![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одесском театре музкомедии при полном аншлаге прошел антрепризный спектакль «Поздняя любовь». По окончании игравший в нем известный актер театра и кино, народный артист России Эммануил Виторган ответил на вопросы корреспондента «ОИ».
– Эммануил Гедеонович, Вы приехали в Одессу с новым спектаклем, в котором играете вместе с Леонидом Каневским и Кларой Новиковой. Как игралось?
– Собственно, благодаря Новиковой мы и осуществили постановку. Клара принесла пьесу Валерия Мухарьямова «В тени виноградника», написанную по мотивам рассказа Исаака Башевиса–Зингера, предложила ее нам с Леонидом. И с этим спектаклем мы уже успели съездить в Израиль и Германию, побывали в нескольких городах России. В Москве был большой успех! В Одессу приехали из Кишинева, где был аншлаг в оперном театре, овации. И у вас собрали большой зал, столько людей...
Мне безумно нравится выходить на сцену в компании таких замечательных актеров. Отмечу, что Клара Новикова играет просто феноменально! А ведь для нее это был в какой–то мере риск: из своего жанра, где она выступает одна, ей нужно было привыкать к работе совсем другого плана – с партнерами–мужчинами, да еще и двумя сразу.
– Вы практически каждый год бываете в Одессе. Замечаете ли изменения в городе с каждым приездом?
– Кардинальных изменений нет, но мне нравится, что в Одессе реставрируются старинные дома, построенные еще в XIX–XX веках. Это не может не радовать. Вообще я помню Одессу с детства, так как школьником часто сюда приезжал с родителями. О той старой Одессе у меня остались самые чудесные воспоминания.
– У нас хорошо помнят В. Вы–соцкого… Были с ним знакомы?
– Да, мы же коллеги по цеху, хотя ни разу не снимались вместе и работали в разных театрах. Мы часто встречались в общих компаниях. С большой симпатией относились друг к другу. Но близким приятелем, а тем более другом, я его назвать не могу. Мы познакомились в Москве, то ли в Центральном доме актера, то ли на премьере какого–то фильма, я сейчас точно уже и не вспомню. Я много раз бывал в Театре на Таганке, видел его работы. Особенно поразил «Гамлет», где Володя полностью отдавал себя – с первой до последней минуты. Это было гениально! Вообще Юрий Любимов – замечательный режиссер. Он умел делать такие шедевры! И подобрать блестящий актерский состав! Кстати, я тоже работал на Таганке, но Высоцкого уже тогда не было в живых.
– Эммануил Гедеонович, Вы недавно сыграли главврача в новом российском сериале «Склифосовский». Скажем так, – необычная роль…
– Не знаю почему, но режиссер Андрей Селиванов видел в этой роли именно меня – и предложил сыграть. Я, долго не раздумывая, согласился, тем более что моим партнером стал блестящий молодой актер Максим Аверин, который снимался в известных сериалах «Глухарь» и «Служу Советскому Союзу». У меня до этого были «медицинские» роли, но главврачом я еще никогда не был! А название сериала «Склифосовский» уже во многом само говорит за себя. Знаменитый «Склиф» – главный институт «скорой помощи» – знают многие, и заглянуть в его жизнь изнутри, пусть хоть и в придуманном сценарном варианте, всегда любопытно. Получилась, на мой взгляд, очень достойная работа. Кстати, у меня вообще много знакомых докторов, ведь в свое время люди этой замечательной профессии буквально вытащили меня с того света, когда я болел раком. Уверен, что нет профессии более близкой к человеку, чем врач.
…А так кого я только не играл: оберштурмбанфюрера, строителя, командира подразделения пожарной службы, бандитов разных мастей. Прожил много разных жизней на киноэкране.
– И даже были «чародеем» в картине режиссера Константина Бромберга, снятой на Одесской киностудии…
– Эта замечательная сказочная история по сценарию братьев Стругацких получила большую популярность после выхода на экраны страны. Картину снимали в Одессе, Москве и Суздале. В ней мне даже довелось продемонстрировать свои скромные вокальные данные, исполнив песню в дуэте с Михаилом Светиным. Кстати, многие детали сценария были взяты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако «Чародеи» не являются экранизацией этой книги.
– Фильм веселый, добрый и яркий. Но Ваш одесский кинопуть гораздо длиннее.
– Да. Вот из последнего – в картине «Пистолет Страдивари». У меня никогда еще не было такого малого количества съемочных дней – всего два. Но я с удовольствием согласился на съемки, потому что пребывание в этом городе при любом удобном случае ценно. Ведь мои близкие и родные родом из Одессы. Отец окончил Одесский мукомольный институт. И перед войной строил, а потом восстанавливал мукомольную промышленность по всей стране. Поэтому мы объездили большое количество городов СССР – Баку, Ставрополь, Астрахань, Ленинград…
– Люди в этих городах наверняка помнят и любят актера Виторгана. И неоднозначно относятся к работе мэтров в сериалах.
– Не так часто, но соглашаюсь и на такую работу. Конечно, материальная сторона тоже играет немаловажную роль. У меня есть дети, внуки, правнуки. Мне очень хочется, чтобы их жизнь была нормальной, и я им стараюсь помогать.
– Вы пересекаетесь с Арменом Джигарханяном, с которым снимались в известной советской картине «Профессия – следователь»?
– Да, мы работали в этой картине еще в начале 80–х и общаемся по сей день. Я играл главаря банды, адвоката. Это был мощный фильм с чисто психологической точки зрения. Его снял уже ныне покойный режиссер Александр Бланк. Нет уже и Георгия Буркова, который играл следователя.
Так вот, с Арменом мы периодически встречаемся в Москве в драматическом театре, которым он руководит. Театр хоть и молодой и небольшой, но уже известный, так как Джигарханян собрал сильную труппу, в основном молодых и очень талантливых актеров. Они делают очень интересные постановки.
– Эммануил Гедеонович, уходят актеры большой советской школы. Вы работали с ними, жили среди них… Больно?
– Больно, очень… Вот недавно ушедший из жизни Игорь Кваша – выдающийся был актер. Создал вместе с Ефремовым и группой актеров знаменитый театр «Современник», которому отдал всю жизнь. А виделись мы с ним незадолго – буквально за неделю – до смерти. Мы с женой Ириной проезжали по улице Тверской в Москве и вдруг видим: Игорь сидит на автобусной остановке. Я спросил: «Что ты тут делаешь?». А он: «Такая толчея, заторы! Не стал брать машину». А я говорю: «Ну давай мы тебя довезем». И он таки согласился. Хорошо пообщались.
Очень жаль и Александра Бе–лявского, с которым мы играли в картине «Тревожное воскресенье». Так это все произошло неожиданно – мы потеряли двух великих актеров буквально за один месяц.
– Вы знаете о судьбе Сергея Шевкуненко – пионера Миши из картины «Кортик», в которой Вы сыграли главную отрицательную роль офицера Никитского?
– Да, его уже давно нет в живых. Знаю, что он неоднократно сидел в тюрьме, стал лидером преступной группировки. Его застрелили в собственной квартире в Москве в 90–е годы. Это такая дикость... Очень жаль, что Сережа пошел по наклонной и сам зарыл свой большой талант драматического актера.
– Почти три года назад в Москве к Вашему 70–летию от–крылся культурный центр Эммануила Виторгана. Чем он занимается?
– Это была моя давняя мечта. Там зал небольшой, рассчитан не более чем на сто человек, что позволяет создать такую камерную, дружескую атмосферу общения. В центре проходят творческие вечера. Джазовые, литературные... Я сам играю небольшой моноспектакль. По окончании люди ко мне подходят с благодарностями, дарят цветы. Ради этого я готов играть до тех пор, пока могу стоять на сцене.
– А как Вам удалось открыть такой центр? Ведь дело–то затратное.
– Вы знаете, в ремонт пришлось вложить немало личных средств, даже продал дачу. Как говорят, искусство требует жертв. Но мне и помогли очень. Помещение в самом центре столицы – на Остоженке – выделил тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, за что я ему очень благодарен и поныне.
– Продолжаете сниматься сейчас?
– Сейчас много предложений, но я выбираю. Ведь у меня не так много времени. Играю много спектаклей, и не только в Москве. Отдыха практически нет. Я востребован. И слава Богу!
– Но, например, футбол посмотреть успеваете?
– По настроению. Я не фанат. Но когда вижу красивую игру, то получаю громадное удовольствие. Было время, когда смотрел матчи с участием московского «Спартака» и киевского «Динамо» в чемпионате СССР. Тогда другой был футбол – по–моему, более интересный и содержательный, а главное, массовый – столько народу ходило на стадионы. Какие были футболисты, какие имена! Я многих игроков хорошо знал, общался. Но эта эпоха уже ушла…
– Эммануил Гедеонович, напоследок – Ваши пожелания читателям «Одесских известий».
– Самое главное, мои дорогие, хочу сказать – мы не так долго живем, давайте друг к другу относиться внимательнее и с уважением. А я надеюсь, что еще не раз к вам приеду, если буду жив–здоров.
Справка
Эммануил Гедеонович Виторган родился 27 декабря 1939 года в Баку. Окончил ЛГИТМиК (1961 г.) и стал актером Псковского театра им. А.С. Пушкина. С 1963 г. – актер Театра драмы и комедии (Ленинград), с 1967 г. – театра им. Ленинского комсомола (Ленинград), с 1971 г. – Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, с 1982 г. – Московского театра драмы и комедии на Таганке, с 1984–го по 2006 г. – Московского академического театра им. В. Маяковского.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |