ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Операция «Ликвидация» превращается в профанацию?
14.10.2012 / Газета: Час пик / № 42(597) / Тираж: 5000

Распоряжение Правительства — это окончательная директива, обязательная для исполнения. С каких это пор отдельный министр у нас выше, чем коллективное решение всего Кабмина — главного органа исполнительной власти? Опять же, согласования в министерствах, в том числе в Минфине, проходят до принятия правительственных решений, а не после. И министр финансов поддержал распоряжение Кабмина от 1 августа на этапе подготовки документа. Какие же подписи еще нужны?

Сайт «Информ-центр города Рени» (reniinfo.od.ua), обслуживающий интересы Ренийского горисполкома, развернул против автора этих строк настоящую информационную войну. Я удостоился такой чести только за то, что посмел начать журналистский контроль над использованием денег, выделенных городу Рени для ликвидации последствий двух майских наводнений (19 миллионов гривень).

Чья же эта «ложь-змея»?

Напомню, что финансирование, предусмотренное распоряжением Кабмина от 1 августа т. г., не включает в себя работы на важнейших городских объектах, от которых напрямую зависит предотвращение подобных стихийных бедствий в будущем. Это завершение строительства новой водонасосной станции второго подъема (старая насосная уходит под воду после каждого сильного дождя) и углубление балки Баланешты, играющей роль основного водоотводящего канала на территории Рени. Городской голова Сергей Колевич заявил, что документы на новую насосную были вовремя подготовлены и направлены в правительство, но Кабмин вычеркнул этот пункт. Мэр пояснил: средства из резервного фонда можно тратить только на ликвидацию последствий стихийных бедствий, тогда как сооружение насосной считается объектом нового капитального строительства и должно финансироваться отдельно. Однако председатель Одесского облсовета Николай Пундик, комментируя ситуацию, заявил: Ренийская мэрия так и не подготовила проектно-сметную документацию на новую насосную станцию.

С этого момента на сайте «Информ-центр города Рени», а также на форуме Общественного сайта города Рени, началась настоящая истерика среди приближенных С. Колевича. Меня стали называть не иначе как «черносказочник Андерсен», причем гневные отповеди сопровождаются откровенными оскорблениями в мой адрес (среди них самое мягкое — «гаденыш»). Авторы этих «публикаций» обвиняют меня в патологической лжи, и даже присвоили мне «титул» самого брутального журналиста. Защищая мэра с яростью верных псов, авторы «Информ-центра города Рени» в опусе «Слава Герострата» под рубрикой «ложь-змея» утверждают следующее: «Проектная документация на насосную станцию была подготовлена своевременно и в полном объеме… Документы готовил проектный институт «Одессакоммунпроект». Горисполком уплатил 280 тысяч гривень, и после получения отчета об экспертизе («Укрстройэкспертиза») документы попали в соответствующие министерства… Кабмин принял к сведению и дал разъяснения: нужно работать с Минэкономики и запланировать насосную в госбюджете на 2013 год отдельной строкой… Очевидно, горе-автор вышеуказанных публикаций, который постоянно пишет негатив и попадает «под раздачу», разоблачается по пунктам. Его черные сказки — на его совести… Насколько известно, мэрия никаких претензий к нему не предъявляла. Ну, какие претензии можно предъявить к тенденциозному словоблудию?».

Очень жаль! Очень жаль, что мэрия так и не предъявила мне никаких претензий. Помнится, в прежние годы господин Колевич не раз подавал на меня судебные иски о защите чести и достоинства. Правда, ни одно дело почему-то не было доведено до логического конца — не было даже предварительных судебных слушаний. Несомненно, городской голова прекрасно понимал слабость своих правовых позиций в конфликте с прессой, и тихонько отозвал свои исковые заявления. Вот и на сей раз Сергей Степанович говорит лишь полуправду.

Конфуз с новой насосной станцией: момент истины

На днях у меня состоялся телефонный разговор с вице-губернатором Одесской области Валерием Матковским, отвечающим за предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий. Я задал Валерию Дмитриевичу вопрос, который звучал в моих публикациях уже не раз: как могло случиться, что выделенные Кабмином деньги будут потрачены на второстепенные цели, а самое главное — устранение причин наводнений в Рени — осталось «за бортом» правительственного решения?

— Существует порядок использования этих средств, — ответил В. Матковский. — К сожалению, этот порядок предусматривает именно ликвидацию последствий, но не причин стихийных бедствий. И по насосной у нас ничего не получилось. Как вы знаете, первоначально мы просили для Рени 27 миллионов гривень, но Кабмин дал 21 миллион 56 тысяч.

Когда же я напомнил вице-губернатору, что Положение о резервном фонде допускает финансирование не только ликвидации последствий стихийных бедствий, но и их предотвращение, мой собеседник признался:

— Да, я говорил то же самое, что сейчас говорите вы. К сожалению, мы не смогли убедить Правительство. Постановление Кабмина предварительно проходит через три министерства, и нам дали понять: если мы будем в этом вопросе крепко «бодаться», то можем вообще не получить эти деньги. Даже с ремонтом ренийских дорог (а это основная статья расходов на ликвидацию последствий стихии) не все вышло гладко. Документы готовились в начале июня, и пока шли согласования, дороги были окончательно добиты. Особенно это касается тех улиц, по которым ездит большегрузный автотранспорт. Я специально послал в Рени специалистов дорожного института, и они сделали заключение о том, что необходимо не только ремонтировать асфальтовое покрытие этой трассы, но и усиливать ее основу — иначе она не выдержит нагрузку, создаваемую фурами. Вот и получилось, что сначала мы рассчитывали на один объем дорожных работ, а потом оказалось, что его надо увеличивать. Но я надеюсь, что очень скоро у вас там приступят к работе.

Вернувшись к теме строительства новой насосной станции, я стал ссылаться на слова Н. Пундика о том, что Ренийский горисполком попросту не подготовил на нее проектно-сметную документацию, и это — главная причина того, что объект не будет финансироваться в текущем году.

— Да, это правда, — сказал В. Матковский. — Документы были поданы, но они были сделаны, мягко говоря, небрежно. И теперь мы вынуждены срочно переделывать все сметы. Этим лично занимается начальник областного управления по чрезвычайным ситуациям Михеев — он выезжал в Киев, чтобы пересогласовать вопрос. И еще хочу добавить: то противостояние, которое наблюдается в Рени между мэром Колевичем и главой райгосадминистрации Макосием, не приводит к позитиву. К сожалению…

Вот так. По-моему, вице-губернатор высказался вполне четко. Интересно, что теперь будет говорить уважаемый городской голова? Ах, да, предугадать несложно. Все врут — Потылико, Пундик, а сейчас и Матковский! И лишь один мэр всегда говорит чистую правду.

Кстати, это уже не первый раз, когда Ренийский горисполком «небрежно» готовит проект новой насосной. В 2006 году (после того, как С. Колевич проиграл выборы градоначальника) в мэрию пришла новая команда. И тут выяснилось: в ходе экспертизы проекта, проводившейся в Одессе, был выявлен ряд существенных недостатков. В частности, проектная документация предусматривала лишь 30 процентов тех объектов, которые необходимо соорудить и ввести в эксплуатацию. В числе отсутствующих оказались даже трансформаторные подстанции, подающие электроэнергию на насосную! Таким образом, еще семь лет назад проект насосной нуждался в серьезной доработке. Ну, и зачем Ренийскому горисполкому бумеранг, если у него есть грабли: наступай на них снова и снова!

Примечательно, что тот же В. Матковский сообщил: документы о выделении Ренийскому району 21 миллиона гривень попали на подпись к министру финансов только 2 октября. То есть, через два месяца после выхода соответствующего распоряжения Кабмина!! Видимо, в Киеве все равно, что для освоения этих денег осталось критически мало времени — октябрь да ноябрь (до 20 декабря надо уже отчитаться об использовании средств). Все равно, что неосвоенные деньги будут возвращены в бюджет. Если такую оперативность проявляют столичные чиновники, то что же мы хотим от местных властей?

Масштабный предвыборный пиар?

Быть может, я чего-то не понимаю, однако медлительность государственной машины в данном случае не поддается разумному объяснению. Почему соответствующие документы попали к главе Минфина так поздно? Ведь правительственное Распоряжение — это окончательная директива, обязательная для исполнения. С каких это пор отдельный министр у нас выше, чем коллективное решение всего Кабмина — главного органа исполнительной власти? Опять же, согласования в министерствах, в том числе в Минфине, проходят до принятия правительственных решений, а не после. И министр финансов поддержал распоряжение Кабмина от 1 августа на этапе подготовки документа. Какие же подписи еще нужны?

Хорошо, предположим, что в течение двух месяцев проводились тендерные и прочие процедуры, без которых дорожно-строительные работы финансироваться не могут. Однако тендер проходит тогда, когда финансовые вопросы решены (в противном случае — это дележ шкуры неубитого медведя). Если же через два месяца после выхода Распоряжения Кабмина потребовалась подпись министра финансов, значит, все это время проблема не была урегулирована окончательно. Как бы то ни было, остаются вопросы, и ответов на них не дают ни местные, ни областные власти.

Создается впечатление, что вся история с выделением этих денег — масштабный предвыборный пиар. Для тех, кто его раздул, совершенно безразлично, насколько эффективно будут потрачены средства на ликвидацию последствий стихии. Не исключено, что реальное финансирование сознательно затягивается с расчетом на то, что подрядчики просто не успеют выполнить весь объем запланированных работ до конца года. И тогда, как уже было отмечено, оставшиеся деньги придется вернуть в бюджет. Тем более что к тому моменту выборы будут позади, и заигрывание с электоратом перестанет быть необходимым.

Даже если допустить, что освоение 21 млн. грн. начнется прямо сегодня, остается вопрос: насколько качественно будут сделаны работы? Это особенно актуально для ремонта дорог. Никто и нигде не говорит о том, что нормальные муниципальные власти капитально ремонтируют дороги только после замены коммуникаций, проходящих под этими дорогами. Но Ренийская мэрия даже не думает об этом! А ведь всем известно, что городские водопроводные сети изношены до предела, и аварии происходят регулярно. Что делают в этом случае сотрудники «Водоканала»? Правильно — копают асфальт, чтобы добраться до дырявой трубы. И им все равно, старый это асфальт или новый — аварию надо устранить в любом случае. То же самое будет и после ремонта дорог за счет правительственных денег.

Очень скоро новенькие ренийские дороги станут очередными жертвами гнилых коммуникаций, и прежде всего аварийных водопроводных сетей. И «девственный» асфальт, на укладку которого потрачены миллионы, снова и снова будет испытывать на себе экскаваторное «насилие».

В общем, как ни крути, а операция под условным названием «Ликвидация последствий наводнений в Рени» все больше напоминает профанацию. Потому как в нашей стране очень часто что-либо делается не через то место, которым думают, а через то, на котором сидят.

Автор: Андрей Потылико


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту