![]() |
|
![]() |
![]() |
Свой творческий юбилей на прошлой неделе отметил заслуженный деятель искусств Украины, кинорежиссер и кинооператор, писатель, директор Музея кино Вадим Костроменко.
Дата сама по себе внушительная — пятьдесят пять лет. Но еще большее уважение внушает тот факт, что все пятьдесят пять лет мэтр отечественной кинематографии проработал на Одесской киностудии.
Вадим Костроменко родился в Артемовске, в маленьком городке Донецкой области, в простой семье. Но друзья, коллеги всегда отмечали его энциклопедическую образованность, тонкий ум и безупречную интеллигентность.
Ему повезло получить профессиональное образование в мастерской известного оператора и педагога профессора ВГИК Бориса Израилевича Волчека, который, кроме мастерства операторского искусства, прививал своим студентам тягу к культуре и знаниям. И Вадим Васильевич хорошо усвоил уроки своего учителя, всю жизнь занимаясь самообразованием.
Выпускник операторского факультета ВГИК 1957 года, зарекомендовавший себя еще в институте как способный и перспективный студент, чьи удачные киноработы были отмечены дипломами, мог бы остаться работать в Москве или Ленинграде на лучших киностудиях страны. А он попросился в возрождавшуюся после войны Одессу, связав с этим городом всю свою дальнейшую жизнь. И не ошибся: сразу стал работать в профессии, каждый год снимая по картине.
— Я помню, как оторопел, впервые ступив на одесскую землю. Запахло морем! Сейчас так уже не пахнет. Выхожу на Привокзальную площадь, и вдруг женщина, кормившая голубей, мне кричит: «Не топтайте мне на хлеб!». Я восхитился — какие словесные перлы! Ну разве можно услышать такое в Москве? И тогда понял, что я в уникальном городе, у которого не может не быть кинематографической славы.
Начало работы в кино у Костроменко было незабываемым. Его взял вторым оператором известный кинооператор-постановщик Радомир Василевский в картину Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице». Но надо ж такому случиться, что первый его съемочный день закончился конфузом.
Весь день Костроменко снимал на камеру, а поздним вечером выяснилось, что забыл… снять крышку с объектива. Думал, все, выгонят с треском. Но нет, сжалились над парнем, оставили. И ни разу не пожалели об этом потом.
А дальше молодого оператора пригласил в свою дебютную картину тоже молодой начинающий режиссер, будущий мэтр кино Петр Тодоровский. Фильм «Верность» первый на Одесской киностудии пробился через «железный занавес» и завоевал на Венецианском кинофестивале главный приз «Опер прима» за лучший режиссерский дебют. Легкий вкус славы почувствовал и молодой кинооператор Вадим Костроменко.
В его творческом активе тринадцать фильмов, снятых в качестве оператора-постановщика. Среди них ставшие классикой советского кинематографа «Два Федора», «Жажда», «Верность». Успех принесли и другие его операторские работы: «Товарищ песня», «Прощай», «Чертова дюжина». Последняя лента для мастера оказалась знаковой: тринадцатая по счету операторская работа, снятая за тринадцать лет труда на киностудии. И тогда он понял, что пора «ломать карту». К слову, оператор из Костроменко получился безупречный. И останься он в кинематографе только в этом качестве, был бы не менее знаменитым. Но профессия режиссера давно влекла его.
— Дома мне говорили: что ты делаешь?! Ты оператор высшей категории. Зачем тебе режиссура? А я понимал: операторская работа — важная, нужная, но ты еще не полностью автор, твои мысли остаются в тебе. А когда занялся режиссурой, я почувствовал это вполне, — рассказывает Вадим Васильевич.
И первая же лента, в которой Костроменко дебютировал как режиссер — «Всадники» — завоевала сразу две главные премии на двух кинофестивалях. И он понял, что в операторы уже не вернется.
Двенадцать картин снял в качестве режиссера-постановщика Вадим Костроменко, в том числе «Всадники», «Причал», «Квартет Гварнери», «Сто первый». В его режиссерских лентах не встретишь выдающихся и знаменитых героев. Его персонажи — простые люди, но каждого из них режиссер раскрывает таким удивительным образом, что они начинают блистать, как бриллианты. Своей лучшей режиссерской работой мастер считает «Секретный фарватер», который и спустя десятилетия после выхода не сходит с экрана:
— Там есть слова, которые автор вложил в уста командира фашистской подводной лодки: «Война окончилась. Но придет время, и мы всплывем. Нам будут покровительствовать. Фашизм не умрет». К великому сожалению, эти слова оказались пророческими…
Многим зрителям полюбился фильм Вадима Костроменко «Сто первый», в основу которого легла удивительная история детства и юности его друга Владимира Наумцева, сына полка, впоследствии ставшего театральным режиссером. Сценарий друзья писали вместе.
Мягкий и внимательный к людям, таким Вадим Васильевич, в отличие от многих своих собратьев, оставался и на съемочной площадке. Даже если съемки были тяжелыми, он никогда не выходил из себя, не срывался на актерах и съемочной группе. А съемочный день обязательно заканчивался совместным ужином. Это отношение к людям передалось и его картинам.
— Сегодня я ощущаю себя не только кинематографистом, но и человеком, который хорошо знает, любит, помнит кино и надеется на его возрождение. Это самое главное. Именно поэтому я взялся за музей. Во-первых, чтобы сохранить историю, а во-вторых, чтобы по-прежнему жить в кинематографической атмосфере.
Как настоящий талантливый творческий человек Вадим Костроменко не перестает работать и творить. Профессор культурологии, педагог и известный общественный деятель, Вадим Костроменко уже много лет хранитель истории Одесской киностудии. Он шестнадцать лет руководит созданным им Музеем кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.
И пусть сегодня пусты павильоны и на Одесской киностудии не снимается кино — разве это не повод начать писать книги? О кино, о людях, преданных киноискусству, о том, как и чем жила Одесская киностудия, создававшая славу нашему городу.
Из-под пера Вадима Васильевича стали выходить интереснейшие книги, пять за восемь лет, с 2004-го по сегодняшний день.
На юбилейном творческом вечере «В памяти и сердце…» Вадима Костроменко в Золотом зале Литературного музея состоялась презентация этих изданий, все о кино.
Это «Аннотированный каталог фильмов Одесской киностудии», от ее создания до наших дней, написанный в соавторстве с Евгенией Рудых. Уникальный колоссальный труд, значение которого огромно.
Это двухтомник «Очерки истории Одесской киностудии» в фактах, документах, воспоминаниях и байках.
Это «В кадре и за кадром», воспоминания бывалого кинематографиста о себе и о людях, с которыми вместе работал.
И записки кинооператора «Чертова дюжина, или Счастливое число тринадцать». В основу этой книги легли дневники, которые Вадим Костроменко вел в то время, когда снималась его последняя операторская работа. В том году в нашем городе была холера. Об этом одесском периоде больше пока никто не написал. А в этой книге есть документальные интереснейшие факты, как, невзирая на эпидемию и сложную обстановку в городе, в Одессе продолжали снимать кино. Развал и расхват киностудии произошел много позже, в благополучное внешне время.
А еще Вадим Васильевич написал книгу и первым открыл для всех необыкновенную женщину — графиню Елену Демидову-Сан-Донато, в чьем особняке на Французском бульваре сегодня находится Одесское отделение Национального союза кинематографистов Украины.
Сейчас Вадим Васильевич Костроменко, удостоенный по случаю юбилея награды «Трудовая слава», работает над новым справочным изданием. В него войдут очерки обо всех режиссерах, когда-либо работавших на Одесской киностудии с момента ее создания.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |