ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Равнодушие может быть губительным
01.12.2012 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 48 / Тираж: 10800

В «Уездном телеграфе» за среду, 28 ноября, мы сообщали о трагедии, произошедшей в селе Новая Некрасовка Измаильского района. В информации указывалось, что женщина, нанёсшая тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть жертвы, была душевнобольной. Наш корреспондент по просьбе жителей села побывала в Новой Некрасовке, в доме, где произошло преступление. В данной публикации мы попытаемся ответить на вопрос, который стал крайне актуальным для новонекрасовцев. Впрочем, ответ на него не менее важен и для каждого из нас: насколько опасными могут быть люди с расстроенной психикой, живущие рядом с нами?

Уверена, что найдутся среди читателей сердобольные моралисты, имеющие обыкновение становиться на защиту стороны виновной, в качестве аргументов высказывающие банальные фразы типа «душевнобольные — тоже люди, они имеют такие же права, как и все остальные». С этим никто спорить не станет. Но раз у них такие же права, то, по идее, они должны нести такую же ответственность, как все.

В данном случае, думается, упражняться в моральных проповедях можно дома, сидя в уютном кресле, но только до тех пор, пока ты, не дай Господь, не оказался на месте ныне покойной бабы Устьи, так и не сумевшей вырваться из рук убийцы. А если бы тебе чудом в подобной ситуации удалось спастись, то наверняка, желание оригинальничать в размышлениях пропало бы. А рассудок стал бы работать в направлении, как впредь защитить себя и своих близких от внезапной агрессии душевнобольных людей…

Жизнь в страхе

На улице Калинина, где произошло убийство, люди живут в страхе уже давно. Дело в том, что здесь есть несколько заброшенных жилых домов, а также помещение бывшего бара, где по ночам собирается подозрительная публика. Дом бабы Устьи находился как раз между двумя этими бесхозными дворами, у которых и ограждения-то никакого не было. Соседи говорят, что пожилая женщина, проживавшая в доме одна, очень боялась подвыпивших ночных гостей, которые, бывало, пытались пробраться к ней через забор. Она просила сельское руководство решить проблему с этими домами. Бедная баба Устья, она не знала, что беда к ней придёт совсем с другой стороны…

Как рассказал сосед погибшей Андрей Серпионов, баба Устья была очень спокойной, аккуратной, она частенько приходила к ним в гости, по-соседски. В тот роковой четверг, около четырёх часов вечера к нему пришёл внук соседки, сказал, что в доме побиты стёкла. Андрей направился в дом, где обнаружил пятидесятилетнюю племянницу бабушки. В доме действительно были разбиты стёкла, а ещё выворочена чугунная часть печки. На вопрос, где хозяйка, гр-ка Л. (так будем её называть) указала на сарай.

Когда мужчины заглянули в постройку, то их глазам предстало зрелище, не укладывающееся ни в какие человеческие рамки. На полу лежала полностью раздетая пожилая женщина с раздробленной головой и искорёженной рукой. Пульс ещё был. Срочно вызвали «скорую», милицию.

Конечно, невозможно описать чувства людей, приехавших по долгу службы на место преступления. Некоторым становилось плохо. Но гр-ка Л. была невозмутима, она обстоятельно рассказала, как издевалась над своей пожилой родственницей. Здесь нельзя не добавить, что она по своей комплекции — очень крупная женщина, и потому четверым мужчинам было непросто справиться с нею, чтобы доставить в психиатрическое отделение.

В селе её давно боялись

Картина о сложившейся в Новой Некрасовке ситуации была бы неполной, если не рассказать о других случаях агрессии гр-ки Л. в отношении односельчан. Кстати, проживала она вместе со своей младшей сестрой, которая является инвалидом и также состоит на учёте в психиатрическом кабинете. Но при этом гр-ка Л. проявляла к сестре, по сути, садистские наклонности: сельчане рассказывают, что недели две назад она раздела её и бросила в колодец. К счастью, соседям удалось спасти женщину.

Этим летом гр-ка Л. совершила нападение на почтальона, забрав всю пенсию. Правда, потом деньги вернула, видимо, испугавшись наказания. Бывали случаи, когда она с топором приходила к соседям, требуя денег (причём немалых). И никто не думал, что она просто пугает, в данной ситуации люди не сомневались, что она в состоянии осуществить свои угрозы.

Конечно, бывали периоды, когда гр-ка Л. находилась на лечении в психиатрическом отделении. Тогда люди, а особенно соседи, на время успокаивались.

Село не хочет её возвращения

Важно было бы знать, какие действия предпринимало сельское руководство. Возникшие вопросы мы адресовали сельскому голове Новой Некрасовки Николаю Лапшину. Николай Иванович пояснил, что агрессия в поведении односельчанки стала проявляться года полтора назад. За это время от жителей села поступали жалобы, на основании которых вызывали милицию. Больную увозили, она находилась какое-то время на лечении, а потом возвращалась в село. И всё начиналось сначала. Были случаи, когда она побила доктора в сельской амбулатории, подняла руку на участкового.

Сейчас, по словам сельского головы, новонекрасовцы боятся, что убийца может вернуться в село, а ведь она обещала сыну и внуку погибшей, что по возвращении с ними «разберётся». Поэтому люди написали письмо на имя главы Измаильской райгосадминистрации с просьбой о помощи. Никто не хочет, чтобы гр-ка Л. возвращалась в село.

Но здесь есть ещё одна проблема. Ранее гр-ка Л. осуществляла уход за сестрой (хотя о его качестве мы уже говорили). Но теперь её сестра остаётся без всякой помощи. Николай Лапшин сказал, что вопрос этот решается, а пока он попросил социального работника присмотреть за больной женщиной.

В отношении заброшенных домов Николай Иванович ответил, что у этих жилых зданий есть хозяева, которых неоднократно просили навести порядок во дворах. Но безрезультатно. Остаётся крайняя мера — изымание земли. И, похоже, в скором времени придётся пойти на это.

Закон один для всех

В присутствии многих свидетелей гр-ка Л. обещала через пару месяцев вернуться в село, чтобы свести счёты с некоторыми. Мы попросили начальника следственного отделения ГО УВМД Василия Михайлова дать информацию о возможной дальнейшей судьбе обвиняемой.

— По данному факту возбуждено уголовное производство в рамках проведения досудебного следствия. В отношении гр-ки Л. будет проведена судебно-психиатрическая экспертиза с целью определения её состояния на момент совершения преступления. Дальнейшие мероприятия будут направлены на определение её статуса по уголовному делу и изолированию её от общества, так как совершено тяжкое преступление (статья 121 часть 2), повлекшее смерть потерпевшей. Данная статья предусматривает лишение свободы до 10 лет. Для гр-ки Л. возможен вариант применения к ней принудительных мер медицинского характера. По окончании уголовного производства по данному факту по решению суда она, возможно, будет помещена в психиатрическую больницу с усиленным режимом, если подтвердится диагноз.

Главный враг — наше равнодушие

Об особенностях поведения людей с психическими расстройствами рассказала заведующая психиатрическим отделением ГБ-1 Юлия Баткилина.

— Начну с того, что сегодня около 10 процентов людей страдают психическими заболеваниями, проявляющимися тем или иным образом. В их числе могут быть наши соседи, друзья, сослуживцы, родственники. Это не обязательно люди с определённой бредовой историей, доставляющей дискомфорт окружающим, ими могут быть и пожилые люди, страдающие слабоумием. Они теряют способность контролировать себя, могут уйти, а потом забыть, где они живут. Проявления психических заболеваний различны.

На мой взгляд, при этом важным является факт наличия у человека критики. Если она есть, тогда у него сохраняется способность оценивать своё поведение, у него присутствует представление о том, что хорошо и что плохо. Но, к сожалению, бывает и такое, что в результате прогрессирования болезни у человека пропадает способность к оценке собственных поступков. Единственным руководством в его поведении является сложившаяся в его сознании бредовая идея. Он стремится её реализовать. И конечно, о нравственно-моральной стороне таких действий говорить не приходится — у человека полностью отсутствует нравственное мерило. Вот почему его не трогают страдания жертвы. И по этой же причине средства убеждения в отношении душевнобольного человека малоэффективны.

Хочется сказать ещё вот о чём. Бывает, что психически больные люди проявляют агрессию. (Кстати, среди здоровых она встречается значительно чаще.) Но это не происходит вдруг. Люди с отклонениями в психике, которые состоят на учёте в психиатрическом кабинете, регулярно получают лечение медикаментами. Но если окружающие заметили в поведении этих людей угрожающие симптомы, им следует немедленно отреагировать. Можно написать заявление на имя главврача ГБ-1, в котором указать странности поведения больного. При угрозе со стороны душевнобольных имеет смысл написать и заявление в милицию. Не располагая достаточными основаниями, мы не имеем права подвергать человека принудительному лечению, даже если он состоит у нас на учёте.

Важно не оставаться равнодушными к тем людям, которые живут рядом с нами. Ведь наше безразличие может в конечном итоге оказаться губительным как по отношению к нам, так и нашим близким.

Если говорить о конкретном случае в Новой Некрасовке, то наши врачи регулярно выезжают в сёла, в том числе вели приём и в Новой Некрасовке. На приём гр-ка Л. приходила вместе со своей сестрой. Состояние было у обеих удовлетворительное. Ежемесячно она посещала психиатра для контроля и поддерживающего лечения. Но, к сожалению, никаких сигналов о неправильном поведении пациентки от жителей села не поступало. Если бы хоть кто-нибудь обратился к нам, трагедии наверняка можно было бы избежать.

Из всего вышесказанного вывод напрашивается один: заинтересованность в собственной безопасности должна подкрепляться нашими конкретными действиями. Закон, независимо от диагнозов, существует один для всех. Нужно быть внимательнее к людям, которые рядом с нами. При этом важно не впадать в крайности, а во всём проявлять здравое мышление.

Автор: Снежана Стрепетова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту