ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Сколько будет стоить проезд в маршрутке?
27.12.2012 / Газета: Одесский вестник / № 196(5246)‎ / Тираж: 5481

Вот уже два месяца полнится слухами Одесса: проезд в маршрутных такси скоро значительно подорожает, поскольку работа автотранспортных предприятий-перевозчиков нерентабельна.

Так ли это на самом деле и чего конкретно добиваются перевозчики в тарифной политике? Что думают экономисты относительно обоснованности повышения стоимости проезда в маршрутках? Согласует ли город новые цены на проезд?

Экономисты рассчитали: 4 гривни – много

На протяжении нескольких последних лет в Одессе расчетами для определения уровня экономически обоснованных тарифов на проезд в маршрутных такси занимаются специалисты научно-производственного центра «Экономинформ». Руководитель центра – опытный экономист и почетный автотранспортник Украины Георгий Хаскин – так прокомментировал нынешнюю ситуацию:

– Убежден, что темп роста тарифов не должен превышать темпа роста средней заработной платы. Конечно, лучше было бы основываться на темпах роста чистых доходов населения, но, к сожалению, таких данных Госслужба статистики предоставить не может. По тем цифрам, что у нас есть, средняя зарплата в октябре этого года в Одессе составила 3 066 гривень. Рост в сравнении с январем 2011 года – 43%. Средний экономически обоснованный тариф на проезд в маршрутном такси в городе Одессе сегодня составляет 4 гривни. Но тариф на таком уровне, по моему мнению, согласовывать нельзя. Его темп роста в сравнении с нынешним тарифом (2,50 грн) опережает темп роста заработной платы, и около 50% маршрутов не дотягивают по расчетному уровню до тарифа 4 гривни. Это значит, что на половине всех одесских маршрутов, согласно нормам того же антимонопольного законодательства, стоимость проезда в маршрутном такси не может составлять 4 гривни.

По заключению экспертов НПЦ «Экономинформ», для обеспечения минимального уровня инвестиционной привлекательности автотранспортных предприятий-перевозчиков нужно 40 – 50 миллионов гривень в год. Это 10 – 13% годовых на вложенный капитал (в данном случае – балансовая стоимость автобусов). Для обеспечения существующего объема перевозок и поддержания уровня технического состояния подвижного состава ежегодно нужно обновлять 170 – 200 автобусов на сумму 60 – 70 миллионов гривень. Нынешний тариф (разовая поездка в маршрутном такси) на уровне 2,50 грн не позволяет не только рентабельно работать, но и выполнять требования Отраслевого соглашения в части установления средней заработной платы водителей в размере порядка трех тысяч гривень в месяц.

Аргументы перевозчиков

Подавляющее большинство одесситов уверены в том, что цена и качество услуги сейчас несопоставимы, а потому говорить о росте цен на проезд в маршрутках преждевременно. Перевозчики придерживаются противоположной точки зрения: новые цены на проезд не только назрели, но уже давно перезрели, и если их не ввести, то говорить об обеспечении безопасности и комфорта пассажиров не придется.

Но что реально даст новый тариф? Так, по расчетам специалистов автотранспортной отрасли, при введении новой стоимости проезда на уровне 3 гривень 50 копеек можно ожидать обновления парка автобусов до 80 единиц ежегодно, а также увеличения количества автобусов, приспособленных для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями. Повысятся в среднем на 30% официальная средняя заработная плата водителей, отчисления в бюджеты и государственные целевые фонды, степень устойчивости автотранспортных предприятий к внешним рискам.

– В сентябре этого года мы анализировали отчеты руководителей предприятий о выполнении коллективных договоров, – говорит председатель областного комитета профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Владимир Чечеткин. – Дело даже не в том, что на сегодня фактически нет в городе автотранспортных предприятий, которые бы платили среднюю зарплату согласно требованиям Отраслевого соглашения. Мы катастрофически теряем кадры, под угрозой обеспечение безопасности перевозок. Оргкомитет транспортников обратился к исполняющему обязанности директора департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павлу Стерлядову с предложением ускорить процесс согласования экономически обоснованных тарифов. Предприятия-перевозчики настаивают на том, что уже в январе 2013 года стоимость разовой поездки в маршрутном такси должна составлять не ниже 3 гривень 50 копеек.

Соблюсти баланс интересов

Пока неизвестно, согласится ли город на согласование новых тарифов на проезд, но вероятность того, что стоимость разовой поездки в маршрутке увеличится, высока. Главный аргумент в пользу повышения – обеспечение безопасности пассажиров. Транспортники бьют тревогу: профессионалы уходят в другие отрасли, через 2 – 3 месяца некому будет работать.

На первый взгляд, экономические предпосылки для беспокойства у них есть. Если стоимость литра бензина в начале 2011 года составляла в среднем 8,20 – 8,30 грн, то в ноябре этого года – 10,30 – 10,40 грн. За полтора года с момента введения новых тарифов в несколько раз возросли расходы на запчасти и оборудование. Как следствие, нет возможности запуска новых технологий, автоматизированных систем диспетчерского контроля, электронных систем сбора выручки…

С другой стороны, очередное повышение тарифов инициируется не впервые, и сказать, что с весны 2011 года (когда в очередной раз возросла стоимость проезда в маршрутках) что-то кардинально изменилось в лучшую сторону в вопросах обеспечения комфорта и качества обслуживания пассажиров, нельзя. А потому прогнозировать однозначно, что позиция транспортников по величине нового тарифа будет поддержана городской администрацией, опрометчиво.

На сегодняшний день перевозчики представили свои расчеты и акты обследования пассажиропотока в департамент транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета. Специалисты департамента, проверив исходную информацию, отправили материалы в управление экономики, промышленности и инвестиций Одесского городского совета. Отдельные расчеты по составляющим тарифов у экономистов города вызвали сомнения, и теперь перевозчикам предложено предоставить дополнительные данные по ряду позиций.

– После того как будут уточнены показатели, городское управление экономики, промышленности и инвестиций повторно рассмотрит их и вынесет заключение о правильности экономической обоснованности введения новых тарифов на проезд, – комментирует исполняющий обязанности директора департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павел Стерлядов. – Потом новые тарифы обсудит профильная депутатская комиссия Одесского городского совета и вынесет свой вердикт, и только после этого мы сможем согласовать изменения. Но о новой стоимости проезда пока говорить преждевременно.

По статистическим данным, маршрутные такси перевозят в год 140 миллионов пассажиров. Будем надеяться, что новые тарифы на проезд учтут не только интересы транспортников, но и тех, кто пользуется их услугами.

Автор: Игорь ПЕТРОВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту