета. Ну не хвастал же он, в самом деле. Может, немного удивился.
А «уголовность» означает, что любой мент может подсадить человека на подписку о невыезде до решения суда.
В случае с Азаровым приходит в милицию бабушка К. Она пишет: «Журналисты, сволочи, соврали. Я лично видела, что Азаров не хвастал». И тут же мент пишет: «На основании заявления возбудить уголовное дело и взять подписку о невыезде. А дальше — жди два года до суда».
Вот такая бабушка может «прописать» в Украине не только журналиста, но и бизнесмена, соседа-дворника, бомжа и любого кандидата в депутаты.
Ладно, пусть в итоге в законопроекте останутся только штрафы, а «сроки» уйдут. Но подумайте: в силах обычный житель страны заплатить семнадцать тысяч гривень? Средняя зарплата по стране, напомним, около трех тысяч гривень.
А если это журналист, который пишет по статье в день? Умножаем двадцать четыре на семнадцать тысяч гривень и получаем ежемесячный налог четыреста восемь тысяч гривень.
Все журналисты страны просто обязаны стать джайнами — приверженцами одной из религий Индии. Те могут иметь только одну личную вещь. Например, набедренную повязку. В Украине журналисты оголятся не по религиозным соображениям. Просто чтобы не забрали через суд единственные квартиру, компьютер, телефон и унитаз.
Но вот что мне лично непонятно. Порядка восьмидесяти процентов резонансных расследований мы делаем на основании так называемых «данных источников». Люди, которые по роду деятельности вращаются в банковской, промышленной, правительственной или другой среде, говорят нам о своем жизненном опыте. Либо же одни ребята из власти рассказывают всю правду-матку про других.
Василий Иванович дает компромат на Ивана Васильевича, потому что хочет отобрать у него скважину или миллиард. Или хочет отомстить за то, что тот не пригласил его на день рождения. Да мало ли существует поводов рассказать тайны Мадридского двора!
Дело даже не в оппозиции. Если бы! Немало информации подбрасывают представители власти. Причем самого высокого уровня! Понятно, что мы берем далеко не все — около двадцати—тридцати процентов услышанного. Понятно, что проверяем своим способом. Понятно, что априори знаем, что чем красивее рассказано, тем больше вероятность попасть на подтасовку. Но все же мы используем эти данные. А что, откуда вы узнали про контрабанду или «обнальные» операции? Так было. Так есть. А теперь представим, что не будет.
Представьте: в стране десятки миллиардеров, тысячи миллионеров. Сотни тысяч предпринимателей. А у власти находятся реально двадцать—тридцать человек, которые могут повлиять на МВД, прокуратуру, СБУ. И буквально за месяц отобрать все даже у такого человека, как Ахметов. Не верите? Читайте сказки про Ходорковского.
Сейчас происходит так. Если человека «прессуют» силовики или те же налоговики, он имеет возможность анонимно пожаловаться в СМИ. Либо же один олигарх может рассказать про схему другого, тоже анонимно. На основании этих данных журналисты писали собственные расследования. Некоторые из этих расследований видели на Западе. И, в зависимости от своих интересов, могли на них отреагировать.
Однако после введения уголовного наказания за клевету ребята в галстуках не смогут «закладывать» друг друга. Журналисты не захотят писать материалы на основании их слов, потому что за это или посадят, или оштрафуют.
Вся пресса превратится в газету «Правда» времен СССР. Описание поездок Януковича и других членов политбюро, а также репортажи о ходе посевной и кроссворд. Людям, у которых отобрали все, пойти будет некуда. Менты, эсбэушники, прокуроры — никто из них не будет связываться с «обиженным». Украинские суды, как известно, самые честные в мире (ой, опять клевета!).
Так что очень интересно. Ладно, Янукович — он главный из всех, кто входят в политбюро, ему нужна тишина.
Но зачем четыреста депутатов пилят сук, на котором сами же сидят?
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |