![]() |
|
![]() |
![]() |
В последнее время в сфере экономики нашей страны происходят не просто интересные, но даже необычные события. Случилось так и с крайне перспективным для нашего региона национальным проектом «LNG-терминал». Он предусматривает строительство на черноморском побережье Украины завода по регазификации сжиженного природного газа. Речь о проекте идет уже давно, ведь он был инициирован решением Президента страны еще 25 августа 2010 года. Договор подписали, но как оказалось, не понятно с кем, и подписали ли вообще.
Нужный проект
Все выглядит очень солидно — Украина собирается построить на своей территории терминал по приему сжиженного газа общей мощностью до 10 миллиардов кубометров в год. Дело это нужное, рассчитанное на укрепление нашей энергонезависимости. Ведь реализация этого проекта направлена на уменьшение зависимости страны от экспорта российского газа, который, как считают украинские власти, является необоснованно дорогим.
Поэтому страна ищет партнера, который бы за 1 миллиард 100 миллионов долларов – примерно 850 миллионов евро – построил бы под Одессой терминал по регазификации сжиженного газа. Технико-экономическое обоснование было разработано испанской компанией Socoin, входящей в группу Gas Natural Fenosa, в начале 2012 года, и утверждено правительством Украины 8 августа. Согласно ТЭО, доля государства в терминале составит 25%, а остальные 75% придутся на частные компании. Первую очередь СПГ-терминала мощностью до 5 миллиардов кубометров газа в год Украина планирует ввести в эксплуатацию к 2016 году.
Было договорено, что необходимое оборудование для реализации на Украине проекта по строительству терминала для приема СПГ готовы предоставить испанская Enagas и американская Excelerate Energy. Согласно данным украинского госагентства по инвестициям, помимо вышеназванных интерес к проекту проявили инвестфонд Lazard, компания Conlan & Associates, а также Газпромбанк.
«Американская компания — это собственник плавучих заводов, и с ними мы подписали договор об аренде этих заводов. А испанская компания — это инвестор соглашения», — подчеркивал тогда нынешний и.о. министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.
Совершенно официально
Хочется сразу уточнить, о ком идет речь. Gas Natural Fenosa (Испания) — крупная европейская энергетическая компания с более чем 10 миллионами клиентов и 7,7 тысячи работников. Компания Excelerate Energy L.P. (CША) является мировым лидером в разработке инновационных, мобильных плавучих платформ LNG. По всему видно, что с партнерами нам очень повезло, и никаких срывов в работе быть не должно.
К желанному подписанию такого перспективного договора готовились давно, ранее пресс-служба Нацагентства по инвестициям сообщила, что в Киеве будут подписаны соглашения о создании консорциума инвесторов национального проекта «LNG-терминал» и размещении мобильной плавучей платформы для приема сжиженного природного газа. И вот в конце ноября данное соглашение о строительстве терминала с представителями американской компании Excelerate Energy и испанской Gas Natural Fenosa официально в присутствии премьера Николая Азарова и министра ТЭК Юрия Бойко подписал глава Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислав Каськив. А от имени Gas Natural Fenosa соглашение подписал мужчина, который говорил на испанском. По началу пресса его представила как Джорди Сарда Бонвеи.
Казалось бы, все происходило вполне официально, в чем могли убедиться все украинцы. Ведь подписание документов транслирован сам украинский «Первый национальный»!.. Да вот только о чем конкретно идет речь в подписанных документах, на официальной церемонии подписания зрителям не сообщили.
«Уже понятно, что цена достаточно комфортная, такая же комфортная, как и цена газа, который мы сегодня получаем с территории Германии», — добавил глава Минэнерго.
Министр отметил, что Киев рассматривает несколько предложений об условиях поставок сжиженного газа на будущий терминал.
«Мы подписали соответствующее соглашение с американской компанией Excelerate Energy LLC, это компания №1 на рынке, и сейчас мы с воодушевлением и активно работаем», — отметил Владислав Каськив.
Что же касается финансирования проекта, то украинская сторона со своим участием в проекте почти готова.
«На сегодняшний момент мы уже 4-5 месяцев ведем переговоры с рядом потенциальных компаний-инвесторов, которые примут участие в консорциуме инвесторов. Эти компании могут представлять разные регионы, более того, у нас есть даже заявки со стороны отдельных государств – соседей Украины по участию в этом консорциуме, — говорил Владислав Каськив. — Для того, чтобы структурировать консорциум инвесторов, необходимо еще некоторое время, примерно несколько месяцев, которые совпадают во времени с подготовкой уже технологического процесса, в частности, строительства подводного канала для судов».
А был ли мальчик?
А дальше… А дальше начались «непонятки». Испанская компания вдруг начала демонстрировать свою непричастность к этому событию, заявив, что даже не знает, с кем Украина подписала миллиардное соглашение. Представители Gas Natural Fenosa открестились от происходящего и начали утверждать, что человека, подписавшего договор, в глаза не видели. Все это сразу же начало напоминать ситуацию с классическим вопросом: «А был ли мальчик? Может, мальчика и вовсе не было?».
Компания официально заявила, что человек по имени Джорди Сарда Бонвеи не представляет ни ее, ни дочерние предприятия, сообщила газета Financial Times. Мало того, потрясенная сообщениями в СМИ, пресс-служба компании опубликовала следующее заявление: «Gas Natural Fenosa не подписывала никаких контрактов по инвестированию в LNG-терминал в Украине или с управлением консорциумом по строительству этого терминала. Gas Natural Fenosa не делает никаких исследований в этом отношении и не имеет представителей, работающих в Украине по этому вопросу. Мы категорически отрицаем новости, которые циркулируют в течение дня в различных средствах массовой информации».
Но украинская сторона, несмотря на анекдотизм происходящего, не сдалась, высказав при этом свою версию произошедшего. Так, Владислав Каськив уверен, что «мальчик» точно был, и что он был представителем испанской компании. И украинские чиновники настаивают на том, что с Gas Natural Fenosa было достигнуто соглашение. Председатель Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами подчеркнул, что был уверен, что Сарда Бонвеи представляет интересы Gas Natural Fenosa.
В общем, поднялся целый скандал, в котором стороны отфутболивали друг другу противоречивые утверждения. Украинская сторона утверждала, что провела переговоры с Gas Natural Fenosa и Сардой Бонвеи в роли представителя компании. В Gas Natural Fenosa упорно это отрицают. Описав все это подробно, Financial Times также пыталась поговорить с самим господином Бонвеи, но тот от комментариев почему-то отказался…
Его знают многие
Однако личность эта не такая уж и загадочная, как кажется. Этот человек, как оказалось, довольно известен в нашей стране, правда, по не столь крупным проектам. В украинском агентстве по инвестициям говорят, что Бовеи часто бывал на переговорах о строительстве, его постоянно видели в обществе главы немецкого подразделения Gas Natural Fenosa Томаса Раукауфе… С которым тоже пока ничего не понятно. Руководство испанской компании настаивает, что никакого Раукауфе в Gas Natural Fenosa не числится. Это вообще какая-то гоголевская говорящая фамилия, ведь «reukaufen» по-немецки означает «отступные за невыполненный контракт».
Что касается Бонвеи, то в 2007 году он зарегистрировал компанию Ukrainvest Spain Promociones. Именно как представитель этой компании он и вел переговоры с украинскими властями, называя себя посредником между Украиной и крупным испанским бизнесом. Его штаб-квартира – простой дом в пригороде Барселоны Сент Винсент де Кастельет.
И еще подробности: оказывается, это не первая сделка, заключенная Бонвеи в Украине. Последние несколько лет он продает властям небольших городков мусоросжигательные заводы. Например, Дрогобыч в Львовской области заключил с ним договор на десять миллионов евро. Привез господина Бонвеи в Дрогобыч, якобы, глава львовской областной администрации Михаил Цымбалюк. Еще, кроме газа и мусора, Бонвеи занимается недвижимостью. Соответствующая компания, кстати, зарегистрирована по тому же адресу в пригороде Барселоны.
Да и с украинской стороны хлынула масса неточностей в информации о подписании. Сведения о человеке, который подписал с испанской стороны соглашение о LNG-терминале, в правительстве и на сайте Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами разные, отмечает «Украинская правда».
На сайте правительства указано, что соглашения подписывали Генеральный директор внешних отношений компании Gas Natural Fenosa Джорди Гарсиа Табернеро и старший вице-президент компании Excelerate Energy Эдвард Скотт. Однако, как сообщалось, Gas Natural Fenosa отрицают подписание с Украиной каких-либо соглашений. На сайте Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами отмечается, что под соглашением с испанской стороной стоит подпись Джорди Сарда Бонвеи (Jordi Sarda Bovehi). В то же время на фото, сделанных во время подписания соглашения, среди подписантов есть Джорди Сарда Бонвеи и Эдвард Скотт. Джорди Гарсиа Табернеро на фотографиях нет. Путаница и неразбериха несусветная. И все это поставило нашу страну в очень неловкое положение.
Невиноватая я!
И тут украинская сторона начала выдвигать свои версии и высказывать предположения. Владислав Каськив заявил, что причиной обнародованной информации, о том, что испанская компания Gas Natural Fenosa опровергает свое участие в проекте LNG-терминал служат недоработки в соглашении. К тому же, СМИ начали добавлять информацию о том, что на церемонии подписания документа изначально планировалось, что от испанской стороны его подпишет директор по внешним связям Gas Natural SDG, S.A. Джорди Гарсиа Табернеро. Однако из-за того, что он не смог по неназванным причинам быть на церемонии, документ подписал Джорди Бонвехи.
«Я до сих пор надеюсь, что причиной обнародованной в СМИ информации являются технические неувязки. Сейчас мы проводим соответствующие консультации», — высказался сразу же после поднятия шумихи Каськив.
Его версию подержал и министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, информирует УНИАН.
«Насколько я понял, они сейчас выясняют технические вопросы, связанные с тем, была ли у него доверенность», — сказал Юрий Бойко.
Он отметил, что представитель, подписавший документ, участвовал от компании Gas Natural SDG, SA во всех переговорах с Украиной.
«Он, во всяком случае, участвовал во всех переговорах от этой компании, — сказал главный энергетик страны. — Но если Gas Natural Fenosa действительно приняла решение не принимать участие в проекте, то мы с уважением отнесемся к нему, поскольку понимаем, что оно могло быть принято в условиях понятного давления».
Вот с чем не согласилась украинская обвиненная сторона так это с распространенной информацией о неподписании соглашения, парируя тем, что Госинвестпроект имеет на руках подписанный текст соглашения.
«В интернете размещена недостоверная информация, что компания Gas Natural Fenosa «ничего не знает об этом проекте», поскольку именно подразделение Gas Natural Fenosa Engineering (Socoin) осуществлял разработку ТЭО проекта», — уточнил министр.
Скандала можно было избежать?
Украинская сторона утверждает, что отказ испанской компании от участия в реализации проекта «LNG-терминал» не будет иметь принципиального значения для реализации проекта. Ключевым для Украины является доставка морской платформы на черноморское побережье Украины, и эта задача сейчас активно реализуется.
«Любая компания имеет право принять решение на том этапе, когда возникают юридические последствия. И мы, конечно, очень ценим это дружеское сотрудничество, но никакого принципиального значения для реализации проекта такое решение не будет иметь, потому что у нас есть целый круг партнеров. Испанская компания никакого эксклюзива или принципиального значения для его реализации не имела. Поэтому это можно фактически считать техническим вопросом, — отметил Владислав Каськив.
Но даже при таких успокаивающих заявлениях, в сторону тех, кто подписывал это несуществующее заявление, летели обвинения. Мол, этого скандала можно было бы избежать. Мол, заграница вообще не виновата, сами дел натворили!..
«Не стоит винить никого из-за границы, как бы не подавались их мотивы. Скандала можно было бы избежать, если бы была соблюдена процедура подписания международных документов, — высказал свое мнение эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский. — В частности, к переговорам и к подготовке международного двустороннего инвестиционного документа, как это видно из СМИ, снова не привлекались украинские дипломаты (из МИДа Украины или из Посольства Украины в Испании), которые при любых обстоятельствах не допустили бы подписание документа без надлежащего оформления и фиксации полномочий лиц, которые его подписывают. Этого не скажешь об испанской стороне — ведь на подписании присутствовал Посол Испании в Украине».
Кроме этого, эксперт убежден, что этот скандал, после столь дурно пахнущей истории, никоим образом не будет способствовать притоку иностранных инвестиций в критически важный для Украины проект, да и инвестиций в целом — какими бы искренними или неискренними были объяснения случившегося.
«Игнорирование дипломатов в очередной раз привело к позору ряда первых лиц государства и показало миру и украинскому обществу их непрофессионализм. Пора уже научиться сначала сделать дело, а потом — PR-акцию. В любой цивилизованной стране в таком случае должны были быть громкие отставки чиновников, которые допустили ошибки при исполнении должностных обязанностей и таким образом опозорили свою честь», — отметил Соколовский.
Готов ответить по всей строгости закона
Понимая, мягко говоря, неловкость сложившей ситуации, глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами готов ответить за случившееся со всей ответственностью, и покинуть свой пост.
«Думаю, что такие разговоры естественны. Если это будет способствовать реализации проекта – какие вопросы? Для меня вообще строительство LNG-терминала – это не вопрос моей судьбы, это стратегический вопрос для Украины, который не реализовывался 20 лет, — сказал Владислав Каськив. — Все, что мешает реализации проекта, я готов снять».
В итоге, скандал вроде бы замяли. Госинвестпроект распространил информацию о том, что недоразумение, возникшее из-за подписания соглашения о сотрудничестве с испанской компанией Gas Natural Fenosa, полностью урегулировали, пишет Gazeta.ua.
«Вопрос был урегулирован путем обмена письмами с Gas Natural Fenosa», — говорится в сообщении.
По данным ведомства, испанская компания до сих пор не принимала решений по вопросам участия в консорциуме по строительству LNG-терминала, но подтвердила свое предыдущее участие в его реализации, в частности, разработке подразделением компании Gas Natural Fenosa Engineering его технико-экономического обоснования.
«В связи с указанным, Госинвестпроект выразил благодарность за весомый вклад компании в реализацию национального проекта LNG-терминал и отметил, что эта работа была осуществлена на высоком профессиональном уровне», — отметили там.
Gas Natural Fenosa, в свою очередь, пожелала Госинвестпроекту всяческих успехов в строительстве LNG-терминала, который, согласно выписки из письма, станет важным вкладом в решение вопросов безопасности газовых поставок в Украину.
Несколько «но» напоследок
Что же касается реализации самого проекта, то тут возник еще и другой вопрос. Высказывалось мнение, что экономическая целесообразность данного проекта весьма сомнительна. С одной стороны, премьер Николай Азаров заявлял, что его реализация позволит снизить стоимость голубого топлива для страны в два раза, но точных цифр не привел. В то же время себестоимость сжижения и транспортировки достигает 320 долларов за тысячу кубометров, подсчитало издание Maanimo.com.
Рыночные же цены – существенно выше. СПГ торгуется в британских термических единицах. Если перевести в кубометры, выходит, что в Азии цена тысячи кубомертов переваливает за 570 долларов, в Европе – за 390, и только в США за счет госсубсидий по сланцевому газу держится в районе 280. При этом Украина закупает газ в России по 430 долларов.
Получается, сокращения цены вдвое невозможно. Более того, неизвестно, зачем добывающим компаниям — ресурс по новым маршрутам, если существующий азиатский – более выгодный.
Да и стоимость проекта стоит под большим вопросом. Деньги в строительство инфраструктуры уже вкладываются. Уже эта сумма могла бы заставить профессионалов в профильных министерствах засомневаться: даже в чрезвычайно развитом, с точки зрения инфраструктуры, французском Дункирке близкий по объемам проект реализуется за два миллиарда. Что можно сделать примерно за миллиард? Терминал «Южный Хук» в Британии, который построили два года назад, пропускает втрое меньше газа, чем хотят украинцы. Примерно такое же соотношение цены и пропускной способности – в американском «Голден Пассе», построенном год назад.
Так не выглядит ли авантюрой строительство украинского терминала? Возможно, именно в этом и стоит искать причину произошедшего...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |