![]() |
|
![]() |
![]() |
Выстояв длинную очередь вместе с главами африканских стран и невидимых в микроскоп тихоокеанских республик, Виктор Федорович Янукович удостоился чести пожать руку Бараку Обаме и пообщаться с ним тридцать секунд. Время, которое президент США уделил президенту Украины, целиком и полностью соответствует положению украинского руководства на международной арене. Страну «взвесили и сочли легкой».
РАЗГОВОРЫ НЕРАВНЫХ
Катастрофическое уменьшение «веса» и падение престижа нашего государства очевидно, кажется, уже всем, кроме тех, кто несет за это ответственность. Режиссеры проваленного спектакля как ни в чем не бывало выходят кланяться публике и искренно удивляются, что нет аплодисментов.
Выступление Виктора Федоровича Януковича с трибуны 67-й Генеральной Ассамблеи ООН по теме было беспроигрышным. Постоянное участие Украины в международных миротворческих операциях — безусловный козырь, позволяющий нашим руководителям на равных разговаривать с лидерами развитых стран, обсуждать с ними глобальные проблемы.
Но разговора на равных не получается, а обсуждение проблем ограничивается кругом частных вопросов. Так в злополучные тридцать секунд Обама задал только вопрос о ходе поставок американского оборудования в харьковский институт для работы установки на низкообогащенном уране, а в ходе краткой встречи Януковича с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном стороны пришли к общему мнению, что надо продолжать диалог.
Диалоги в общении наших руководителей с остальным миром занимают, однако, небольшое место. За два с половиной года отвыкнув от дискуссий с оппонентами внутри страны, они и вне ее предпочитают собственные монологи. Получая в ответ то же самое. На бесконечную мантру о безальтернативном стремлении Украины на Запад следует такая же мантра о трех условиях сотрудничества. Включая отход от избирательного правосудия, освобождение лидеров оппозиции и честные выборы.
Западные партнеры твердо уверены, что ни одно из их условий украинской властью в ближайшее время выполнено не будет, наши не надеются ни на какие уступки, мантры повисают в воздухе, иллюзия общения сохраняется. Вот и весь диалог.
Для того чтобы «слава не пропала, что Брюссель женихался», время от времени оттуда сюда поступают различные комментарии с пожеланиями честных выборов, а отсюда туда едут эмиссары с надеждой получить какую-то надежду. Типа размораживания кредита Евросоюза для Украины размером в 610 миллионов евро через неделю после того, как пройдет месяц.
Последним аттракционом такого рода стал визит в Брюссель первого вице-премьера Валерия Хорошковского, который привез Еврокомиссии новость о начале процесса изменения Конституции Украины в части расширения полномочий Счетной палаты по контролю над расходами бюджетных средств. Формально такие изменения были одним из до сих пор не выполненных условий предоставления кредита. Но фактически денег не дают из-за политики. На что Валерию Ивановичу еврокомиссары намекнули со всей откровенностью.
Похоже, что такой же ответ в США дали главе правления Национального банка Сергею Арбузову и министру финансов Украины Юрию Колобову, которые в переговорах с руководством Международного валютного фонда и Всемирного банка попытались возобновить реальный процесс сотрудничества и хотели, если удастся, начать процесс заключения нового договора о стабилизационном кредите взамен прежнего.
Никакой публичности в таких переговорах, естественно, нет, но до выборов, скорее всего, не будет у нас с МВФ никаких договоров. И денег. А деньги нужны так, как не были нужны за все время существования независимой Украины.
ЭКОНОМИКА ЦУГЦВАНГА
На «стабилизацию» курса национальной валюты из резервов Национального банка Украины ушла едва ли не треть всех накопленных запасов, поток иностранных инвестиций в украинскую экономику сокращается, административные меры по возврату валютных поступлений в Украину от экспорта не дают ожидаемых результатов. Еще немного — и нечем будет погашать и обслуживать существующие долги.
Перспектива изменить тенденцию при этом чрезвычайно мала — отрицательное сальдо во внешней торговле товарами в первой половине 2012 года составило 7,2 миллиарда долларов и эта цифра до конца года, судя по всему, значительно вырастет, потому что спрос на основную экспортную продукцию Украины — металл и товары большой химии — падает на глазах. А в больших объемах ничего другого конкурентоспособного на мировых рынках украинские товаропроизводители предложить не могут.
Но если нельзя увеличить объем экспорта, можно попытаться сократить импорт. Средство для этого есть. Увеличение ввозных пошлин на группу дорогих иностранных товаров если не решило, то смягчило бы часть угрозы. Но вот незадача: Украина — член Всемирной торговой организации. Четыре года как. А размеры ввозных барьеров (вернее, их пределы) зафиксированы в договорах со всеми странами — членами ВТО. Этих стран, кстати, больше полутора сотен.
Пытаясь защитить отечественных производителей от антидемпинговых расследований, ограничительных квот и штрафов, Украина в свое время спешила вступить в ВТО и в процессе переговоров соглашалась на низкие пределы ввозных пошлин. Теоретически это способствует большей открытости экономики и является стимулом для ее модернизации.
Никакой модернизации, однако, в нашей экономике не наблюдалось. И не наблюдается в силу внутренних внеэкономических причин. А открытость привела к тому, что дешевые импортные товары стали вытеснять отечественные. И «маємо те, що маємо», как говорил Кравчук. То есть надо в ноги кланяться многочисленным партнерам по ВТО и вести переговоры с каждым о повышении ввозных пошлин на их товары.
Такие переговоры никак не противоречат членству Украины во Всемирной торговой организации. Мало того, они предусмотрены ее генеральным соглашением о торговле и тарифах. И передача в штаб-квартиру ВТО предложений о пересмотре ввозных пошлин более чем на триста товарных позиций со стороны Украины абсолютно законна. Но крайне несвоевременна. По той причине, что экономические вопросы немедленно включаются в жесткий политический контекст.
Хорошковскому в Брюсселе уже заявили, что нельзя, с одной стороны, ускорять процесс интеграции в европейскую экономику, пытаться войти в режим Зоны свободной торговли с Евросоюзом, а с другой стороны, требовать изменения ввозных пошлин, то есть процесс тормозить.
Кроме того, в ЕС крепнет уверенность, что история с ограничением импорта — только видимая часть экономического проекта Украины. А его основная часть состоит в постепенной переориентировке украинского производства на северо-восточный рынок, где архаичная промышленность конкурентоспособна.
Однако вопрос конкурентоспособности украинских товаров в рамках Зоны свободной торговли стран СНГ до сих пор не решен из-за многочисленных заложенных в нем ограничений. И трудно сказать, найдет ли сбыт украинская продукция в рамках Таможенного союза в том случае, если наша страна станет его членом. Выяснить это можно только на практике.
То есть, оказавшись внутри мышеловки, куда есть вход, но нет выхода.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |