ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СЛОВА — СЛОВА…
19.10.2012 / Газета: Время Ч / № 39(550) / Тираж: 15200

Вся Америка, и не только, следит сейчас за телевизионными дебатами кандидатов в президенты США. Победа в этих теледебатах окажет, безусловно, влияние на победу в предстоящих там 6 ноября выборах (повлияют результаты дебатов в основном, конечно, на не определившихся до сих пор, за кого голосовать — фанаты, скажем, проигравшей футбольной команды не перестанут из-за поражения меньше её любить).

У нас выборы пройдут на 9 дней раньше, в традиционно ещё с советских времён «красный день календаря» — ведь для всех жителей СССР, включая грудных детей, выборы были праздником, а праздничный день, как известно, выходной. Отсюда и проходили выборы исключительно в воскресные дни. Нынешние власти должны быть за это своим предкам благодарны — ведь проводятся сейчас у нас выборы столь часто, что будь это будние дни — как в тех же США, — дополнительных оплачиваемых выходных у трудового народа была бы куча, а кто ж тогда будет пополнять государственную казну для новых выборов? Срочных, досрочных, временных, преждевременных…

И будут у нас сейчас выбирать не президента, как в вышеупомянутых штатах, а парламентариев. Слово же «парламентарий» происходит от французского parler — «говорить», казалось, кандидаты и должны соревноваться друг с другом в умении краснобайствовать, и устраивать им во время выборов теледебаты сам Бог велел, но…

Дело даже не в том, что наш парламент добрых два десятка лет и так — чистая говорильня. «А воз — и ныне там» (спасибо, что благодаря его теперешнему большинству мы хотя бы получили право говорить по-русски). И дело не в том, что люди у нас уже понимают, что нужно доверять не словам, а (простите за тавтологию) делам. В Америке — два претендента на Белый дом (из политкорректности скажем — два главных претендента, ибо на пост президента может там выдвигаться любой абориген — «будь то негр преклонных годов», будь кто, достигший соответствующего возраста). Два претендента определяются и у нас после первого тура президентских выборов, и накануне второго проходят обычно между ними цивилизованные теледебаты.

Выборы же парламентариев проходят ныне у нас в один тур. Имеем в виду, понятно, депутатов-мажоритарщиков, ибо проводить в многомандатных округах два тура выборов нельзя по определению — получим тогда в парламенте одну единственную партию, зачем тогда он вообще будет нужен? (В советские доперестроечные времена, кстати, избирали исключительно одномандатников, причём не только коммунистов, но и беспартийных. Даже большевики постеснялись тотально ввести тотальное голосование за «список», как это было у нас в помаранчевые времена, так что формально партийной монополии в Верховном Совете не было.) Плохо или хорошо проводить такие выборы в один тур — вопрос второй (более справедлива, конечно, двухэтапная система — та, что была на Украине в 1994 году). Но — «що маємо, то маємо», и избиратель должен сразу сделать выбор в пользу одной среди многих предложенных ему кандидатур. И все совершенно кандидаты вплоть до дня выборов юридически имеют абсолютно равные права, в том числе, на проведение теледебатов. А если спор проходит сразу между несколькими, это уже, извините, не диспут, а базар. Так что если телезрители и получат от этого действа удовольствие, то лишь как от цирка. Более того, это зрелище может вообще отбить у них желание идти на выборы.

Одесситов, конечно, больше всего волнует Одесса, волнуют те, что будут представлять в парламенте именно их любимый город. Но ныне у нас так сложилось (возможно, вследствие печального опыта пятилетней «помаранчи»), что во всех округах города сегодняшние оппозиционеры (что «объединенные», что «независимые») имеют фактически нулевой рейтинг (проще говоря, их никто не знает). С кем же тогда единоличному лидеру рейтинга вести дебаты? С самим собой? Или стрелять пушкой по воробьям?

Есть небольшая интрига лишь в 133-м избирательном округе, трое там имеют на победу соизмеримые шансы. Но взгляды их на многое одинаковы (так называемых «оппо» среди них нет), двое же так вообще представляют одну партию — Партию регионов. Так какие могут быть между ними серьёзные дебаты? Дебаты типа «Я очень люблю Одессу!» — «А я очень сильно люблю Одессу!». «Я — за русский язык!» — «А я ваще за русский язык!». «Я реализую народный бюджет!» — «А я голосовал за народный бюджет!». Ну и тому подобное.

Могло бы, конечно, представить интерес телезрителям противостояние «представитель власти» — «оппозиционер» в Суворовском районе, если б предложенный было туда «Фронтом змiн» в качестве мажоритарщика экс-мэр не испугался и не юркнул, сделав очередную змiну-измену, под крыло профессионального боксёра, став не обремененным ответственностью «списочником». Впрочем, практика упомянутого выше 1994 года показала, что ни на какие бы публичные дебаты этот не очень чистый на руку прораб не пошёл бы. (Занятно, что при выборах в Раду от Жовтневого района, который Гурвиц тогда возглавлял, он проиграл в первом туре сознательно шедшему туда баллотироваться Костусеву. Во втором туре жовтневая (не путать с оранжевой, хотя суть та же) администрация внесла коррективы, и её шеф победил. Во втором же туре мэрских выборов того же года он «получил» там вообще почти 100% голосов, что позволило ему обойти уже получавшего поздравления Костусева и одержать с помощью «фотофиниша» победу.)

Как, о чём и на каком языке будут говорить народные депутаты Рады нового созыва, мы пока не знаем. Но надеемся, что вместо говорильни они начнут, наконец, заниматься делом.

Автор: Влад ЛАШМАНОВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту