ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесса – 2013: учимся жизнь по средствам
19.12.2012 / Газета: Деловая Одесса / № 47(489) / Тираж: 16000

На ближайшей сессии Одесского горсовета, запланированной на 21 декабря нынешнего года, депутатам предстоит принять бюджет города, проект которого был утвержден на заседании исполкома горсовета. Как показал анализ ситуации, Одессе предстоит жить в достаточно непростых условиях, и рассчитывать на помощь неоткуда. А для того, чтобы не допустить кризиса, придется учиться жить по средствам…

В условиях сокращения казны

Несмотря на то, что новости не такие уж и замечательные, в ходе заседания исполкома никто не паниковал. Все понимают – кризис есть кризис, и он диктует свои условия. И самое главное в такой ситуации – правильно распределить средства.

«Бюджет напряженный, но выполнимый, ждать помощи нам неоткуда, нужно рассчитывать на внутренние резервы для недопущения кризисной ситуации, – высказала свое мнение во время обсуждения проекта бюджета Одессы на 2013 год руководитель муниципального департамента финансов Светлана Бедрега. – Надо научиться жить по средствам, зарабатывать и экономить». В проекте бюджета Одессы на 2013 год запланировано сокращение расходов городской казны на 210 млн. грн по сравнению с прошлым годом.

При формирования доходной части проекта бюджета учтено расширение перечня источников доходов за счет введения с 1 января 2013 года налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, ставки и порядок взимания которого утвержден решением Одесского городских совета от 08.07.2011 года № 796-VI. Этот налог является источником формирования специального фонда бюджета — бюджета развития. Плановые показатели на 2013 год — 1 658,7 тыс. грн. В аспекте позитивных тенденций развития экономики в бюджете 2013 года учтено снижение ставки налога на прибыль – с 21% до 19%. Общий объем доходов бюджета города Одессы на 2013 год — 2 612 408,1 тыс. грн. В том числе – объем доходов общего фонда бюджета Одессы — 2164 966,3 тыс. В эту сумму входит: доходы, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов — 1 516 385,1 тыс. грн., доходы, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, — 460 000,0 тыс. грн, межбюджетные трансферты — 188 581,2 тыс. грн, объем доходов специального фонда бюджета — 447 441,8 тыс. грн, из них бюджет развития — 270 000,0 тыс. грн. С учетом динамики фактических поступлений за три предыдущих года и ожидаемых поступлений в 2012 году, определен объем доходов бюджета города Одессы на 2013 год в сумме 2 612 408,1 тыс. руб. грн. Общий фонд (с дотациями и субвенциями) — 2164 966,3 тыс. грн. Специальный фонд (с субвенциями) — 447 441,8 тыс. грн.

Объем бюджета без учета дотаций и субвенций из госбюджета составляет 2 373 666,9 тыс. грн (общий фонд –1 976 385,1 тыс. грн, специальный фонд – 397 281,8 тыс. грн).

Дотация все же предполагается

Прогнозный показатель доходов общего фонда бюджета на 2013 год (без трансфертов) составляет 1 976 385,1 тыс. грн, что на 219 951,9 тыс. грн или 12,5% больше ожидаемых поступлений за 2012 год.

Кроме того, законом Украины о Государственном бюджете на 2013 год в Одессе предусмотрена дотация выравнивания в сумме – 151 960,9 тыс. грн с нормативом ежедневных перечислений 0,83%, а это на 101,4 млн. грн, или 40,0% меньше от показателей 2012 года.

Напомним, что тенденция предыдущих лет была такова: 2007 год — изъятие 2 561,0 тыс. грн, 2008 год – дотация 18 304,8 тыс. грн, 2009 год – дотация 4 223,7 тыс. грн, 2010 – дотация 154 811,7 тыс. грн, 2011 -149 227,6 тыс. грн, 2012 — дотация 253 379,3 тыс. грн.

Таким образом, объем доходов общего фонда (без трансфертов, но с учетом дотаций выравнивания) определен в сумме 2 128 346,0 тыс. грн. или 106% к уровню ожидаемого факта 2012 года.

В общем фонде бюджета города 76,7% составляют делегированные доходы.

Зарплату «в конвертах» будут пресекать

Объем делегированных доходов в проекте бюджета Одессы на 2013 год планируется в сумме 1 516 385,1 тыс. грн. Это соответствует показателям, доведенным Министерством финансов Украины и учтенным в Законе Украины о Государственном бюджете Украины на 2013 год, (темп роста к плановым показателям 2012 года 114%, к ожидаемому поступлению 115%) с учетом сопоставимых условий.

В условиях формирования местного бюджета по новому Бюджетному Кодексу основным бюджетоформирующим источником поступлений делегированных доходов, как и в предыдущие годы, является налог на доходы физических лиц (99,7%). В общем фонде удельный вес налога – 76,5%.

Всего на 2013 год запланированы поступления налога на доходы физических лиц в сумме 1 511 840,0 млн. грн, или 115,1% к ожидаемому факту 2012 года или 114,5% к плану 2012 года.

Основными условиями обеспечения поступления налога на доходы физических лиц в 2013 году станут: рост минимальной зарплаты — с 1 января – 1 147 грн, с 1 декабря — 1 218 грн., рост на 71 грн, или 106,2% за год. На этот показатель также повлияет выявление резервов увеличения поступлений налога на доходы физических лиц. Сделают это очень просто – будут отслеживать выплату зарплаты в «конвертах». Предполагается, что увеличение среднемесячной зарплаты по Одессе возрастет на 14,7% в сравнении с 2012 годом и доведение ее до уровня 3 302 грн.

Плата за землю сформирует собственные доходы

Объем собственных доходов Одессы планируется в сумме 460 000 тыс. грн (что на 22,8 млн. грн или 5,2 % больше ожидаемых поступлений за 2012 год). Основным источником, а именно почти 70% в собственных доходах и 16,0% в общем фонде бюджета является плата за землю.

Прогноз поступлений платы за землю на 2013 год рассчитан в сумме 319,4 млн. грн, или 109,1% к плановым показателям 2012 года и на 13,3% больше от ожидаемого факта 2012 года (для сравнение: темп роста 2012 года по сравнению с 2011 составляет 107,7%).

В 2013 году 54,2% платы за землю составит поступление земельного налога и 45,8% арендной платы. Хочется надеяться, что тот темп роста, который закладывался при расчетах на 2013 год, будет выдержан.

Местные сборы в общий фонд на 2013 год составят 38,8 млн. грн (парковка 16,5 млн. грн, туристический сбор 2,3 млн. грн, патенты 20,0 млн. грн).

Местные налоги в специальный фонд на 2013 год составят 191,7 млн. грн (единый 190,0 млн. грн, налог на недвижимость 1,7 млн. грн).

Всего в бюджет города Одессы прогнозная сумма местных налогов и сборов запланирована в размере 230,5 млн. грн.

Приоритетные программы

В условиях ограниченного финансового ресурса сформированный бюджет Одессы на 2013 год базируется на концентрации средств на реализацию приоритетных программ, от которых зависит жизнедеятельность города.

Объем расходов на выполнение делегированных государством полномочий предусмотрен на уровне расчетных показателей, доведенных Министерством финансов Украины в сумме 1 668 346,0 тыс. грн. По сравнению с аналогичным показателем 2012 года, объем расходов на исполнение делегированных полномочий увеличен на 5,4% или на 85247,8 тыс. грн.

Характерной особенностью является то, что расходы по отрасли «Здравоохранение» снижены на 4,4% или на 26,3 млн. грн по сравнению с расчетными показателями 2012 года. Это обусловлено тем, что в соответствии с Законом Украины «Об экстренной медицинской помощи», который вступает в силу с 1 января 2013 года, финансирование станций скорой медицинской помощи в системе экстренной медпомощи будет осуществляться за счет средств областного бюджета.

Поэтому в горбюджете на 2013 год расходы на финансирование КУ «Одесская станция скорой медицинской помощи» не предусмотрены. Кроме того, уменьшены расходы на оплату лечебно-профилактическим учреждениям автотранспортных услуг, которые предоставляются КП «Автобаза санитарного транспорта».

Всего объем расходов общего фонда бюджета города Одессы составляет 2 124 966,3 тыс. грн. Максимальный удельный вес в структуре расходов общего фонда бюджета составляют расходы на финансирование учреждений социально-культурной сферы – 70,1%.

Что влияет на уровень зарплаты?

Как показали расчеты, показатели, которые влияют по уровень заработной платы одесситов – это минимальная зарплата и размер должностного оклада работника І тарифного разряда Единой тарифной сетки на месяц.

При формировании расходной части бюджета на 2013 год были обеспечены расходы на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными нормативами: минимальная заработная плата: с 1 января — 1147 грн, с 1 декабря – 1218 грн в месяц. Особенностью является изменение минимальной заработной платы только два раза, в отличие от 2012 года, когда минимальная заработная плата изменялась 5 раз в течение года. Также влияет на уровень зарплат размер должностного оклада работника І тарифного разряда ЕТС: с 1 января — 852 грн, с 1 декабря – 928 грн в месяц.

Что касается социальной составляющей бюджета, то, несмотря на ограниченность финансового ресурса, в бюджете города учтены расходы на реализацию Программы предоставления социальных услуг и другие виды помощи. Объем расходов на реализацию программы предусмотрен в сумме 42,3 млн. грн, что на 27,6% больше, чем предусмотрено в бюджете 2012 года на исполнение аналогичной программы.

Средства программы соцпомощи будут направлены на поддержку ветеранов ВОВ, участников боевых действий в Афганистане, чернобыльцам, на льготы в сфере ЖКХ, соцпомощь незащищенным слоям населения и др.

Жители ветхих домов от квартплаты освобождаются

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство учтены по направлениям, от которых зависит полноценная жизнь Одессы, в общей сумме 93,2 млн. грн.

В 2013 году будет продолжена практика освобождения от квартплаты жителей аварийных и ветхих домов. В бюджете предусмотрены расходы на компенсацию убытков коммунальных предприятий «ЖКС» в сумме 5,8 млн. грн.

В Государственном бюджете предусматривается для всех местных бюджетов субвенция на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог.

Данная субвенция является компенсацией потери части доходов в связи с отменой с 1 января 2011 года налога с владельцев транспортных средств, и соответствующим увеличением акцизного налога на топливо.

В Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» для Одессы предусмотрена субвенция в сумме 50 160,0 тыс. грн (справочно: в 2012 году объем субвенции – 46 375,0 тыс. грн, в т.ч. за счет области – 20 000,0 тыс. грн).

Кроме того, городу в Госбюджете предусмотрена субвенция на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию в сумме 35,0 млн. грн (для сравнения: субвенция будет распределена в соответствии с порядком, утвержденным КМУ; на 2012 год – 66,8 млн. грн).

Расходы бюджета развития предусмотрены в сумме 310 00,0 тыс. грн. Из них на погашение кредиторской задолженности – 31 693,6 тыс. грн, погашение основной суммы долга – 91 400,0 тыс. грн, платежи, связанные с исполнением гарантийных обязательств – 21 473,9 тыс.грн, субвенция на социально-экономическое развитие – 35 000,0 тыс. грн.

Автор: Лидия ЛАГОДА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту