![]() |
|
![]() |
![]() |
В соответствии с Планом работы на 2012 год Территориальным Управлением Счетной Палаты по Одесской, Николаевской и Херсонской областям проведен аудит эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных на мероприятия по развитию садоводства и виноградарства.
Аудит показал, что Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, Одесской и Херсонской областными госадминистрациями не было обеспечено в полной мере эффективное управление и надлежащий контроль над использованием средств государственного бюджета, выделенных этим областям на указанные цели.
Так, при отсутствии действующих государственной и региональных программ, которые должны были предусматривать механизм координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и отвечать потенциальным возможностям регионов, плановый подход в бюджетном процессе практически отсутствовал. Это не дало возможности определять ожидаемый результат.
Кроме того, ежегодное распределение средств, осуществляемое Министерством аграрной политики, не полностью отвечало предыдущим объемам компенсаций, определенных на региональных уровнях. В конечном итоге это стало одной из основных причин существенного сокращения объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий (с 2009 по 2011 год — на 48 процентов) и снижения объемов закладки многолетних растений (на 71,7 процента).
В результате внутренняя потребность указанных регионов в продукции садоводства и виноградарства удовлетворена собственным производством всего на 30 процентов, а импорт виноградных вин в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) увеличился на 41,1 процентов (до 3,310 млн. декалитров).
Действующая в 2011 году нормативно-правовая база в этом направлении не была до конца согласованной. Критерии, по которым должны были приниматься решения о назначениях компенсаций, в полном объеме не были определены. Это не дало возможности исключить риски неэффективного использования средств государственного бюджета, выделяемых на вышеуказанные цели, а также использование средств в нарушение норм действующего законодательства (либо не в полном соответствии с требованиями этих норм).
Аудит установил ряд нарушений в деятельности областных и районных комиссий Одесской и Херсонской областей при расходовании средств на общую сумму 6410,0 тыс. гривень.
Кроме того, несмотря на наличие бюджетных средств, органами Государственной Казначейской Службы не были проведены платежи в декабре 2011 года в сумме 28545,0 тысяч гривень (Одесская область — 23417,0 тыс., Херсонская — 5128,0 тыс.), что само по себе является свидетельством неэффективного управления бюджетными средствами, и привело к появлению кредиторской задолженности у целого ряда предприятий.
В значительном усовершенствовании нуждается также система внутреннего контроля над использованием средств государственного бюджета, выделяемых на развитие виноградарства и садоводства, в частности, речь идет о деятельности районных комиссий по рассмотрению заявлений о компенсациях и о наличии соответствующих подтверждающих документов.
В целом, аудит показал: несмотря на отдельные позитивные сдвиги от внедренной в Украине системы государственной поддержки садоводства и виноградарства (валовой сбор в 2011 году по сравнению с 2010 по Одесской области увеличился на 67,7 тысяч тонн, или на 21 процент, а по Херсонской — на 40,4 тысяч тонн, или 57,2 процента), она не способствует росту показателей развития, как регионов, так и отрасли в целом. Об этом свидетельствует факт значительного превышения импорта продукции садоводства над экспортом. А именно: по Одесской области — в 9 раз, по Херсонской — в 1,4 раза.
Анатолий Мирошников, начальник ТУ Счетной Палаты (г. Одесса)
* * *
От редакции. Аудит, проведенный одесскими специалистами, послужил поводом для серьезного анализа положения в сельском хозяйстве в целом, и в ряде его областей, в частности. Речь идет уже не о проверках, а об изучении тенденций, наметившихся в агросекторе. Суть сводится к тому, что до сих пор остаются несовершенными сами механизмы господдержки села, не до конца, и не в полном объеме выписаны программы его развития, и меры по исправлению этого положения принимать нужно уже сегодня.
Как нам стало известно, понимание данной проблемы есть у Правительства, которым, в частности, уже намечены конкретные шаги по решению всех вопросов, связанных с обеспечением устойчивого развития села. Но это — отдельная и более глубокая тема, к которой мы обязательно обратимся в одном из ближайших выпусков газеты.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |