![]() |
|
![]() |
![]() |
И сколько же тонн опаснейшего ДДТ вывозится у нас «из-под носа»?
В семидесятых годах прошлого столетия в Одесском заливе произошла трагедия — затонул сухогруз «Моздок». «Печаль» весьма усилилась еще и тем обстоятельством (естественно, тогда тщательно умалчиваемом), что перевозил этот сухогруз в бочках опаснейшее вещество — ДДТ, проще говоря, дуст. Тот самый, жутко ядовитый, для человеческого организма практически смертельный. Бочки потом поднимали на поверхность водолазы. «Дустика» набралось немало — 800 тонн.
«Плохой объект»
Далее драма, как рассказывает президент Южноукраинского экологического союза Валерий Осипов, разворачивалась по следующему сценарию. В живописном уголке под Алтестово (Беляевский район), то есть, у нас с вами «под носом», неподалеку от Хаджибейского лимана, был устроен ядомогильник. В хранилищах (саркофагах) которого и нашли приют ядовитые пестициды. Сей «плохой» объект тогда же вошел в структуру Черноморского морского пароходства, а когда ЧМП ушло в небытие, ядомогильник был передан на баланс Одесского морского торгового порта.
Одесский порт неоднократно просил управление охраны окружающей природной среды Одесской областной госадминистрации профинансировать проект утилизации этого «Алтестовского кошмара».
«Актуализация проблемы ядомогильника в Беляевском районе вызвана опасностью попадания в окружающую среду токсичных веществ через частичные разрушения в системе водоотвода объекта», — говорилось в сообщении пресс-службы порта.
Имела место и так называемая «хозяйственная самодеятельность» вблизи хранилища токсичных веществ, которая значительно повышала риск возникновения чрезвычайной ситуации. Вывод: оптимальным решением проблемы техногенно-опасного объекта в рекреационной зоне Хаджибейского лимана является его полная ликвидация.
Еще напасть: рыбаки, которые ловят пеленгас в лимане, стали жаловаться, что пойманная рыба имеет весьма неприятный характерный запах. (Об этом уже не раз сообщали СМИ). Проще говоря, пеленгас воняет дустом. Ничего удивительного: за столько лет бочки, ясное дело, могли подвергнуться всяческим временным изменениям и вместе с подпочвенными водами «дустик» поплыл в лиман. Кстати, дуст, попадая в организм человека, имеет тенденцию там накапливаться. Это очень опасно! (Загляните хотя бы в Википедию.)
Куда везем дуст?
Били во все колокола по вопросу ядомогильника экологи и журналисты. И — о, чудо! — дело сдвинулось с мертвой точки. Деньги выделены, ядовитый саркофаг будет вскрыт, дуст вывезен за пределы Украины. Куда? Оказывается, это «тот еще вопрос»....
Как рассказывает Валерий Осипов, тендер на вывоз химикатов выиграла израильская компания S.I. Group Consort Ltd. Эколог, кстати, удивлен этим обстоятельством.
— У нас в Украине есть пять предприятий, которые имеют право на вывоз подобных отходов, — говорит Валерий Осипов.
Но и это еще не все. Где их будут утилизировать?
— От разных чиновников получаем самую разную информацию по этому поводу, — говорит Валерий Осипов. — Называются самые разные страны — Канада, Великобритания, Польша. Слышал даже о Чехии. Это вызывает удивление: откуда столько противоречий? Мы уже «имеем» случай, когда из Херсона вывезли для утилизации ядохимикаты, а потом их обнаружили «зеленые» в... Кривом Роге на заброшенной автостоянке. Чем закончилось? Повезли после скандала и решения суда обратно в Херсон. При этом все деньги на утилизацию были уже потрачены... Но даже и это еще далеко не все. Как помним, захоронено в Алтестово было 800 тонн ДДТ, именно эта цифра указана в соответствующих документах. А как стали вывозить, то оказалось, что речь уже идет о 1180 тоннах. Откуда взялись «лишние» тонны? И что это за вещество такое дополнительное? В чем тут «фишка»?
В чем «фишка»?
В самом деле, а в чем тут фишка? И мы поехали под Алтестово на ядомогильник.
Место живописное, почти сказочное. Райский уголок, ничего не скажешь. По довольно крутой горе поднимаемся к ядомогильнику. Наверху — лесополоса, где и выстроили в семидесятых годах саркофаг. Погода влажная, грибная. Грибов здесь множество, грибников — тоже.
— Вы хоть знаете, что здесь рядом ядомогильник с дустом, ведутся работы по его отгрузке?
Грибники как-то не очень реагируют, собирают себе дары леса в огромные пластиковые ведра. Лишь одна женщина сказала, что ни о каком дусте ничего не слышала.
Как такое может быть? Огромные фуры, подъемный кран — все это здесь, «под носом». Чего там грибочки напитали из влажной среды, можно только себе представить. Тем более, что уже при подходе к месту, где ведутся работы, начинает ощутимо першить в горле.
Работы, и в самом деле, ведутся полным ходом. Рабочие в спецодежде и респираторах трудятся вовсю — ДДТ загружается в специальные мешки, мешки погружаются на фуры. Распорядитель работ не проявляет при виде нас никакой агрессии, но ставит условие: его не снимать ни в коем случае, а на вопросы он ответит — если, конечно, посчитает нужным. Представиться отказывается.
— Почему? — спрашиваю.
— Такое условие поставила фирма.
Ну ладно, и на том, как говорится, спасибо. Итак, как нам сообщил человек-инкогнито, ДДТ на фурах везут в порт. Куда потом? На утилизацию во Францию.
— Францию?
— Да.
— Но назывались другие страны.
— Мне об этом ничего не известно.
Зато нам становится известно, что, по словам водителей фур, груз будет отправляться на утилизацию в Польшу.
— Водители, вероятно, просто не в курсе, — делает предположение распорядитель.
Как вы уже догадались, все остальные вопросы, в частности, об общем весе ядохимикатов, о несовпадении цифр, остались без ответа. Волшебное это понятие — «коммерческая тайна», честное слово. Им можно прикрыться, закрыться, вообще стать невидимкой, при желании.
Ну что ж, многие вопросы остались вопросами. Но саркофаги и вправду пусты (внешне напоминают бункеры, которые перед обещанным концом света активно вошли в моду), ДДТ (и то самое, дополнительное «неизвестное») таки-да из-под Алтестово вывозится, причем уже не первый месяц. О сроках окончания работ нам ничего определенного не сообщили. Рыбку ловить люди благополучно продолжают, собирать грибы тоже. И то, и другое сейчас в огромных количествах продают на наших рынках. Советы по поводу даров лесополосы и лимана давать не стану, мое дело — предупредить.
Ну, а чтобы у вас окончательно не испортилось настроение после прочтения данной публикации, могу «успокоить». Как сообщил нам наш «инкогнито», ситуация с ядохимикатами под Алтестово еще очень даже оптимистичная.
— В некоторых городах Украины, — сообщил нам наш собеседник, — они вообще лежат годами под открытым небом.
Вам полегчало? Мне — не очень...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |