![]() |
|
![]() |
![]() |
– Какого мнения фермеры о жатве нынешнего года? – спрашиваю у председателя СФХ «Садовских» Юрия Садовского.
– Мне кажется, такие трудные годы только ускоряют естественный отбор. От хозяйствования отойдет та часть фермеров, которая не работает, а жалуется. Однако у многих хозяев процесс производства наладился, и они уже конкурируют с сельхозпредприятиями, например, в соблюдении агротехники.
– Сколько, по–вашему, должно быть земли в обработке, чтобы надеяться на рентабельность производства?
– Минимум 500 гектаров. Это дает возможность соблюдать севообороты. А скажем, 100 гектаров – это для монокультуры, что очень рискованно. Фермерство нужно любить, вкладывать в работу не только душу, но и значительные средства. У нас, например, затраты на один гектар поля составляют две тысячи гривень. И, осматривая поля – свои или чужие, – сразу видишь разницу между ними: в какие поля вкладывались средства, а в какие – нет.
Однако скажу, что фермерство на небольших наделах в наших условиях имеет свои положительные стороны. Такой фермер хотя бы кормит собственную семью, содержит подсобное хозяйство, с реализации продукции которого живет. Имеет более или менее приличный автомобиль, дети имеют возможность где–то учиться.
– Ваши прогнозы на осень…
– Если посеешь, то хоть какая–то надежда на урожай теплится. Не посеешь – ради чего работать? Не привыкли мы видеть поле «голым». Однако прогнозы на урожай в следующем году оптимистичнее нынешнего. В природе уже так заложено: на каждый десяти–двенадцатилетний период выпадает аномальный год. Я интересовался у опытных агрономов, было такое и в советские времена. Только тогда аграриев поддерживало государство. Сегодня сельхозпроизводство – бизнес, и мы должны выживать сами. Наука, к сожалению, тоже не торопится давать рекомендации. И все–таки для посевной имею собственные семена пшеницы и ржи, твердой пшеницы докуплю, а с ячменем помогут друзья.
– Говорят, что сейчас идет процесс борьбы за пайщика. Так ли это?
– Я назвал бы это процессом движения земли. Из нашего хозяйства в прошлом году в единоличники вышло четверо и двое – в этом году. Это их право вести хозяйство самостоятельно. Думаю, очень важно, когда пайщик знает, что не ограничен условиями договора. Тогда существует больше взаимного доверия. Однако за это время из других хозяйств в СФХ «Садовских» пришло двенадцать человек. В чем причина?
Казалось бы, мелочи. Фермер, например, отказывается вспахать огород, потому что горючее дорогое, или не привез домой сечку: забирайте с поля. Это ненормально, ведь права пайщика подтверждены договором. Поэтому у многих фермеров, в частности и у нас, установились добрые традиции поздравлять пайщиков, скажем, по большим праздникам. Кроме поздравлений мы еще выдаем продовольственные пайки. Сначала развозили пенсионерам, теперь будем всем вручать. Иначе нельзя – все мы люди и живем среди людей.
– Чего боятся фермеры?
– Свободной продажи земель сельскохозяйственного назначения. И рейдерства, которое сейчас имеет место в центральных регионах страны, где плодородные земли. Создаются агрохолдинги – крупные экспортеры зерна, которые диктуют цены. На их фоне даже крупные фермерские хозяйства – ничто. Поэтому надеемся на защиту государства, на продуманные законы и внимание к среднему сельхозпроизводителю, на котором сегодня держится село.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |