ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Грузинская мечта» не означает, что она грузинская на самом деле
06.10.2012 / Газета: Час пик / № 41(596) / Тираж: 5000

Если деньги политиков находятся на счетах за рубежом, то эти политики национальными называться не могут. Так что перемена политической картинки в Грузии — только перемена картинки, и не больше. Очень хотелось бы в этом ошибиться, но факты «упрямятся»…

Под утро 2 октября меня вырвал из сна резкий междугородний звонок. Звонил мой старый сослуживец по Закавказью, ныне житель Тбилиси Нодар. Голос офицера запаса дрожал от возбуждения: «Виталий, батоно, мы победили! Ты бы видел сейчас наш Тбилиси!».

По большому счету для меня это новостью не было. Прослужив два десятка лет в Закавказье, в том числе, около шести лет в Тбилиси, я всегда пытаюсь быть в курсе последних политических событий в этом регионе. Поэтому еще к полуночи 1 октября я знал не только данные экзит-поллов по выборам в парламент Грузии, но и первые результаты. Все говорило о том, что блоку «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили удалось, казалось бы, невероятное: убедительно победить на парламентских выборах правящую партию Михаила Саакашвили.

Власть поражение признала. Президент Грузии Михаил Саакашвили во вторник в специальном обращении заявил, что правящая партия «Единое национальное движение» решила перейти в оппозицию. Одновременно он пообещал, что как глава государства будет способствовать тому, чтобы после состоявшихся выборов парламент страны начал работать, и сумел выбрать председателя парламента и сформировать новое правительство.

Следует подчеркнуть, что результаты нынешнего голосования имеют особое значение для Грузии в связи с завершением в будущем году президентского срока Саакашвили. А если вспомнить, что, согласно принятым ранее конституционным поправкам, полномочия парламента и особенно премьера Грузии возрастают за счет полномочий президента, станет понятно, что теряет президентская вертикаль.

Для правящей партии было крайне важно удержать контроль над парламентом, так как это облегчало различные рокировки, которые в будущем позволили бы ей сохранить властную конструкцию. Так, согласно одному из вариантов, в 2013 году в качестве кандидата на пост президента от Единого национального движения выдвинут нынешнего спикера парламента Давида Бакрадзе, кресло которого, в свою очередь, можно было бы зарезервировать за Саакашвили. Теперь этого, похоже, не будет.

Из общего состава в 150 депутатов, в грузинский парламент 77 человек избираются по партийно-пропорциональной системе, а 73 представляют одномандатные округа.

Так уж случилось, что вся интрига выборов строилась на основе борьбы правящего «Единого национального движения» и оппозиционной «Грузинской мечты», ведомой олигархом Б. Иванишвили. В этой борьбе все другие силы как-то померкли и потерялись.

Таким образом, у лидеров нового большинства, похоже, есть все основания для того, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. Впрочем, победу мало одержать — ее нужно еще и отстоять. Стремление остаться у власти любой ценой может, по оценкам ряда наблюдателей, стать доминирующей мотивацией грузинских властей в поствыборный период. Судя по всему, он обещает быть весьма горячим.

Напомним, что одной из ключевых задач парламента теперь станет избрание нового правительства страны после президентских выборов следующего года. Именно новому главе кабинета министров, согласно внесенным ранее по инициативе Саакашвили поправкам в конституцию, в следующем году отойдет большая часть президентских полномочий. Для избрания премьера необходимо, чтобы за его кандидатуру проголосовали как минимум 76 парламентариев из 150. Однако до превращения страны в парламентскую республику народным избранникам сначала предстоит утвердить временного премьера, кандидатуру которого будет по старинке вносить Саакашвили. Впрочем, новоизбранный парламент может вновь изменить основной закон страны, если за это проголосуют две трети его состава.

Грузинский миллиардер, состояние которого оценивается в $6,4 млрд., лидер коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили считает, что следующим логичным и правильным шагом со стороны Михаила Саакашвили будет его отставка и назначение в стране досрочных президентских выборов. «Исходя из того, что он смог сделать заявление о переходе его движения в оппозицию, логичное и правильное продолжение этого — отставка и назначение досрочных президентских выборов», — заявил на пресс-конференции после выборов Иванишвили.

Отвечая на вопрос журналиста, использует ли новый парламент процедуру импичмента в отношении Саакашвили, Иванишвили отметил, что будет лучше, если Мишо уйдет сам.

Следует подчеркнуть, что борьба двух основных сил на парламентских выборах имела отчетливую внешнеполитическую маркировку. Сторонники Саакашвили (как в Грузии, так и за ее пределами) старались представить проект Иванишвили как «кремлевские происки». Впрочем, это делали и представители «третьих сил». При этом тезис о «любви к России» Иванишвили сторонники нынешнего президента Грузии явно «притягивали за уши». В ходе парламентской кампании Иванишвили не раз заявлял о сотрудничество с США и Европой, как о главном приоритете, а также подчеркивал, что расстался со своим бизнесом в России. Более того, тезис о «разрыве» своих связей с РФ ради «свободы Грузии» Иванишвили озвучил во время встречи с влиятельным американским политиком Джоном Маккейном в начале сентября нынешнего года.

Никаких заявлений о вступлении в ЕС или необходимости отказа от прав на Абхазию и Южную Осетию от грузинского бизнесмена не прозвучало. Более того, имея серьезные финансовые возможности, олигарх попытался наладить свой собственный лоббизм в Вашингтоне. Если предположить, что в будущем Иванишвили ждут дальнейшие успехи во внутриполитической борьбе в Грузии, то стоит иметь в виду: деньги его находятся в западных банках, и внешнеполитический вектор не может развиваться в другом направлении. Это аксиома.

При этом стоит отметить моментальную реакцию на результаты выборов из-за океана, где их назвали «образцом демократии». «США поздравляют грузинский народ с успешным проведением вчерашних парламентских выборов и совершением очередного важного шага на пути к демократическому развитию Грузии. Грузинские граждане подали региону и всему миру пример, проведя состязательную кампанию, свободно реализуя свои демократические права и подтверждая стремление к мирной передаче власти», — говорится в заявлении официального представителя Белого Дома Джея Карни.

Таким образом, эксперты могут делать ныне лишь осторожные предположения о возможном улучшении отношений между Грузией и Россией. Сдержанную надежду на то, что отношения между Москвой и Тбилиси потеплеют, выражает и эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев. «Я руководствуюсь при этом здравым смыслом и интересами как российского народа, так и интересами Грузии, — сказал он. — Я обращаю внимание, что большинство грузинских граждан, даже если верить опросам западных социологических структур, выступают за нормализацию отношений с Россией. Я думаю, что эта новая политическая сила, которая предъявила серьезную заявку на представительную власть в Грузии, не может не действовать исходя из коренных интересов подавляющей части грузинского населения».

Разумеется, эксперты еще проанализируют результаты парламентских выборов в Грузии, основные причины поражения партии власти. Мне же хотелось бы остановиться на социально-экономической составляющей произошедшего.

На Западе, да и у нас общественное мнение под мощным воздействием СМИ воспринимает нынешнюю Грузию как молодое демократичное и очень прогрессивное государство. Дескать, и реформы там успешно проводят, и экономика развивается. Но так ли это на самом деле?

Сошлюсь на мнение вице-президента Всемирного конгресса народов Грузии, президента фонда «Единение русского и грузинского народов», президента Конгресса национальных объединений России, профессора Владимира Хомерики, который в своем недавнем интервью заявил: «Экономика Грузии — это мыльный пузырь. На самом деле, экономическая ситуация Грузии практически ничем не лучше, чем она была до прихода к власти Михаила Саакашвили в 2003 году. Есть определенная статистика, в том числе и международных организаций. Поэтому все, что дается в интерпретации Михаила Саакашвили и его правительства, — блеф и инсинуация, подтасовка данных».

Действительно, внешний долг при Шеварднадзе в 2003 году составлял 1,8 миллиарда долларов. Сегодня совокупный долг доходит до 12 миллиардов долларов, что составляет почти три бюджета Грузии. Только выплата процентов по этим кредитам уже разорила страну: 40 процентов бюджета Грузии уходит на покрытие долгов. Бывший премьер Грузии Тенгиз Сигуа, говоря о сельском хозяйстве (а Грузия — страна аграрная), отмечает: «В последние годы эта сфера была незаслуженно отброшена государством, почти не дотировалась. Мы закупаем 80 процентов продуктов питания за границей». На сельское хозяйство Грузии приходится менее одного процента всего ВВП, а ведь в сельском хозяйстве занято едва ли не большинство населения.

Внешняя торговля Грузии — вообще катастрофа. Страна, вывозя продукции на 1 доллар, завозит ее на 4 доллара. Основу экспорта Грузии (24 процента) составляет… реэкспорт легковых автомобилей. Единственная продукция промышленности, которая есть у Грузии, — ферросплавы, совокупный экспорт которых составляет порядка 12 процентов. Третью строчку занимает экспорт черного металлолома (порядка 8 процентов). Если добавить сюда еще около 3 процентов медного металлолома, то получается, что вывоз металлолома и старых авто — это и есть вся «промышленность» страны. Среди экспортируемой продукции нет сельхозпродукции, даже нет вина, которым хвастается Саакашвили. Упоминается, правда, минеральная вода (около 2,5 процентов экспорта), но водой бюджет не полнишь. Или наполнишь, если говорить об этом в переносном смысле...

Грузия — страна тотальной безработицы. При этом, она обманывает сама себя, когда заявляет международному сообществу, что безработица в стране составляет «всего» 16 процентов. Дело в том, что все жители сельской местности, у которых есть земельные наделы, или даже приусадебные участки, приравниваются к трудоустроенным. Потому, дескать, что их кормит сельское хозяйство. По последним данным исследования американского института NDI, число безработных в Грузии составляет 70 процентов!

Да и трудоустроенность оставшихся 30 процентов очень жалкая. Заработная плата в Грузии просто нищенская. В среднем по стране она составляет 400 долларов, но львиную часть средств пожирает армия и силовики, где зарплата достаточна высока. Зато для рядового труженика зарплата в 200 долларов — предел мечтаний.

Все это не могло не сказаться на демографической ситуации. За годы правления Саакашвили рождаемость в Грузии упала более чем на 15 процентов. Более трети населения мигрировало из Грузии в другие страны. За годы правления Саакашвили поток этих вынужденных «беженцев» удвоился. Таким образом, реальная ситуация в Грузии представляет собой не расцвет страны, а ее агонию. Разумеется, все это не могло не сказаться на результатах парламентских выборов. Сможет ли обеспечить перемены к лучшему новый парламент и новое правительство, это еще вопрос, и очень большой. Тем более, что решаться он будет не в Тбилиси, а в Вашингтоне.

А, пока, разговаривая со своим грузинским другом Нодаром, я чудом удержался от напоминания ему о том, с каким восторгом он сам восемь лет назад рассказывал мне о победе в Грузии «революции роз» во главе с Михаилом Саакашвили. Не повторится ли через несколько лет нечто подобное? И в этой связи трудно не согласиться с проживающим ныне в России государственным и общественным деятелем, лидером Движения грузин за рубежом Игорем Гиоргадзе, который весьма четко сформулировал суть и смысл происходящего еще два года назад: «Мою Родину стремительно и неуклонно переделывают, переиначивают на иной, чужестранный манер, пытаются «обобщечеловечить», навязать чуждые ей морально-нравственные критерии бытия, стараясь как можно быстрее и необратимее оторвать, отрезать от тысячелетних корней…». И им это пока удается!

Автор: Виталий Саражин


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту